Уделяя повышенное внимание клиенту – потребителю продукта, есть риск забыть о сотрудниках – тех, кто этот продукт предлагает. Персонал уходит на второй план – руководство не всегда учитывает потребности коллектива, отсюда стрессовые ситуации, буллинг внутри команды, недопонимание и выгорание.
Почему психологическая устойчивость команды важна для бизнеса
Несколько лет назад ВОЗ включила синдром эмоционального выгорания в Международный перечень болезней, что говорит о серьезности проблемы и ее влиянии на качество предоставляемых услуг в той или иной сфере.
В числе самых топовых «выгорающих» профессий – медики, педагоги, психотерапевты, специалисты отделов продаж и сотрудники клиентской поддержки. Конечно, время от времени испытывать стресс на рабочем месте – нормально, а зачастую, полезно для гибкости мышления и новых поисков решения сложных задач. Но затяжной период напряжения, усталости рано или поздно приводит к нежеланию что-либо делать, а затем к отсутствию любых инициатив.
Неудивительно, что в рекомендациях по эффективному управлению персоналом говорят о важности психологической устойчивости команды для комфортной и результативной работы.
Как распознать стресс: признаки и последствия
Среди основных эмоциональных и физических признаков – изменение в характере, раздражительность, повышенная тревожность, затрудненное дыхание, расстройство ЖКТ, снижение иммунитета, повышенная утомляемость, сосудистый, мышечный тонус и многое другое. Человек, будучи не в силах адаптироваться и принять изменения тела и психики, испытывает перенапряжение. Что ведет к истощению ресурсов и различным заболеваниям.
Статистика ментального здоровья, увы, совсем не радужная. По данным ВЦИОМ, 24% россиян испытывают стресс почти всегда, 44% имеют регулярные проблемы со сном. Самым правильным инструментом в борьбе с выгоранием большинство людей называют смену работы – около 35% готовы уволиться, чтобы вернуть привычный эмоциональный фон, восстановить мотивацию, энергию и желание получать удовольствие от рабочего процесса.
Для решения этой проблемы работодателям, прежде всего, надо сфокусироваться на благополучии персонала. Свыше 80% сотрудников различных компаний считают поддержку психического здоровья важным фактором при выборе работодателя. Выгоревшие сотрудники увольняются в 2,3 раза чаще и больше 60% из них регулярно берут больничные. Профилактика – лучший способ избежать выгорания и удерживать ценные кадры в своей компании.
Какие меры помогут поддержать ментальное здоровье коллектива
1. Консультации психологов, коучей
Это может быть найм бизнес-психолога в команду или организация онлайн-тренингов и вебинаров по психологическому здоровью. Можно выбрать онлайн-курсы – как вернуть любовь к своей профессии, найти в ней что-то новое, если ресурсы были истощены.
Также набирает обороты наставничество и коучинг – с индивидуальной или групповой работой. Даже опытному руководителю не зазорно иметь более опытного наставника – таким образом не только повышаются компетенции и расширяются границы опыта, это помогает лучше понимать свой коллектив, быть гибче и предугадывать потребности своей команды.
2. Проведение тренингов и семинаров по психологическому здоровью
Если штатного психолога нет, такие мероприятия помогают каждому сотруднику индивидуально и всему коллективу в целом. Такие тренинги можно совмещать с выездными корпоративными мероприятиями и внедрять в обучающие программы. Важно, чтобы семинары проходили на регулярной основе – профилактические меры всегда эффективнее, чем устранение проблем и нездоровой накаленной обстановки.
3. Практика гибкого подхода в управлении
Часто стрессы и недовольство проходят после корректировки условий труда. Игнорировать просьбы врача или самого сотрудника о снижении нагрузки или смены графика не нужно. Иногда специалисту в силу характера сложно обратиться напрямую, поэтому важно, чтобы руководитель контролировал переработку – энтузиазм не может быть вечным.
Правильный микроклимат возможен в том случае, если лидер коллектива сам уделяет время постоянному обучению, в том числе по взаимодействию с командой. Не всегда все прозрачно и очевидно и без определенных навыков сложно предугадывать те или иные процессы.
4. Социальная поддержка
Один из лучших способов повысить мотивацию сотрудников. В приятный социальный пакет кроме ДМС могут входить дополнительные выходные, гибридный график работы, праздники для детей сотрудников, оплата обучения или питания. Желательно периодически корректировать наполнение социальных бонусов или отталкиваться от нужд того или иного сотрудника. Если одному человеку важна парковка, вряд ли это будет актуально тому, кто предпочитает добираться на работу на общественном транспорте.
5. Зона отдыха в офисе
Многие компании создают определенные пространства для комфортного отдыха сотрудников. В комнате отдыха могут быть кофемашина, массажные кресла, удобные диваны, книги и журналы. Возможность на время переключиться с рабочих задач – важная часть психологической разгрузки и эффективной работы в целом.
6. Открытый диалог с руководителем
Авторитарный стиль управления уходит в прошлое – позиция наставника, а не диктатора, имеет больше шансов на успех. Штатный или приглашенный психолог может помочь вовремя обнаруживать различные проблемы и корректировать их еще в «зародыше».
7. Поддержка творческих порывов сотрудников
Приятно проводить время среди коллег, быть частью коллектива очень важно для профилактики негативных эмоций и выгорания. Множество вариантов корпоративных мероприятий, конкурсы, привлечение детей и близких сотрудников, спортивные события – все это мощный инструмент для повышения качества работы и создания максимально благоприятной среды внутри команды.
Выводы
Если руководство не игнорирует ментальное здоровье коллег и принимает разные профилактические меры – команда всегда настроена на высокие показатели и движение вперед.
Лидерам необходимо пополнять свою копилку знаний и постоянно обучаться – нужно учитывать стремительное время и успевать за актуализацией практик, мероприятий и важных для успеха компаний управленческих новшеств.
Также читайте: