Бизнес-курсы8911

Почему человек на производстве должен стоить дорого

Правила игры для производственных компаний давно изменились, но от человека по-прежнему многое зависит. Что мешает управленцам строить устойчивые бизнес-системы?

Как руководителю производственной компании заглянуть в будущее? Как погружаться в производственные процессы и не утонуть в них? Как можно быстро оценить культуру производства предприятия? Об этом и многом другом – в беседе с Ильгамом Мирзиным, экспертом совместной программы «Производство 2050» МФТИ, Глобального университета Рыбакова и  корпорации «Технониколь», основателем и генеральным директором «Завод ПЛАСТЭК-ГЕО». 

Executive.ru: Программа называется «Производство 2050». Давайте заглянем в будущее. Поделитесь, пожалуйста, вашим видением, как будет выглядеть производство через 25 лет? Ключевые моменты. 

Ильгам Мирзин: У кого-то будущее уже наступило, поэтому у них 70 заводов, которые отлично работают. А некоторые, до сих пор с одним мучаются. Если говорить про ключевые моменты, то речь идет о переходе к замкнутому циклу экономики. Это означает:

E-xecutive.ru: Вы сейчас перечислили, что должно качественно измениться, а как оценить эффект этих изменений? На какие показатели ориентироваться? 

И.М.: На производительность труда. Берем выручку из годового отчета, делим на количество персонала. Это самый верный способ, который показывает, что происходит на любом предприятии. Сегодня можно условно ориентироваться на такие цифры:

На программе мы будем изучать и искать вместе со слушателями методы, как снизить себестоимость готовой продукции их предприятий. В первую очередь, это можно сделать за счет оптимизации фонда оплаты труда и, как следствие, уменьшения налоговой базы. Мы наблюдаем нехватку человеческих ресурсов. В том числе те, кто приходит на программу обучения понимают, что не могут работать и вести процессы в «ручном» режиме, к которому привыкли.

Процесс изменения мышления идет. Об этом говорят и сами управленцы. Они ищут инструменты, ответы на вопросы «как». Поэтому, когда они меня спрашивают «что делать дальше», я отвечаю: выходить из офисов, спускаться в цеха, наблюдать, погружаться в процессы тех, у кого это уже все работает. Только ради этого стоит идти на программу «Производство 2050» — это своего рода «входной билет» к тем, у кого будущее уже наступило.   

Executive.ru: Такая своеобразная тренировка насмотренности.

И.М.: Да, но этого недостаточно, конечно. Нередко происходит так: люди приезжают, смотрят, восхищаются, «надо так же сделать», ты к ним через год заглядываешь на производство — а воз и ныне там.

Executive.ru: Как вы думаете, почему так происходит?

И.М.: Все банально. Собственник не может осознать и принять, что он не прав. Многие получили свои активы в 90-е годы, не обладая соответствующими профессиональными знаниями в сфере производства и до сих пор фактически не разобрались в производственных процессах, которыми управляют. В свое время это были конкурентоспособные предприятия. Сегодня уже не получиться заложить несколько вариантов себестоимости сырья в конечной продукт. Рынок сформирован, лишний рубль просто так нигде не заработаешь. Поэтому важно понимать, что можно сделать для оптимизации производственного процесса, чтобы снижалась трудоемкость и при этом сходились финансы.

Изменения на производстве — это долгий и тяжелый процесс. Как показывает опыт, он происходит двумя способами:

Executive.ru: На программе «Производство 2050» вы ждете и собственников и управленцев. С какими запросами они идут на программу?

И. М.: Собственник приходит всегда с одним вопросом «Почему предприятие работает, а доход не приносит? Что мне делать дальше?»

Из управленцев идут те, у кого уже сформирован запрос на изменения. Они понимают, что надо двигаться иначе, но пока не понимают, что и как именно делать. Они оглядываются по сторонам и видят, что есть другие, кто лучше и они хотят прийти к своей версии «лучше».

Executive.ru: Вы – основатель и генеральный директор завода. Что самое сложное в работе управленца, на ваш взгляд?

И.М.: Самое сложное было, есть и будет — управление людьми, поддерживать их мотивацию и вовлеченность. Завод — это машина. Она сама по себе пока не запускается. Основные процессы выполняют люди: заправляют, обслуживают, настраивают механизмы. Невозможно всем заниматься самому, поэтому ты полагаешься на людей, которые управляют своими процессами. 

В своей управленческой практике я встречал, условно, три типа людей: создают проблемы, не создают проблемы, решают проблемы. Задача руководителя — соблюдать баланс, потому что у каждого из них своя роль в системе. Невозможно иметь в команде только тех, кто решает проблемы. Они — высокооплачиваемые специалисты, всегда хотят идти вперед. Обеспечить их запросы, постоянно находить задачи за счет тех, кто создает проблемы — задача со звездочкой. Им нужно создать условия для развития, предложить что-то на вырост, чтобы они не думали о работе на стороне. 

Executive.ru: Как выявить сотрудника, который решает проблемы? 

И.М.: Один из маркеров — спорит по делу. У меня есть правило, если мой директор по производству или главный инженер аргументировано возражают, я туда даже лезть не буду.

Если сотрудник отвечает и может спорить — это золото, а не сотрудник. Часто можно встретить порочную практику, когда начинают доверять тем, кто кричит больше всех. К сожалению, у нас любят ушами, и многие собственники выбирают лесть. На словах все красиво, а по факту...

Нужно быть внимательным, присматриваться к людям. Вот почему надо погружаться в процесс. Если ты этого не делаешь, то другие тем более не будут разбираться и деньги за тебя не заработают. 

Execuite.ru: До какой степени надо погружаться в процесс, чтобы там не утонуть?

И.М.: Погружаться в процесс и влиять на процесс — это две разные вещи. Погрузиться нужно основательно и до конца, чтобы понимать, что происходит. А влиять на него надо уже через людей, которые за этот процесс отвечают. 

Алгоритм работает примерно так. На каждом этапе погружения проводишь оценку: что делают и как действует люди. Понял, разобрался, сделал чек-лист. Сверяешься с ним. Влияешь на людей, которые владеют процессом до того момента, пока ты не подберешь такую команду, чтобы тебе не надо было туда лезть. Далее влияние сводиться к сверке с определенной периодичностью, когда ты видишь, что правильные люди делают правильные вещи. В этот момент можно уже чуть-чуть дистанцироваться.

Я нередко наблюдаю, что собственники и менеджмент, думают, что управляют «лодкой с одним веслом». Начинают «погружение» в процессы, оказывается, что у лодки есть моторы, можно уже давно было их использовать, а они все веслом гребут: возможности производственной линии не знают, что и как настраивать не умеют, в технологиях не разбираются, можно ли туда и сколько добавлять определенного материального ресурса. И тут нет универсального решения, волшебной таблетки. Один гвоздь, который торчит посреди улицы не может быть во всем виноват. Как правило, присутствует комплекс вопросов, которые требуют решения. Так что смотреть надо и глубже и шире. 

Одним из таких вопросов может быть — дешевый персонал, который набирают по остаточному принципу. Сложные производственные технологические процессы требуют либо людей с огромным опытом, либо с профильным образованием. Персоналом надо заниматься. Инвестиции, дорогое оборудование, хорошие линии, перспективный проект просто не кем будет обслуживать, не с кем это все развивать и идти дальше. Вот почему человек на производстве должен стоит дорого.

Executive.ru: В описании программы организатор обещает дать «готовые решения под ключ», в том числе «шаблоны» и «чек-листы». На ваш взгляд, в каких производственных процессах, в каких ситуациях такие готовые алгоритмы реально помогают, а где перестают работать?

Шаблоны хороши на первоначальном этапе. Их можно примерить на свое производство. Затем должна быть обязательная доработка под различные производственные и технологические процессы. Шаблонное решение поможет понять норму численности, удельный объем расходов на персонал, операционные затраты. Другими словами, шаблонное решение — это инструмент, который позволяет сделать версию 1.0 программы изменений. А далее ее необходимо дописывать, доводить до желаемого состояния. При этом улучшения нужно делать до разумного уровня.

Executive.ru: Какие чек-листы вы используете в работе, например, когда приходите на производство в первый раз, с чего начинаете знакомство с предприятием?

И.М.: Захожу в туалет и в раздевалки. Их состояние говорит об отношении руководства к персоналу и об отношении персонала к имуществу, о взаимном уважении предприятие-сотрудник. В первую очередь, это наглядный маркер, который показывает уровень культуры производства. Если там бардак, то на производстве бардак, как правило. Исключение — если предприятие переезжает или только переехало, и у него есть план ремонта.

Далее прохожу по оборудованию. На любом предприятии есть отправная точка создания ценности — первый узел, откуда входящее сырье перерабатывается в какой-либо полуфабрикат или уже в конечную продукцию. Смотришь, как внутренняя логистика организована. На какой линии делают какую продукцию. Как это в рамках баланса мощностей рассчитано. Почему столько людей в цеху. Наблюдаешь, делаешь фотографию рабочего времени.

Заходишь в курилку, даже если не куришь. Сидишь, слушаешь, о чем говорят люди. Делаешь выводы. Многое становится понятным. 

Executive.ru: Что вы посоветуете тем, кто рассматривает для себя обучение на программе «Производство 2050»?

И.М.: Четыре ключевые мысли:


В рамках инициативы «Физтех 2050» МФТИ и Глобальный университет Рыбакова запустили «Производство 2050» — программу от индустриальных визионеров для будущих лидеров производства, для тех, кто строит устойчивый бизнес с горизонтом планирования в десятилетия. При участии корпорации «Технониколь» и других ведущих промышленных компаний. Узнать подробности и присоединиться можно на сайте https://pro.global-university.ru.

Партнерский материал

Рекламодатель АНО «Институт РСКП» ИНН 7702403010 Erid: 2SDnjeMhxxv
Смотреть комментарии