Журнал1276722

Обратное наставничество, или Маскировка некомпетентности

Для чего и для кого на самом деле был создан этот новый «образовательный» бренд – обратное наставничество? 

Уверен, что данный термин многие слышат в первый раз. Скажу, что и сам о существовании его узнал недавно, 3-4 года назад. В двух словах, это тоже наставничество, только отличие в том, что наставник, как правило, намного младше стажера.

Это явление началось, по моим оценкам, в конце 90-х. Началось оно, в основном, с обучения «вчерашними студентами» «мастодонтов» предприятий использованию Интернета. Я лично проходил это на своем опыте. Безусловно, в тот момент я и не знал, что это называется «обратным наставничеством». В тот момент я назывался «IT-консультант». Меня лично приглашали на предприятия для консультаций довольно старых руководителей, а иногда даже оплачивали обучение после консультации.

Я не мог работать полностью официально, потому что был студентом, а устроиться на крупное предприятие студенту на неполный рабочий день, а главное на достойную оплату труда, до конца 2000-х было невозможно. Потому что на рынке труда, в это время, было очень много высококлассных, но узкоспециализированных специалистов, и я не выдерживал конкуренции.

В те далекие времена это не было массово. Тогда обратное наставничество было скорее консультированием. Ведь наставник – это больше, чем просто консультант. Наставничество предполагает более длительный процесс, и наставник несет ответственность за своего ученика.

Сейчас я могу отметить, что те руководители, которые хотели научиться сами и учились хорошо, все вышли на хорошие должности или вывели свои предприятия на высокий уровень, но большинство ушло в свой бизнес. Те же, кому мои лекции были навязаны, быстро разорились. Не берусь судить, как и почему так произошло, но, как говорится, статистика вещь упрямая.

Сейчас обратное наставничество приобретает уже массовый характер. Я все чаще и чаще вижу, как довольно возрастные сотрудники, нанимают молодых консультантов, которые им рассказывают, как надо работать и поступать. Возрастные сотрудники – это не те, которые по физическим своим годам старше, а те, которые давно находятся в бизнесе. Рискну высказать свое мнение: это ненормально. Это сигнал о том, что руководители ведут компанию не по правильному пути в силу своего отставания в образовании. Это мое частное мнение.

Чем опасно обратное наставничество для компании

Есть большая разница между наставником и учителем. Учитель учит и, как правило, у него нет методов воздействия на своего ученика. По этой причине у учителя нет задачи научить комплексно. У учителя задача дать знания. А наставник, он,  как не странно, не дает знание, а учит ими пользоваться. У наставника уже есть методы воздействия на своего ученика. Можно вспомнить советское время, когда школа наставничества работала: по оценке наставника выплачивалась или не выплачивалась премия, а могли и уволить с предприятия. Так и сейчас, в бизнесе. Наставник, если видит, что не может обучить сотрудника, советует уволить нерадивого сотрудника и, как правило, к наставнику прислушиваются.

Сейчас происходит странная тенденция, «молодые» обучают «стариков», прикрываясь модными терминами: «обратное наставничество», «обратный менторинг», «Reverse Mentoring», «дайверсити» и так далее. Где это происходит? Как правило, в транснациональных или государственных компаниях. Я не знаю ни одной компании, которая относится к субъекту малого и среднего бизнеса, где опыт обратного наставничества был бы востребован.

Кто-нибудь задавался вопросом, а  кого обучают обратные наставники? Ведь это далеко не линейный персонал. Как правило, это топы и высшее звено управления.

Почему так происходит? Уверен, что глубокого анализа никто не делал. Я выскажу нелицеприятное для многих мнение: это происходит из-за обычной лени. Топ-менеджерам и высшему звену руководства уже давно лениво обучаться самим, не говоря о том, чтобы самим обучать. И уж тем более, пытаться пользоваться знаниями, анализировать ситуацию, делать выводы и брать на себя ответственность за свои решения и поступки, да и просто шевелить мозгами. Но, кто-то должен делать работу, принимать решения? Как раз для этих целей и берут молодое поколение.

Это очень удобно: если результат твоего руководства хорош, то ты получаешь все лавры, если результат плохой – всегда есть кого обвинить в неудачах и промашках. Вот так и получаться, что за новыми терминами, мы, руководители и топ-менеджеры, прячем свою некомпетентность. Ведь мы не говорим об учителе новых технологий, а именно так меня называли 20 с лишним лет назад. Мы говорим о наставничестве.

У наставника, помимо  передачи знаний, есть задача научить пользоваться знаниями, и за это наставник несет ответственность. Точнее за то, как вы воспользуетесь знаниями, полученными от него.

Вот гипертрофированный пример: вы учитель по боевым искусствам, кто-то из ваших учеников пойдет в милицию защищать, а кто-то пойдет в бандиты грабить – согласитесь, какой путь выберет человек во многом зависит от наставника.  Наставник должен знать для чего он готовит человека. И может отказать стажеру в обучении.

Надеюсь, что вы уловили разницу между учителем и наставником, которую я закладываю в смысл этих слов. Именно по этой причине и был произведен отказ от слова, или, я бы сказал, должности учитель. Молодой учитель – это нормально, а вот молодой наставник – это ненормально.

Основная моя мысль, как я уже сказал ранее, неприятна для большинства: явление обратного наставничества – это извращение, как однополая любовь. Если вы, как руководитель, желаете поднять свой уровень знаний, то вы идете учиться и получать знания, а не придумываете новые термины для оправдания своей низкой квалификации. Ведь, еще раз повторюсь: учитель дает знания и не несет ответственности за то, как их применят, а наставник дает знания и несет ответственность за их применение и лично за человека, с которым он занимается.

В России обратное наставничество набирать популярность начало совсем недавно, может быть 2-3 года назад. Я думаю, что это связано с экономикой нашей страны. Пока экономика росла, а это до 2014 года, большинство были хорошими руководителями.

С 2014 года экономика падает, стремительно падает и уровень жизни. Поскольку большие корпорации очень инертны, то эффект падения экономики до них дошел за 2-3 года и учредители почувствовали, что в их структурах что-то пошло не так: убытки растут, прибыль падает.

Собрали совет директоров, а там оказались непрофессионалы, а может быть и профессионалы, но работают они не в интересах компании, а иногда откровенно вредят, как оказалось. Распустить совет просто так нельзя: не может компания уволить сына депутата, дочь главы района или кума, зама или зятя министра. Если спускаться на уровень ниже, то там не могут уволить фаворитов топ-менеджеров и так далее…

А делать-то что-то надо, нельзя ведь показывать убыток много лет подряд. Отправить в школу таких персонажей нельзя – они учиться не будут, не умеют, не хотят. Ведь если б хотели, то давно бы сами выучились. Поставить им учителя, который на 10-20 лет младше, не положено по «статусу». А делать-то все равно что-то надо.

Вот и получается, что специально для таких персонажей, которые падки на модные штучки и бренды, создается новый, модный и страшно актуальный бренд: обратное наставничество, со всем описанными выше бонусами и малусами. Вот для чего и для кого был создан новый бренд «обратное наставничество».

В заключение отмечу, что в сложившейся ситуации виновна не система образования, ни государство и даже не США или НАТО. В появление такого странного, на мой взгляд, явления как обратное наставничество виновны мы сами.

Да, да, мы сами, мы – родители. Я, как родитель троих детей, бываю на школьных собраниях и вижу формирование безответственных детей своими родителями. Меня огорчает реакция некоторых родителей, когда учитель на родительском собрании делает замечание родителям, а они на это отвечают, что вот такой «особенный» ребенок, и предлагают учителю найти «индивидуальный подход к ребенку».

В этот момент мне так и хочется сказать, что задача учителя дать знание, а уж возьмет ваш ребенок эти знания или нет – это не проблема учителя, это проблема родителей. Не должен учитель искать подходы к каждому ребенку, когда у него в классе 20-30 человек – это просто невозможно. Еще каких-то 30 лет назад, было страшно подумать, что будет, если родителей вызовут в школу. А сейчас большинство детей даже не знают, что это такое, когда их родителей вызывают в школу и, уж тем более, не боятся этого.

Читайте также:

Смотреть комментарии