HR-менеджмент964820

Офис против фриланса. Как удержать сотрудников

Как мотивировать специалистов не уходить на фриланс. Личный опыт на примере салонов красоты.

Фриланс – тренд нынешнего десятилетия, и с каждым годом тех, кто предпочитает работать «на удаленке» дома, становится все больше. Подобная «мода» затронула и сферу красоты – в последний год тенденция ухода мастеров из салона домой, зачастую вместе с частью клиентов, которые принадлежат студии, выросла примерно в пять раз.

Это не просто неприятность для владельцев бизнеса, в некоторых случаях такое поведение выходит за пределы профессиональной этики. Ведь мастеров обучают, на них тратят время и силы и – сейчас вы, возможно, удивитесь – именно руководитель салона рассказывает постоянным клиентам о мастерстве того или иного сотрудника, делая так, чтобы нового мастера приняли и записывались к нему на прием.

Думаю, о том, что владелец студии тратит личные средства на рекламу салона, зарплату маркетолога и SMM-специалиста и на косметику, которую используют сотрудники во время работы, даже говорить не стоит.

Так почему же после этого мастера считают, что клиенты принадлежат лично им? На мой взгляд, многие руководители салонов красоты и ногтевых студий изначально совершают серьезную стратегическую и кадровую ошибку: внушают специалистам, что вот это – твои клиенты, а это – твои, тем самым устанавливая цепочку «конкретный клиент – конкретный мастер».

Запомните одно простое, но важное правило: клиент должен быть привязан к салону, а не к специалисту! В этом случае, даже если мастер по каким-то причинам уйдет, клиент останется с вами, и будет не меньше (а то и больше) доволен работой другого сотрудника студии. В идеале, нужно вообще добиться того, чтобы клиенты не боялись менять мастера. Такую ситуацию можно «отрепетировать», например, во время отпуска того или иного специалиста.

Почему фриланс?

Давайте попробуем понять, почему мастера могут уйти из студии и отправиться в свободное плавание. Не будем брать частные случаи, например, переезд в другой конец города или декретный отпуск, а выясним основные причины.

Что думает мастер, когда решает работать дома:

Будни фрилансеров

Но действительно ли «на удаленке» оказывается все так, как хотелось и как планировал? На самом же деле, в большинстве случаев происходит следующее: доход нерегулярный, потому что не все старые клиенты согласны приезжать к вам домой, и новые не появляются, так как «сарафанное радио» и накрутка подписчиков в социальных сетях отнюдь не залог успеха. Тогда вам приходится повышать цены на услуги (и тех клиентов, которые у вас есть, это не обрадует) или браться за узкие компетенции, в которых вы не являетесь профи, чтобы увеличить число клиентов.

В итоге все заканчивается плачевно, причем как в финансовом, так и в эмоциональном плане. Не говоря уже о том, что в погоне за деньгами фрилансеры зачастую забывают о самом важном – здоровье клиента, и у тех нередки случаи аллергических реакций или инфекций.

Дело в том, что частным специалистам приходится сильно переплачивать за препараты, на которые салонам предоставляют скидки, и так как не у всех есть первоначальный капитал, то они вынуждены покупать дешевые материалы. Экономия начинается и на простейшем – вместо закупки одноразовой продукции (простыни и полотенца) несколько раз стирают то, что есть в наличии.

Правильная стерилизация инструментов в домашних условиях тоже представляется маловероятной. Кстати, регулярной дезинфекции подлежит все помещение – столы и стулья тоже, но кто это будет делать дома?!

Давайте не будем забывать, что не каждый клиент согласиться снова и снова мыть волосы, стоя в неудобной позе в вашей ванной комнате. Поверьте, однажды ему это надоест, и тогда он вернется в салон, а вы останетесь ни с чем.

Ведь студия – это не только правильная стрижка и красивая укладка, стильный дизайн ногтей и безупречный педикюр. Студия – это, в первую очередь, комфорт и возможность час или два отдохнуть от суеты большого города, листая модный журнал с чашечкой кофе или чая в руке. Ваш личный «островок» уюта, где среди напряженных будней вы можете почувствовать себя женщиной, а не строгой бизнесвумен.

Разве фрилансеры могут вам это дать? Какие эмоции вы испытаете, сидя за столом на чужой кухне, где еще витает запах обеда или ужина? Согласитесь, это не просто некрасиво, есть в этом еще и что-то неловкое, будто подглядываешь за чьей-то жизнью в замочную скважину.

Помните: при визите к фрилансеру вы, возможно, и сэкономите условные пятьсот или тысячу рублей, но потеряете намного больше – атмосферу красоты и сопричастности к чему-то почти волшебному.

Впрочем, оставим «лирику» и вернемся в реальность. Если клиент по тем или иным причинам пострадает или просто останется недоволен, то он может устроить скандал или пожаловаться в соответствующие госорганы, как минимум, в Роспотребнадзор или в налоговую инспекцию. Конфликтную ситуацию вам придется решать самому, в то время как в салоне, где, кстати, риск подобных происшествий стремится к нулю, все уладит руководитель. Вот еще один бесспорный плюс для всех сторон.

Мотивируем сотрудников

Теперь предлагаю разобраться, как сделать так, чтобы специалисты ногтевого сервиса не выбирали фриланс, а оставались с вами в салоне на многие годы. Я, как владелец успешного бизнеса в Москве, считаю, что это реальный способ удержать сотрудников, ведь многие специалисты продолжают работать в моей студии с момента ее открытия.

Итак, основные материальные основания для того, чтобы остаться с владельцем бизнеса, у сотрудников следующие:

Что касается нематериальной мотивации, то салон дает возможность:

Весьма действенными нематериальными способами удержать сотрудников являются также выбор количества смен, времени начала и завершения рабочего дня или даты отпуска. Все эти методы работают, и их можно и нужно применять.

Поиск сотрудников

Мы определились с тем, как сделать так, чтобы специалисты оставались с вами надолго, а теперь давайте выясним, как подобрать персонал. Здесь также есть ряд важных аспектов, на которые следует обратить внимание.

Вам необходимо знать, что собеседование нужно проводить в несколько этапов:

Уже на первых этапах, если вы считаете, что мастер вам потенциально подходит, нужно собрать рекомендации с предыдущих мест работы специалиста. Если он их скрывает, то это повод задуматься.

Даже в том случае, когда сотрудник кажется во всех смыслах идеальным, брать его на работу следует с испытательным сроком. Трех месяцев обычно бывает достаточно для того, чтобы понять, правильный ли выбор вы сделали, отдав предпочтение этому кандидату.

Если сотрудник в этот период проявит непрофессионализм, либо из-за него в салоне случится конфликтная ситуация, либо если специалист обладает большим самомнением или излишней гордыней, которые мешают работе и задевают клиентов, то руководителю салона следует незамедлительно уволить такого человека. Без сомнений и надежды на то, что он исправится. Поверьте, это невозможно. Лучше потратьте время на обучение нового специалиста.

В конечном счете, работать в салоне или дома – решать, конечно, мастерам, а посещать салон или выбрать частный «кабинет» – воля клиентов. Плюсы и минусы обеих ситуаций я обозначила. Но уверена, что лучше всем – и специалистам, и клиентам – найти салон, который будет соответствовать их требованиям и ожиданиям, и жить спокойно. Пусть работа остается работой, а дом – местом, где вас ждут отдых и близкие, а не чужие люди.

Смотреть комментарии