HR-менеджмент762020

Когда платить за стажировку?

Стоит ли стажерам выплачивать некоторую стипендию, и в каких случаях? Как своевременно отсеивать бесперспективных кандидатов?

Когда ведется активная борьба за опытные кадры, не всем компаниям удается создать достаточно привлекательные условия, чтобы наладить стабильный приток профессионалов. Приходится работать со стажерами и растить кадры самостоятельно. Такой подход требует инвестиций, как минимум – времени штатных сотрудников. Возникает вопрос, а нужны ли еще какие-либо инвестиции? Например, повысится ли эффективность работы стажеров, если оплачивать их обучение, введя своего рода стипендию? И если повысится, то как избежать излишних затрат на стажеров, которые не стали в итоге сотрудниками компании?

Эта публикация написана по мотивам статьи «Эффективные стажировки: как вырастить идеального сотрудника?». Автор описывает преимущества использования стажировки как кузницы кадров, однако не затрагивает вопроса оплаты обучения стажеров. Предлагаю обменяться идеями на этот счет. В качестве отправной точки привожу свой опыт (IT-отрасль).

Для понимания – под претендентом я понимаю либо студента/выпускника вуза, либо человека, меняющего отрасль своей деятельности – без профильного опыта, который пришел в компанию для прохождения стажировки.

В силу специфики бизнеса стажеры не могут привлекаться для решения боевых задач, поэтому всегда работают в «песочнице». Очевидно, что стажировка несет пользу, прежде всего, стажеру, а для работодателя это очень рискованная инвестиция.

В первую очередь я классифицирую стажеров по знаниям и мотивации – считаю, что учить следует только тех, кого можешь научить, и кто при этом хочет и готов учиться (это подтверждает и мой опыт работы в качестве преподавателя вуза). Опыт же работы руководителем показывает, что лучшие сотрудники получаются из людей, у которых сильная внутренняя мотивация на развитие компетенций в своей профессиональной отрасли.

Категории стажеров и процессы работы с ними

1. Претендент показывает лишь некие начальные навыки в своей профессиональной сфере. В этом случае предлагаю ему самостоятельно бесплатно позаниматься и подтянуть навык до среднего уровня. Срок и направление такой подготовки согласуем с кандидатом, исходя из его возможностей. При этом мы с кандидатом периодически встречаемся и разговариваем. Во время такого общения, в первую очередь, обращаю внимание на его мотивацию, которая проявляется, например, в виде (не)пунктуальности, (не)исполнительности, (не)заинтересованности... Если таким образом удается поднять знания и продемонстрировать мотивацию, то сотрудник может перейти в другие категории, если нет, то прощаемся. (Этот подход обычно применяется к студентам средних курсов).

2. Претендент демонстрирует средний уровень знаний и мотивации (при этом отсутствует опыт применения этих знаний). В этом случае предлагаю претенденту самостоятельно развить навыки на бесплатной стажировке на 1-2 месяца. При этом со стажером довольно интенсивно работает куратор из числа опытных сотрудников. В случае успеха стажер может быть зачислен в штат, или перейти в следующую категорию.

3. У претендента высокий уровень владения навыками и достаточная мотивация (однако, отсутствует опыт). В этом случае беру его в штат с испытательным сроком, который и является периодом его стажировки. Стажер работает в рамках процессов компании, находится под присмотром куратора и получает оплату.

Таким образом, первая категория служит для отсева случайных, немотивированных и неквалифицированных кандидатов, во второй идет отсев недостаточно обучаемых, в третьей, как правило, никто не отсеивается.

Срок стажировки

Обычно составляет от одного до трех месяцев. После введения описанной выше методики средняя длительность стажировки сократилась и составила ориентировочно полтора месяца (ранее средняя длительность была ближе к 2,5 месяцам). Результатом стажировки является либо трудоустройство сотрудника, либо окончание стажировки без трудоустройства.

Последнее, к сожалению, иногда случается. Причины различны – от нахождения более высокооплачиваемой работы, чем может предложить компания, до неожиданного осознания, что «IT-сфера – это не мое». Таким образом, программы стажировок по-прежнему не являются для компании гарантией получения нового сотрудника. Однако описанный подход помогает минимизировать неэффективные инвестиции в обучение стажеров, так как отсекает неподходящих кандидатов еще до того, как в них начнут вкладываться серьезные средства.

Отсутствие практиков в вузах сказывается в отрасли все острее, а способов перелома ситуации пока не видно. Поэтому очевидно, что объемы стажировок в компаниях будут постоянно возрастать, следовательно, вопрос повышения эффективности инвестиций будет заботить многие умы. Надеюсь, мой опыт поможет в этом.

Фото: freepik.com

Смотреть комментарии