Бизнес-курсы1022813

Как не бросить обучение на полпути?

Три шага к новым знаниям. Почему даже самым организованным и дисциплинированным людям, чтобы достичь цели, нужен наставник.

Каждый, кто начинал какое-то масштабное дело, знает: самое сложное – не приступить к нему, а не бросить начатое на полпути. Именно поэтому большинство благих начинаний заканчивается ничем.

На старте все выглядит прекрасно. Допустим, вы наконец-то решили выучить английский язык. Вы выбираете солидную языковую школу, скупаете в ближайшем книжном магазине все оксфордские учебники и подписываетесь на десяток англоязычных пабликов – «для души». У вас есть четкая цель – выучить язык, и вы готовы лететь к ней на всех парусах.

Этого запала обычно хватает на несколько месяцев, но потом темп замедляется. Вы решаете пропустить занятие, потому что слишком устали / приболели / не в настроении. Пропустив один урок и увидев, что небо не упало на землю, вы пропускаете еще один, и еще, и еще. Перспектива провести вечер за учебником однозначно проигрывает встрече с друзьями. Новый роман Ю Несбе оказывается куда увлекательнее англоязычного чтения. И через полгода вы вовсе бросаете уроки, потому что заметного результата нет, да и необходимость в нем перестает казаться насущной. Как-то же вы жили до сих пор без английского? Проживете и дальше.

История печальная, но очень типичная. Вам, как и многим до вас, не хватило дисциплинированности. Конечно, есть от природы дисциплинированные люди, которые не сворачивают с намеченного пути, пока не добьются своего. Это они худеют на пять размеров, бросают курить раз и навсегда, становятся чемпионами по кикбоксингу и с нуля изучают языки до уровня носителя. Но таких людей очень мало. У большинства не хватает силы воли, и винить себя за это не стоит.

Где взять дисциплинированность?

Однако откуда же берутся миллионы тех, кто все же не бросил дело на полдороги и дошел до цели? Все они перепоручили функции врожденной дисциплинированности кому-то другому. Они вышли в это плавание не в одиночку: с ними был кто-то, кто не позволит им расслабиться и остановиться. В спорте это тренер, в обучении – наставник или куратор. Задача этих людей – не только помочь вам сформулировать предельно точную цель и разработать план ее достижения, но и поддерживать мотивацию на должном уровне.

В нашей языковой школе мы видим такое практически каждый день. У нас есть корпоративное направление для обучения сотрудников компаний, больших и не очень. И наши преподаватели часто сталкиваются с тем, что у студента нет ясных целей, а значит, нет и мотивации. К тому же все они – взрослые занятые люди, у которых постоянно не хватает времени. Что можно сделать, чтобы студент не бросил обучение и достиг желаемого?

Три этапа для достижения успеха

1. Начать важно с цели. Расплывчатая цель – «выучить английский» – слишком туманна и неконкретна, чтобы быть хорошей мотивацией. Поэтому лучше всегда разбивать ее на конкретные и более осязаемые мини-цели. К примеру, «выступить в июне с докладом перед зарубежными партнерами и ответить на их вопросы», «выступить с презентацией своего проекта». Это позволяет сконцентрироваться на определенных моментах и не распыляться на лишнее, да и успех будет более осязаемым.

Пример: «Необходимо 15.07.18 на стратегической сессии компании представить итоги полугодия и планы своего департамента на английском языке, уметь ответить на вопросы и раскрыть детали». Это вполне понятная цель.

2. Постановка задач. Не просто «учить английский», а «подняться до уровня Upper Intermediate», «составить отчет на английском» или «выучить 300 слов из профессиональной лексики». Имея на руках готовые задачи, преподаватель вместе с учеником составляют план занятий и уже точно понимают, сколько времени займет их выполнение и как часто нужно заниматься.

Пример: текущий уровень языка – уверенный Intermidiate. Значит, для успеха нужна правильная лексика, четкая структура доклада и много репетиций прямо по разделам. Составляем список необходимых слов, готовим доклад, чтобы осталось добавить только цифры.

3. Изучение лексики и грамматики, отработка навыков слушания и разговорных навыков. На этом этапе проще всего сойти с дистанции. Однако человек, у которого есть план, бросает занятия менее охотно: когда видишь прогресс и понимаешь, что для достижения промежуточной цели осталось полшага, становится жалко потраченного времени и возникает желание завершить начатое. Роль наставника также становится очень важной. Его дело не только учить, но и следить за мотивацией и, если ученик теряет интерес, перемотивировать. Кроме того, он следит за уровнем нагрузки: нередко люди взваливают на себя больше, чем могут унести, и быстро перегорают. Но лучше снизить темп, чем бросить дело вовсе. А если обстоятельства вынуждают пропустить занятие, он следит за тем, чтобы урок был отработан в любом случае. Именно так и можно достичь успеха.

Пример: приступаем к черной работе – заучиваем, говорим, тренируем. Когда у вас есть собеседник для языковых спарингов и наставник, то на каждое ваше «я приболел», «улетаю в командировку» он скажет: «Без проблем. Когда отработаем?». И не даст вам сорваться с намеченного плана. И вот через два месяца вы не только имеете «табель посещений» три раза в неделю, но и уже уверенно выступаете со своим докладом. Конечно, если вы «самодисциплинированный герой», то этот успех будет возможен и без человека, который станет вашим родителем, ведущим за руку. Но, как показывает практика, лишь 3% людей самостоятельно доходят до цели.

Самостоятельно, без наставника, большинство людей просто не могут пройти все три этапа – если сформулировать цель худо-бедно могут многие, то составить план под силу не всем (вы ведь сами не знаете, что нужно изучать), а придерживаться его могут лишь единицы. Лучше все же довериться профессионалам, но не просто переложить на них всю ответственность, а совместно добиваться желаемого.

Смотреть комментарии