Журнал414324

Кто будет зарабатывать после коронакризиса

В посткоронавирусное время отношения работник-работодатель обострятся, безработица увеличится, но выход есть. 

Безработица для человека начинается гораздо раньше, чем он привык именно так классифицировать свое положение. Когда вас не берут вообще и никуда, это уже последняя стадия, а начинается все с того момента, когда у вас не получается устроиться на желаемую работу. Туда, где вы хотите профессионально расти. Это тоже безработица.

По молодости многим из нас все равно где расти, но вот, по мере того, как вы определяетесь в своих талантах, вам хочется развиваться в каком-то конкретном направлении. И вот здесь вы впервые сталкиваетесь с безработицей. Вы должны вписаться в определенный шаблон, который существует у менеджера по HR на желанную позицию. В нем некоторые формальные требования, но далеко не все. Лишь 50% из них формальны: пол, возраст, скилы.

Остальные требования вам никто не скажет, их предпочитают получать на месте, в момент личной встречи. И уже там опытный кадровик или топ-менеджер направления, куда вы собрались устроиться, считывает с вас остальные характеристики личности, как бы определяя «сработаемся» или «не сработаемся».

Самым важным является тут определение лояльности и управляемости. В команду требуются не просто сотрудники, а лишь те, кого можно встроить в систему, в которой вы будете хорошо управляемы и контролируемы, подчиняемы любым требованиям, даже если с ними не согласны.

Если работодателю покажется, что вы не вписываетесь, то закроет глаза на все ваши скилы, то есть навыки и умения. И вы останетесь без работы.

Чем взрослее человек, тем больше он не подходит по этому параметру. И никакие скилы тут не помогут. Именно поэтому отбор «по возрасту» является самым жестким фильтром. Чем человек умнее, тем раньше наступает этот «критический возраст», при котором работодатель понимает, что вы на «стадии служить бы рад, прислуживаться тошно».

Что скрывается под терминами «плохо обучаемый» или «не гибкий»? Это нежелание выполнять глупые требования, терпеть самодурство. Вот что пытается вычислить работодатель в вашем поведении, мимике, реакциях. И это важнее умений и навыков, поэтому менеджер по HR стоит впереди вашего будущего непосредственного начальника подразделения.

Иногда эти «вредные» качества просто проступают у человека на лбу как клеймо. И тогда наступает конец его карьере в любой отрасли на любой позиции, даже самой низкооплачиваемой.

Кто-то из вас подумает: «Что ж, бывает...». Однако, это естественный процесс, если вы хоть что-то из себя представляете, как специалист. Этот процесс неумолим и неизбежен. Среднестатистически он начинается проявляться в 35 лет и далее сильно прогрессирует. Но есть один нюанс!

При кризисе требования к скилам трансформируются

Выживают только очень сильные и простые бизнес-модели. В них, как правило, квалификация специалистов требуется ниже. Поэтому, чем глубже кризис, тем больше спрос на средних специалистов широкого профиля. Качества там хорошего и не нужно, оно даже вредно, поскольку не в пользу валового продукта. Перфекционизм в простых и живучих бизнес-моделях не приветствуется, он там лишний. Высоких технологий там нет.

И вот при такой конъюнктуре рынка, недовольство квалифицированного человека, выполняющего неквалифицированную работу, очень сильно проявляется. Т. е. те самые «вредные» факторы, которые сканирует в вас работодатель на этапе собеседования.

У вас спрашивают про умения и навыки — а вы гордитесь ими — и выясняется, что вы слишком крутой специалист для данной вакансии. Вы начинаете реагировать рефлекторно, пытаетесь не подавать вид, но опытный глаз считывает даже легкие покраснения ваших щек, изменение движений тела, глаз, тембра голоса.

И тут HR говорит вам в лицо контрольную фразу, которая звучит как выстрел:

 –  Полагаю, что вам будет неинтересно на нашей работе... С вашим-то опытом и квалификацией.

И делает окончательный вывод по вашей реакции. Впрочем, опытному человеку вовсе необязательно делать вам «контрольный», все читается и так довольно легко. А в результате вы в 30 лет не можете найти работу по специальности или в хорошем месте. Так что проблема безработицы сильно сложнее и серьезней, чем вы думаете.

Ноам Хомский утверждал, что в нынешнем мире демократия, в лучшем случае, распространяется только на политическую систему. Экономическая система, по его мнению, по-прежнему основана на диктате власть имущих, при котором большинству индивидов отводится роль второстепенных средств производства. Вы же не станете покупать лошадь, которая имеет свое собственное мнение относительно того, как правильно сеять рожь? Или трактор с собственными взглядами на мир?

И последнее. Еще одно необходимое качество, которое декларируется в объявлениях о приеме на работу – это «стрессоустойчивость». Это с точки зрения работодателя – всего лишь «работать за троих и помалкивать». Качество присущее ослам или, если угодно, мулам. Если вы не готовы себя таким ощущать, хорошо оплачиваемой работы в кризис вам не видать.

Какой же вывод напрашивается исходя из вышесказанного?

Цицерон в 44 году до н. э. высказал следующую мысль: «Вульгарны средства к существованию всех наемных рабочих, которым мы платим всего лишь за ручной труд, не за художественное мастерство; в их случае то жалование, что они получают — залог их рабства».

В постиндустриальную эпоху человеку после 35 лет, имеющему свое мнение, единственно верная стратегия зарабатывания на хлеб насущный – это ремесло. И чем он лучше его освоил, чем более оно необходимо максимальному количеству людей в эту самую эпоху, тем зажиточнее живет ремесленник.

К ремесленникам мы относим и стоматолога, и остеопата, и психотерапевта, и коуча, и художника, и музыканта, и инструктора по йоге, и программиста, и многих других. То есть того человека, который в любой момент может послать своего работодателя, уйти в свободное плавание и прокормить себя и семью, несмотря на то, что это страшно, неудобно и некомфортно. А освоить практически любое ремесло можно в любом возрасте, было бы желание.

Читайте также:

Смотреть комментарии