HR-менеджмент1232619

Онлайн vs офлайн: «тупо дешево» против человеческой природы

Работа в офисе – это рабство или роскошь? Подведение первых итогов – есть ли толк от добровольно-принудительного перевода сотрудников на удаленку.

Стартовые восторги неофитов

В начале апреля в первые дни самоизоляции при общении с представителями экспертного сообщества преобладали «восторги неофитов». Мир, конечно же, «уже точно не будет прежним», поскольку сильно поуменьшится число желающих бессмысленно тратиться на аренду офисов, равно как и на перетаскивание в Москву перспективных кандидатов из других городов: «Пусть себе работает удаленно из своего условного Челябинска за челябинскую же, а не за московскую зарплату. К чему отныне все эти ненужные расходы? Nothing personal, just business».

Переход в онлайн обосновывался, в первую очередь, как железная бизнес-рациональность – улучшения P&L за счет сокращения/ликвидации арендных платежей и оптимизации ФОТ. Преобладало акцентированное карантином настроение, что удаленная работа – это абсолютный вектор дальнейшего развития человечества и «столбовая дорога прогресса» с уверенно идущими по ней «людьми будущего», просто потому, что это дешево или «тупо дешево», как говорилось в неформальном экспертном общении.

В этот «неофитский» период, продолжавшийся где-то до середины апреля, внимание, в основном, обращалось на технические и логистические детали – уровень владения цифровыми компетенциями «удаленщиков», техническую оснащенность домашнего рабочего места, разграничение рабочего и семейного пространства в условиях малогабаритной квартиры, требующих внимания вопящих детей, суетливых домочадцев и озверевших домашних животных. Оптимизм «рулил», и, казалось, все проблемы решаемы – вот только прокачаем цифровые компетенции своих «равноудаленных», вот дооснастим их кухонные хоум-офисы

К концу первого месяца самоизоляции неофитских восторгов несколько поубавилось. По данным проведенного в конце апреля исследования НАФИ, 82% из тех представителей бизнеса, которые полностью или частично перевели штат на удаленный формат, отметили снижение эффективности сотрудников. Только 20% организаций были готовы сохранять режим удаленной работы для части своих сотрудников, 7% – для всех сотрудников.

А в середине июля 2020 года были опубликованы данные исследования РАНХиГС, подводящие некоторые промежуточные итоги эксперимента с «безофисной» удаленной работой. Согласно данным исследования, руководители отметили ухудшение качества организации работы и выполнения заданий в 35% случаев перехода на «удаленку» (против 6% случаев улучшения). Что же касается сотрудников, в возможность перевода части или большинства сотрудников полностью на удаленный режим после окончания пандемии верят только 14% опрошенных респондентов. Из опрошенных молодых сотрудников, предположительно более комфортно чувствующих себя в онлайне и обладающих необходимыми цифровыми компетенциями, лишь 10% готовы работать «только из дома». Большинство же опрошенных сотрудников назвали предпочтительным «гибкий комбинированный режим» – работа в офисе с возможностью несколько дней в неделю поработать из дома.

«Ты помнишь, как все начиналось…»

А начиналось все ровно с того, к чему затем пришли «методом тыка». Еще до всяких «коронакризисов» и самоизоляций «прогрессивная» часть российских компаний уже работала в системе «нежестких часов»: начало и конец рабочего дня – это совсем необязательно «минута в минуту» 09.00 и 18.00 (10.00 и 19.00) плюс возможность один-два дня в неделю поработать из дома. Принцип работы – важен качественный результат к жестко установленному дедлайну, а не отсидка офисных часов. Однако такой формат предполагает именно гибкость рабочего времени, а отнюдь не экономию на аренде или на ФОТ за счет оставления регионалов там, где им посчастливилось родиться, а заодно окончательно и уже вроде как бесповоротно пригодиться.

Можно, конечно, сказать, что все это – послезнание, и что задним умом мы все крепки… Но HeadHunter на рубеже 2018 и 2019 годов – за год до торжественного «коронования» эпидемиологической ситуации – провел исследования. Уже тогда 17% опрошенных респондентов работали удаленно, будучи штатными сотрудниками компаний, и 14% удаленно на фрилансе. А в такой индустрии, как маркетинг, PR и реклама в офисе работало лишь 44% опрошенных соискателей (32% работали удаленно, будучи фрилансерами, 24% работали удаленно, будучи штатными сотрудниками компаний).

Среди названных основных плюсов удаленки: возможность самостоятельно распределять свое рабочее время, экономия времени и денег на дорогу, возможность работать из другого региона/страны, возможность совмещать несколько работ одновременно, возможность совмещать работу с учебой, уходом за ребенком и т.п. Среди перечисленных основных минусов: нехватка очного общения по рабочим вопросам, ограниченный карьерный и профессиональный рост, много отвлекающих бытовых факторов, нехватка обратной связи от руководства/коллег, невовлеченность в корпоративную культуру компании. Как говорят на одной популярной FM-радиостанции с деловым уклоном: «все уже написано до нас».

Куда ведет «столбовая дорога прогресса»?

Бухгалтерского рода оптимизм в стиле «зачем же мы, дураки, раньше за аренду офиса платили» – в смысле бизнес-логики абсолютно нормален и оправдан. Действительно, в бизнесе, как только появляется возможность срезания расходов, их сразу же и срезают. Раз – и готово! Вот только поможет ли оперативно сделанная ампутация дальнейшему здоровому развитию организма компании? После первых восторгов в бизнес-сообществе начали чесать мыслящий овощ под названием «репа», задавая себе следующие неудобные вопросы:

Первыми в ступор впали именно «люди будущего» – IT-разработчики из Кремниевой долины. Уж им «продвинутых цифровых компетенций» вроде как не занимать. Тем не менее, на удаленке дело по разработке новых IT-продуктов и решений изрядно встало. Почему? Да потому, что основной «фишкой» работы в компаниях и стартапах Кремниевой долины было именно горизонтальное face-to-face взаимодействие и обмен идеями – делиться и обсуждать, доказывать, яростно спорить, демонстрировать свое эго, амбиции и оригинальные ходы мысли, пока не будет предложено лучшее прорывное решение. А теперь представим то же самое действо в Zoom-конференции: ээээ…буль-буль…ээээ….буль-буль…храп из окошка со случайно не выключенным микрофоном.

Вообще, когда восторженно говорят о «будущем», лучше всегда посмотреть, а что с этим самым «будущим» происходит в Кремниевой долине. Известно, что сапожник всегда без сапог. Пока все с придыханием говорят о digital natives из поколения Z и идущем на смену поколении Альфа – обо всех этих родившихся с «гаджетами в распашонках» – среди айтишников Кремниевой долины стало модным отправлять своих детей в Вальдорфскую школу, где полностью запрещено пользоваться любыми гаджетами аж до восьмого класса!

Вернемся к теме командной работы и сохранения корпоративной культуры на удаленке. Получив эмпирической опыт нескольких месяцев, можно констатировать, что команда медленно, но верно начинает атомизироваться. Коллектив с определенным набором корпоративных ценностей постепенно превращается в аморфный пул фрилансеров: ковыряю в хоум-офисе свое индивидуальное задание, что слева и что справа – не вижу, и если честно, уже как-то и не очень этим интересуюсь.

Любопытно, что дольше всех держатся команды, работавшие и раньше в режиме полусвободного посещения – у них изначально была «прокачана» ответственность и автономность. Но и их ресурс не безграничен. После 3-4 месяцев «одиночного плавания» атомизация, как правило, начинает тихо разъедать и их, ибо возможность не ходить в офис 1-2 дня в неделю несколько нетождественна невозможности туда ходить вообще.

Ходить в офис – это снова привилегия?

«Тебе повезло, ты не такой как все…». Далее по тексту. История, как и мода – вещь цикличная. Вот, например, еще совсем недавно казалось, что носить кроссовки в сочетании с платьем или пальто – редкая дикость и варварство. Теперь вот носят, и даже считают такое сочетание стильным. Те, у кого память подлиннее, помнят, что так носили и на стыке 1980-1990-х – пламенный привет продвинутым «зумерам» от пещерных людей эпохи «лихих 90-х»!

С работой в офисе примерно такой же «кондратьевский» длинный цикл. В начале «нулевых» – ставшая мемом песня Шнура. В конце «нулевых» и всю первую половину «десятых» – саратовские страдания по поводу «офисного рабства» и сочинение ничем не подкрепленных обильных легенд про сладкую и вольную жизнь фрилансеров (80% из которых – это классический прекариат, судорожно пытающийся свести концы с концами и не залезть в глубокие долги). Теперь, вот, снова: работа в офисе и офлайн – это привилегия и премиум. Постоянные рабочие места есть только для «постановщиков задач». А «рабочие муравьи» трудятся дома на кухне и тихо сидят в своей зумовской онлайн-норе с немытой головой и выключенной камерой, пока их не попросят отчитаться о проделанной работе (камеру все равно не включают, поскольку светить немытой головой и отсутствием макияжа – это неудобняк).

Собственно, офис важен не как энное количество арендуемых квадратных метров, и не как «место, где сидеть» в рабочие дни недели. Это место коллективного взаимодействия, а человеческий вид Homo Sapiens сформировался именно в результате такого взаимодействия и коллективного сторителлинга. Нет этого взаимодействия – и человек из местами бодрого, а местами сварливого сапиенса превращается в «мыслящий тростник», которому с каждым днем мыслить хочется все меньше и меньше. Казалось бы, простая и понятная бизнес-рационализация – отказ от ненужных затрат, воспринимаемый как глобальный тренд и вектор дальнейшего развития бизнеса, – обернулась ни больше ни меньше покушением на саму человеческую природу и проектом социального инжиниринга, по своему замаху и хромающей осуществимости сопоставимым разве что с пресловутым «воспитанием нового советского человека».

Вместо эпилога: не будем, однако, нагнетать…

Сильно раздувать «антиудаленочный» пафос не особо перспективно. Во-первых, на этой теме все, как говорится, уже «оттоптались». Во-вторых, позиция эдакого упоротого «луддита», пытающегося грудью встать на пути развития технологий, по определению уязвима. Давайте честно признаем, что во все времена и эпохи были свои «кустари-надомники». Правда, пикантность нынешней ситуации состоит в том, что если раньше технический прогресс выдавливал «кустарей-надомников» на обочину (взять хотя бы невеселую судьбу упомянутых луддитов), то теперь благодаря развитию технологий всех норовят в добровольно-принудительном порядке массово записать как раз в эти самые надомники. Такой вот элегантно-неожиданный кульбит!

Но в целом, все как-то справляются. Ряд компаний, в том числе и крупных, решили до осени продлить удаленный или смешанный офисно-удаленный режим работы. Во многих компаниях энный процент сотрудников сам попросил руководство оставить их работать из дома на неопределенно долгий период. Логики здесь понятны. Работа из дома подходит мамочкам с детьми, а также глубоким интровертам, коих немало среди представителей таких профессий, как, например, линейные / «нетворческие» айтишники, медитирующие возле сервера, бородатые / лохматые аналитики в клетчатых рубашках, письменные переводчики, низовые бухгалтеры и базовые юристы. Список можно продолжить. Также можно смело оставлять вне офиса представителей профессий, которые по работе не особо друг с другом коммуницируют и не создают синергию горизонтальной кооперации и кросс-опыления идеями, советами и лайфхаками. Например, сотрудников колл-центров, менеджеров по продажам, продающих какой-то стандартный однотипный продукт, монотонно при этом озвучивая написанный им типовой скрипт, а также пресловутых «девочек-дизайнеров».

Ряд работодателей с мнением, что весь корень бед лежит сугубо в лени и разболтанности сотрудников, увидев снижение эффективности во время перехода на удаленную работу, решил поднажать на дисциплину. Философия «таймеринга» – жесткая фиксация наполненности работой каждого рабочего часа сотрудника – процветавшая в изрядной доле российских компаний в «офисную» эпоху, была перенесена и на удаленку. Были установлены специальные приложения, позволяющие следить, находится ли сотрудник за компьютером, что у него в данный момент на экране, с какой частотой и по каким клавишам он ударяет. Что можно сказать… Еще в эпоху рабовладения было зафиксировано, что добиться того, чтобы раб не работал плохо – задача вполне решабельная, а, вот, чтобы он работал хорошо – увы, уже нет.

Границы возможностей удаленной работы будут протестированы в процессе увлекательного перетягивания каната между онлайном и офлайном. На одной стороне – экономия, меркантильность и маржинальность бизнеса, на другой – человеческая природа (Sapiens формировался в процессе горизонтальной кооперации групп охотников и собирателей, а также живого и увлекательного обмена сплетнями об охоте, рыбалке и личной жизни, а не сидения кустарей-одиночек по отдельным и сильно удаленным друг от друга маленьким пещеркам).

Экзальтация по поводу «дивного нового мира» в связи с предполагаемым массовым переходом человечества на удаленку в чем-то схожа с восторгами молодого поколения в развитых странах по поводу так называемых «коливингов». Оказывается, при покупке/аренде жилья рационально и экономно платить лишь за свою небольшую жилую зону, а вот «места общего пользования» и «пространства социализации» могут предполагать и дисконтированный шеринг. Браво! Миллениалы и «зумеры» открыли дремотному человечеству коммуналку!

Фото: freepik.com

Читайте также:

Смотреть комментарии