HR-менеджмент870419

Почему я не вернул сотрудников в офис после вынужденной «удаленки»

Вернуть нельзя оставить: как руководителю найти оптимальный формат работы, если команда разделилась на сторонников и противников удаленки?

Небольшая предыстория

Когда началась пандемия, штат нашей компании полностью перешел на удаленный формат работы. Наша команда смогла быстро адаптировать рабочие процессы под новые реалии. В итоге по прошествии двух лет мне, как руководителю, начало казаться, будто компания всегда работала на удаленке – настолько отлаженными выглядели механизмы. Но ситуация с пандемией стабилизировалась, и я решил выяснить, как работники оценивают возвращение в офис. Для этого я прежде всего спросил подчиненных, нравится ли им работать в дистанционном формате.

Мнения сотрудников касательно удаленки разделились: некоторые члены команды привели причины, почему им хотя бы несколько раз в неделю нужно присутствовать в офисе, а часть команды выступила за сохранение работы в онлайне.

4 причины против дистанционной работы

1. Пострадал рабочий темп

Обратная сторона комфорта удаленки – расслабленный режим работы создает подчиненным проблемы с самодисциплиной, им сложнее сконцентрироваться на рабочих задачах, из-за этого на поручения уходит больше времени, чем могло бы. Многих сотрудников от работы отвлекали родные или домашние питомцы. Если на командных созвонах обстановка неформальная, и появление кота на заднем плане иногда даже приветствуется, то на звонках с клиентами это исключено. 

Также на привычные задачи у работников могло уходить больше времени, потому что рабочий темп стал особенно зависим от интернет-соединения. Корпоративная офисная сеть по сравнению с домашней отличается лучшей стабильностью и более высокой скоростью интернета. Некоторые подчиненные описывали ситуацию, когда им приходилось работать из коворкинга, чтобы с хорошей связью выполнять задачи в срок.

2. Нарушилось общение внутри команды

Наше руководство перевело все взаимодействие в онлайн: общение через электронную почту и мессенджеры стало интенсивнее, появилась обязательная практика онлайн-звонков. Но очевидно, что прямая коммуникация намного понятнее коммуникации через экран телефона или монитор ноутбука. Постоянная работа через интернет не дает сотрудникам необходимого личного общения, что негативно сказывается на понимании членов команды друг друга.

Отдельная проблема работников во время удаленки – помехи в интернет-соединении, которые усложняют восприятие информации участниками Zoom-звоноков. Так, на общих созвонах у кого-то из участников могла нарушаться связь, поэтому речь спикера становилась прерывистой и непонятной. Или же коллеги начинали говорить одновременно друг с другом, думая, что кто-то из них уже закончил свое выступление. 

3. Ослабли корпоративная культура и нетворкинг

Изолированность коллег друг от друга плохо повлияла на ощущение сотрудников себя частью коллектива. Отсутствие общения в офисе и редкие встречи вне работы также мешали регулярному неформальному общению работников, в котором, например, больше всех нуждались новички в коллективе. Так, молодым сотрудникам пришлось трудно, потому что нехватка личного взаимодействия не давала быстро адаптироваться в коллективе. 

Может казаться, что руководителю не стоит считать проблемой слабую корпоративную культуру и отсутствие полезного нетворкинга среди подчиненных. На самом деле если сотрудник чувствует себя сопричастным идеям и деятельности компании, он будет стремиться помогать коллегам и сам делать работу качественно и вовремя. Чувство единения членов команды – это то, что не дает развиваться конфликтам в коллективе, и то, что повышает рабочие показатели, так как работники осознают, что занимаются общим делом.

4. Пострадало ментальное и физическое здоровье подчиненных

Наверное, главный минус удаленки – психологическое выгорание членов команды из-за того, что стерлись границы между рабочим временем и личным.

В офисе моей компании установлен фиксированный рабочий режим – в определенное время сотрудники заканчивают работу над поручениями и отправляются домой, где занимаются личными делами, например, ужинают с семьей или делают другие домашние дела. Во время работы в онлайне ощущения перехода между работой и домом нет, из-за чего рабочий день кажется бесконечным.

Кроме того, весь день за компьютером лишает сотрудников полезной физической активности и создает проблемы со здоровьем – у работников могли упасть зрение и появиться боли в шее и спине. Работа в офисе предполагает обязательный обеденный перерыв, когда сотрудники идут в офисный кафетерий или обедают за пределами офиса, то есть регулярно в одно и то же время находятся в движении.

3 причины за сохранение удаленки

1. Снизился уровень стресса сотрудников 

Пока противники дистанционного формата отмечали ухудшение ментального и физичекого зоровья, его сторонники получили комфортные условия, которые позволили испытывать меньше стресса от работы.

2. Уменьшились личные траты и возросли доходы подчиненных

Существенным плюсом удаленки для работников стали меньшие затраты – например, работа из домашнего «офиса» помогла подчиненным не тратить деньги на транспорт по маршрутам дом–работа и обратно, обеды в офисе, офисную одежду.

Кроме того, благодаря гибкости рабочего графика, некоторые сотрудники могли находить возможности для подработок и, соответственно, повышать свое благосостояние.

3. Повысилась продуктивность работников

Гибкость графика при работе в дистанционном формате делает работников более продуктивными, поскольку дает им возможность самостоятельно выбирать, когда в течение дня их работоспособность находится на пике. В дополнение к этому сотрудники могут успеть выполнить больше поручений, потому что у рабочего дня в онлайне нет четких рамок. 

Помимо этого, некоторые сотрудники были рады, что во время работы из дома они могут лучше сконцентрироваться на задачах: могли избежать участия в возможных обсуждениях, не касающихся работы напрямую. 

Какой формат работы стал оптимальным вариантом

У удаленного формата работы есть как значительные минусы, так и плюсы, и руководителю нужно их учитывать, прислушиваясь к потребностям сотрудников. Если не получается полностью вернуть команду в офис, можно попробовать гибридный формат – несколько дней в неделю те, кому это необходимо, будут работать из офиса.

Для главы предприятия гибридная практика становится оптимальным вариантом – гибрид снизит негативное влияние удаленки: укрепит деловые и неформальные связи между сотрудниками, поможет им сконцентрироваться, улучшит психологическое и физическое здоровье отдельных членов команды, что в сумме повысит рабочие показатели предприятия.

Так выглядят основные принципы гибридной работы в моей компании:

Однако важно понимать: в сфере бизнеса наступает долгосрочный период, когда руководителю неизбежно придется все больше опираться на дистанционный формат при построении рабочих процессов. Получив значительный импульс во время пандемии, сегодня тенденция на переход к удаленке будет продолжать развиваться. Этому развитию способствует не только нахождение подразделений и филиалов компании в разных регионах, но и ее сотрудников – в разных странах. 

Как помочь сотрудникам адаптироваться к удаленке

Руководителю, для которого полностью удаленная работа подчиненных становится объективной необходимостью, нужно стараться уменьшать ущерб для работников от минусов онлайна. Для этого нужно понять, с какими неудобствами сталкиваются сотрудники на удаленке.

Чтобы конкретизировать проблемы удаленного формата, можно задать работникам следующие вопросы: 

Получив от сотрудников ответы на вопросы, руководитель может обсудить результаты со специалистами из отдела кадров, а дальше вместе с ними решить, как при необходимости оптимизировать работу сотрудников в онлайне.

Читайте также:

Смотреть комментарии