Планирование карьеры891711

Зачем и как учить детей бизнес-мышлению: главные аспекты, о которых часто забывают

Почему важно учить детей предпринимательству, и как это делать? Каких главных ловушек и ошибок стоит избегать?

Относительно недавно к обязательным предметам в школах добавилось программирование. IT пронизывают все сферы жизни, и нужно хотя бы примерно понимать, как устроена автоматизация.

Удивительно, но куда более старая и важная дисциплина до сих пор почти нигде толком не представлена. Детей не учат предпринимательству.  Действительно, все не могут стать владельцами собственных бизнесов. Зачем тратить на это время? Лучше выучить годы жизни персонажей из позапрошлого века или лишний раз повторить валентность водорода. Такие знания точно пригодятся.

Однако понимание бизнеса, пожалуй, даже важнее IT. По той простой причине, что чем бы вы ни занимались, это так или иначе связано с ключевыми понятиями предпринимательской деятельности. Необязательно быть продавцом или директором, чтобы ценилась способность работать на бренд. Даже некоммерческим организациям нужна реклама и привлечение финансов.

И вообще, почему одни входят в золотой процент богатых и независимых, а остальные нет? Мы ведь хотим, чтобы наши дети жили как можно лучше. Конечно, они могут стать крутыми специалистами и ни в чем не нуждаться. Только это другая лига.

При работе по найму человек сам является продуктом. А время в циферблате и календаре – это конечный ресурс. В любой профессии потолок виден практически сразу. Но нужно потратить много лет или десятилетий, чтобы до него добраться. И это все.

Кроме того, даже генеральные директора не обладают полным карт-бланшем на принятие решений. По всем этажам иерархии ответственность растет непропорционально полномочиям. Спрашивать будут как с водителя, но руль-то у другого.

Учредители бизнесов, владельцы, акционеры будто живут в другом мире. У них есть шансы зарабатывать в десятки, сотни и миллионы (!) раз больше. Полная свобода выбора: чем заниматься, как именно, где, с кем, когда. Это невероятная роскошь, о которой большинство людей всерьез даже не задумываются.

Серьезно, только представьте, что вы никому ничего не должны. Приходить в определенное время, соблюдать дресс-код, делать одно, другое не делать. Более того, лично делать вообще ничего не стоит! Суть бизнеса – в создании рабочих мест. Так работа превращается в увлекательную игру. Вот почему серийные предприниматели находят силы на несколько компаний сразу, а еще их хватает на отдых, который другим тоже недоступен. 

Возможно, ваш ребенок не станет новым Биллом Гейтсом. Скорее всего нет, если в вашей семье нет президента национального банка и достаточно влиятельных родственников, чтобы «намекнуть» корпорации уровня IBM поработать с юным дарованием на эксклюзивных условиях. 

Зато Илона Маска вырастить реально. Известно, что его родители — всего лишь модель с обложки Time и совладелец замбийских изумрудных рудников. Гм, как-то нескладно получается...

Но ведь на самом деле это не так важно. Даже крупные состояния делают не только потомственные богачи. Например, Ричард Брэнсон из довольно скромной семьи, и таких примеров тоже много. 

Наконец, деньги вообще не главное. Символом предпринимательства может стать знаменитый эксперимент с зефирками. Единицы способны отказаться от лакомства здесь и сейчас, инвестируя в нечто большее. Они создают возможности там, где другие видят риски, и дальше не идут. Согласитесь, довольно универсальное качество. К сожалению, развить такое отношение к жизни — задача непростая.

Ловушки на пути юного предпринимателя

Предпринимательская деятельность неслучайно хорошо рифмуется с изобретательской. Мантра «пусть меня научат» здесь буксует.

С одной стороны, безусловно полезны финансовая грамотность, проектные методики, навыки презентаций и самопрезентаций, нетворкинг, развитие личного бренда. Только это самый нижний уровень, вроде арифметики. Карта любого «Острова сокровищ» либо полностью придумана, либо описывает давно выкопанные сундуки.

Кроме того, предпринимательство – слишком комплексное понятие. Оно вбирает в себя или использует практически все другие дисциплины. Поэтому «запихать» все необходимое в один учебник или даже серию невозможно. 

Да и как учить? Получить пятерку за проект, означает вывих смысла. Оценивать должны не учителя, а рынок. Причем голосовать не только лайками, но и кошельками. Итак, вот основные ошибки родителей.

1. Дети как реквизит в проектах родителей

Это территория амбиций старших, которые с помощью детей пытаются реализовать свои идеи. Так, как они это видят и понимают. В своих же интересах. Вспоминается история Бритни Спирс, которая через суд и с большим трудом сумела избавиться от цепкой отеческой опеки. Не совсем корректный пример, но речь именно об этом.

Дети должны жить и действовать самостоятельно, а не ходить на коротком поводке, куда говорено.

Все равно что вместо обучения езде на велосипеде усадить малыша на гоночный байк, а вести самому. Лучше, чем ничего, но полноценных результатов ожидать не приходится.

2. «Домашние деньги»

Вознаграждения за хорошие отметки, мытье посуды, порядок в комнате, еще чего-то. Здесь целый клубок проблем.

Прежде всего, уничтожается ощущение семьи в качестве безусловной гавани. Раз названы тарифы и условия, зачем делать что-то просто так? Давайте торговаться каждый раз, повышать ставки.

Еще хуже то, что выбор оплачиваемых действий происходит в полном отрыве от настоящего рынка. Фактически, нужно понравиться одному или двум конкретным людям, сделать так, как им хочется. Это психология наемного сотрудника, а не предпринимателя.

Получение денег не снаружи, от настоящих клиентов, а от собственных родителей означает бюджетный подход. Таких ролей полно на предприятиях, и поднатореть в них может быть полезным. Но опять же с настоящим бизнесом тут ничего общего.

3. Работа для подростков

Ладно, пусть будут внешние доходы. Честная детская занятость: доставка продуктов из магазина, мытье подъездов и машин, присмотр за детьми поменьше, репетиторство. Делать что-то полезное, получать за это свои кровные и приобретать настоящий трудовой опыт. 

Вот именно — трудовой. Опять получается школа наемного сотрудника.

Нужно, чтобы ребенок хотя бы сам находил такие заказы, договаривался об условиях, получал новых клиентов по рекомендациям от старых. А в идеале, конечно, нанимал потом сверстников для выполнения механической работы. Не для того, чтобы получить больше денег (хотя это тоже). Главным образом для понимания масштабирования. 

4. Стартапы

Возможно, дело как раз в том, чтобы сразу строить нечто масштабное! Зачем ограничиваться двором или подъездом, когда можно менять весь мир сразу! Тем более что громкие успехи стартаперов на слуху. Это у них быстрые миллиарды буквально из воздуха.

Впрочем, как они зарабатывают? Все начинается с поиска инвесторов. Причем вы первые в классическом FFF (Family, Friends, Fools). Потом бизнес-ангелы, венчурный капитал. Ничего особо рыночного пока нет, опять нужно кому-то понравиться. Получить пятерку на хакатоне, впечатлить элеватор-питчем. Подозрительно похоже на домашние деньги, только с «иксами», то есть в сотни, тысячи раз больше. 

Это уже чистое предпринимательство, конечно. Но если следовать логике стартапов, нужно учиться не делать свой бизнес, а проходить вереницу раундов. Потом все может оказаться пшиком, не так важно. Даже терминология говорящая — деньги не зарабатывают, а «поднимают». Как с пола, будто кто-то их обронил.

Хорошо, а как надо-то? 

Пожалуй, все «плохие» примеры выше на самом деле хорошие. Нужно базовое образование, обращение с живыми деньгами, личная работа с клиентами, инвесторами. Только стоит помнить о том, что любой из этих этапов – всего лишь промежуточная тренировка.

Настоящее предпринимательство требует другого. В первую очередь самостоятельности. А поскольку она не берется по щелчку, это не то, что можно отложить на потом. Наоборот, начиная с как можно более раннего возраста, нужно плавно расширять личную зону принятия решений. Пусть ребенок сам выбирает, как одеваться, как питаться (в разумных пределах), куда ходить или нет, что делать и как именно. Только не в виде «Один дома», разумеется. Самое сложное поймать баланс между поддержкой и анархией. 

Еще один большой вектор развития — социализация. Общение с детьми, взрослыми, животными. Поиск себя публичного, нащупывание личного образа. Не фоточки в соцсетях, а осознание собственной личности. Звучит пафосно, но по факту именного этого многим не хватает и в куда более зрелом возрасте. 

Путешествия. Критично важная часть уравнения, потому что невозможно по книгам или с экрана осознать реальный пульс жизни планеты. Понять, как много общего у людей, чем они все-таки различаются. Нахвататься разных языков, комфортно чувствовать себя на разных континентах, в трущобах и люксах. И кстати совместное планирование поездок — прекрасный комплексный проект, настоящий тренажер бизнес-проекта. 

В идеале нужно стартовать без выбора между онлайном и офлайном. Потому что это орел и решка, две части одного целого. Работа «в поле» незаменима для понимания сути продаж. Электронные площадки дают быстрый рост, а главное обратную связь и статистику.

Как только цифры выучены, полезно все считать. Сначала механически, поручая ребенку все более крупные покупки для всей семьи. Потом домашняя бухгалтерия, аналитика, финансовое планирование, бюджеты на всевозможные проекты. Это интересная игра, в которой деньги не должны быть главной целью. Можно сразу заложить норму потерь. Не такая большая цена, и гораздо полезнее уроков с заучиванием терминов.

Сверхприцел в том, чтобы спровоцировать системную любознательность. Привычку заглядывать под капот, за кулисы. Замечать шестеренки и ниточки. Трезво оценивать людей. Не цинично, а адекватно. Почему они поступают так, а не иначе. Как провоцировать их на определенные действия.

И самое сложное — отойти. Дети играют в футбол, куклы, шахматы. Это не означает, что они станут футболистами, моделями, шахматистами. Просто будут знать больше, чувствовать себя увереннее и быстрее добиваться целей. Своих целей.

Читайте также:

Смотреть комментарии