HR-менеджмент55397

Почему годовой бонус – выгодное вложение в сотрудников

В чем особенная магия годового бонуса в системе мотивации сотрудников? Почему это выгодно для работодателя?

Ни один сотрудник не будет эффективным, если в компании нет продуманной системы мотивации. К чему лишние усилия, если они не оцениваются по достоинству?

По данным аналитического центра НАФИ, 73% работающих россиян считают лучшей мотивацией бонусы и премии. Однако только 52% компаний способны позволить себе такой способ мотивации коллектива. Обычно россияне рассчитывают на следующие виды вознаграждений: 56% надеются на получение тринадцатой зарплаты, 41% ценят наличие социального пакета, а 25% хотели бы получить дополнительные выходные и возможность брать отгулы.

Цели и задачи мотивации следующие:

Перечень примерный. Конкретные цели и задачи целесообразнее ставить с учетом особенностей бизнеса. Важно отталкиваться от сферы, ситуации на рынке и не только.

В чем отличие премии от годового бонуса?

Если кратко, то премии могут быть ежеквартальными, ежемесячными, регулярными и нет, приуроченными к праздникам или важным датам в компании. Годовой же бонус единый и выплачивается один раз в год, в большинстве компаний выплачивается он по итогам календарного года.

Годовой бонус – это только один из видов мотивации, поэтому в компании его может и не быть, если есть другие. Но в этой статье я хочу показать вам, что именно этот вид может сделать ваших сотрудников еще более продуктивными и лояльными.

Годовой бонус отличается от других видов мотивации тем, что он является единовременной выплатой за достижение определенных результатов за год. Обычно годовой бонус не зависит от ежедневной работы сотрудника и его KPI, а основан на общих показателях компании и вкладе сотрудника в ее успех.

Это основное и самое важное отличие, когда сотрудник старается не только ради того, чтобы получить свою квартальную премию и не важно, что в компании могут падать показатели. Все заинтересованы в том, чтобы по итогам года компания показала максимальные результаты, потому что каждый лично вносит вклад в ее развитие.

Также годовой бонус обычно больше, чем ежемесячная или ежеквартальная премия.

Как правило, формула по начислению годового бонуса известна заранее (на год вперед), что позволяет сотрудникам планировать свой бюджет и знать, какую сумму они получат в конце года. Для кого-то годовой бонус помогает создать подушку безопасности на случай непредвиденных обстоятельств или необходимости крупных покупок.

Выплата годового бонуса действительно стимулирует.

Важные моменты для работодателя

Почему работодателю выгодно выплачивать годовой бонус

Варианты годовых бонусов

Размер бонуса зависит от вклада сотрудника в достижение целей компании. Кто-то получает большой бонус, кто-то – поменьше, а кто-то не получает ничего – все зависит от успеха отдельного сотрудника, подразделения и компании в целом. Это своего рода «разделение прибыли».

В стартапах и некоторых других компаниях распространена практика выплаты денег акционерам, владельцам и генеральным директорам в конце года.

Далее представлены примеры в виде отдельных отраслей и вариантов годовых премий из моей практики.

Сфера

Варианты годовых премий и бонусов

Универсальные критерии (примеры)

IT

1. Аналог 13-й зарплаты в виде среднемесячного заработка

2. Выплата бонуса в размере 100 % от полученных за год ежемесячных премий

1. Профессиональная личная компетентность, а также корпоративная

2. Эффективность труда

3. Отношение результатов к затраченным ресурсам

Нефте-
газовая отрасль

1. Установление постоянной надбавки в виде процента от оклада

2. Доплата за количество введенных в эксплуатацию объектов

Сельское
хозяй-
ство

1. Увеличение тарифа на постоянной основе (раз в год)

2. Поддержка в натуральной форме

Резюме

Годовые бонусы – отличный компонент системы материальной мотивации. И часто необходимый. Речь о способе вывести продуктивность персонала на новый уровень. А также о том, чтобы показать сотрудникам, что бизнеса готов делиться прибылью.

При работе с годовыми бонусами важно заранее определиться с датой выплаты, назначить ответственных за расчет лиц, а также установить критерии премирования.

Следует понимать, что выбор способов и критериев годового премирования – задача конкретной компании, а не какой-то шаблонный процесс.

Я уверена, что предоставление бонусов является правильным и перспективным решением для каждой компании. Это инструмент, которой поможет сформировать лояльную и продуктивную команду. Ведь люди являются самым важным и ценным ресурсом любой компании.

Читайте также:

Смотреть комментарии