Как вырастить из ребенка бизнесмена

Серафима Баженова,
руководитель и основатель компании ПРОФИmessage

Когда в 2013 году в Курске впервые состоялся курс для старшеклассников по обучению предпринимательской деятельности, никто даже и представить не мог, что тема окажется настолько популярной. Посещаемость зашкаливала – ребята не пропускали ни одного занятия. В итоге несколько человек в свои 16 лет открыли небольшой, но собственный бизнес.

Сегодня бесплатные курсы по обучению предпринимательской деятельности для старшеклассников проходят в Курске несколько раз в год. За два года у меня с коллегами накопился немалый опыт по работе с молодым поколением. Сразу же обозначу главную проблему: представления молодых людей о бизнесе зачастую не имеют ничего общего с реальностью. Они либо сильно романтизированы, либо, наоборот, вызывают негативные эмоции. Отчасти это можно объяснить историческими реалиями, которые изменить уже не получится, отчасти с проблемами, изменить которые нам под силу. Во-первых, в учебных заведениях нет тех людей, которые могли бы передать ученикам практические знания о бизнес-процессах. Во-вторых, ощущается недостаток тематических учебных материалов для школьников и студентов. Безусловно, в книжных магазинах и интернете регулярно появляется огромное количество учебников, инструкций, аудио- и видеоконтента, посвященных обучению предпринимательской деятельности. Как говорится, есть из чего выбрать. Но более детальный анализ представленных материалов показывает, что на данный момент отсутствует учебная литература, которая бы давала первоначальные, комплексные знания и была рассчитана на возраст от 14 лет.

Численность молодых предпринимателей (до 30 лет) в Курске на конец 2014 года составила около 17 тыс. человек (порядка 20% от общего числа предпринимателей в городе). И эта цифра постоянно растет. А значит, есть потребность в учебнике, который, в отличие от большинства тематических изданий, будет адресован конкретно школьнику или студенту, а не абстрактному читателю или действующему предпринимателю.

Так у членов Курской региональной общественной организации поддержки молодежного предпринимательства «Гражданин предприниматель» появилась идея написать учебное пособие для школьников и студентов «Предприниматель 14+», рассчитанное на возраст читателя от 14 лет и старше. В создании учебника участвовали молодые люди, которые сами стали предпринимателями и фрилансерами не более трех-четырех лет назад и успели достичь значительных успехов в своем бизнесе, участники и победители регионального этапа конкурса «Молодой предприниматель России», конкурсов лучших молодежных бизнес-проектов. К числу данных соавторов я могу отнести и себя (в учебном пособии представлены два моих авторских урока). Также свой вклад в учебник внесли предприниматели первой волны, имеющие за плечами более 20 лет в бизнесе, образовании, науке. Их опыт и знания привели к мысли о том, что только союз государства и предпринимательства позволяет рассмотреть начало своего дела со всех углов и дать юному поколению исчерпывающую информацию о предпринимательстве во всех его проявлениях. Поэтому в издании также приняли участие представители общественных организаций, государственных законодательных, исполнительных и контрольно-надзорных органов.

Структура учебника представляет собой 36 уроков, разбитых на несколько глав. Они отражают психологические, экономические, правовые и технологические аспекты стартапа. Знакомство со стратегическими и тактическими сторонами бизнеса обеспечивает практическую направленность на самоопределение учащихся как предпринимателей и формирование отдельных предпринимательских компетенций. Для наиболее успешного усвоения материала предполагаются различные формы очной работы с учащимися: семинары, мастер-классы, тренинги. Изучение данного курса заканчивается проведением тестов на определение профессиональных предпочтений и предпринимательских компетенций. Учебное пособие написано предельно доступным языком, что также позволяет изучать его самостоятельно, начиная с восьмого класса.

Конечно, учебник не изменит российскую ментальность и не призовет никого к реформе образования. Да и создатели пособия не ставят перед собой такой цели. Главное, чтобы у каждого молодого человека появилась возможность изучить основы предпринимательской деятельности непредвзято, и не под давлением общественного мнения или российской ментальности.

С 1 марта по 1 апреля 2015 года коллектив соавторов запустил проект на одной из краудфандинговых платформ (народное финансирование). Одна из целей – собрать деньги на издание учебного пособия «Предприниматель 14+». Но главное для соиздателей – внести вклад в обучение предпринимательской деятельности молодежи, ведь это практическое управление ближайшим будущим.

Приведу для наглядности главу из книги «Предприниматель 14+».

Школа Успеха

Анна Харитонова, автор и собственник проекта «Реклама на кнопке лифта»

Мы живем во времена действительно огромных возможностей. Неограниченный доступ к информации имеет каждый человек. Не так давно книги переписывались вручную. Каждая книга стоила целое состояние, да и мало было тех, кто умел читать. Научный прогресс творит чудеса. Но вот парадокс: с развитием научного прогресса люди не становятся счастливей и успешнее. Почему?

Предлагаем беспристрастно посмотреть вокруг себя: а много ли в мире успешных людей? Тех, кто может искренне гордиться своими достижениями, тех, кто преодолел обстоятельства на пути к цели, тех, кто может послужить примером для других и вдохновить людей на свершения? К сожалению, единицы – процентов десять, не больше. Что же получается, девяносто процентов людей неуспешные? Да, именно так.

Если проследить пути становления выдающихся личностей в различных областях жизни, то, несмотря на то, что все они, безусловно, разные, у всех них есть основополагающие общие качества. Так что же это за навыки? Может, в обладании ими и кроется секрет достижения успеха? Давай разберемся.

В нашей жизни существует множество областей, в которых мы проявляем себя: личная жизнь, взаимоотношения с родными и друзьями, общественная сфера, профессиональная реализация. И в каждой из них нам важно реализоваться. Более того, для разных людей одна сфера жизни будет иметь первостепенное значение, и реализация в ней будет для человека наиболее важна. Например, кому-то будет важнее всего и вполне достаточно построить счастливую семью и крепкий брак, а кто-то рожден, чтобы возглавить революции или построить корпорацию. Это так называемый «жизненный проект».

Наши уроки посвящены предпринимательству, поэтому давай определим наиболее важные качества, которыми нужно обладать для достижения успеха в этой области.

Прежде всего, заниматься нужно любимым делом. Как бы парадоксально это не звучало, но делать бизнес ради денег – неправильно. Конечно, прибыль компании – это один из объективных критериев оценки работы организации. И вряд ли кто-то назовет убыточную компанию успешной, но важно не это. Важно то, что предпринимательская деятельность предполагает постоянное решение задач, порой довольно непростых. И только если тебе нравится то, что ты делаешь, только если ты горишь своей идеей, ты сможете преодолеть сложности и не сдаться при первых трудностях. И если, например, ты – молодая девушка, обожающая творчество, то вряд ли добьешься больших успехов в сфере, например, ремонта автомобилей, даже если эта деятельность, как тебе кажется, очень прибыльная. Парню выбрать дело по душе проще, однако и для него существуют условные «запреты» на сферы деятельности: например, художественная гимнастика, работа кассиром, уход за младенцами и детьми до семи лет (няня, воспитатель детского сада). Конечно, можно попробовать. Выглядеть это будет немного странно, но обязательно об этом заговорят, заметят, а, возможно, и сделают знаменитым. Но надолго ли хватит «мужества»? Хотя, если молодой человек открывает центр по развитию дошкольников, то ему необязательно с обожанием самому заниматься воспитанием детей, но истинное отношение к своему делу рано или поздно проявится.

Пренебрежение этим принципом приводит к тому, что по статистике в мире из 100 вновь открытых организаций только пять существуют более трех лет, остальные 95, увы, умирают.

Второй принцип – старайся стать лучшим! Что это значит? Выбери в интересующей сфере бизнеса лучшую компанию, проанализируй ее работу, попробуй перенять то лучшее, что у нее есть и при этом попытайся устранить те недостатки, которыми она, несомненно, обладает. И конечно, не забывай ориентироваться на своего клиента: попытайся понять, что он действительно хочет и что ему не хватает. Добивайся того, чтобы результат твоих трудов превзошел самые лучшие образцы.

Третий очень важный принцип: мечтай о большом, а начинай с малого. Все в мире проходит путь от малого к великому: как многометровые деревья начинались с крошечного семени, так и крупнейшие корпорации брали свое начало с микропроектов. Твоя мечта, твоя конечная цель должна быть большой, великой (построить корпорацию, спасти мир от бедности и войн и т.д.). Однако шаги по ее достижению, первые шаги должны быть доступны и минимальны. Уходи от мыслей: «Вот я бы начал свое дело и даже знаю, какое, но мне нужно несколько миллионов». Начинай с малого – бизнес в интернете, не требующий затрат, какие-то минимальные продажи или услуги и т.д.

Жизнь многих людей напоминает плавание в океане без карты и навигации. Они вроде живут, что-то делают, но конечной цели нет. А значит, и достичь ее нельзя. Давай выполним практическое упражнение, которое приблизит тебя к достижению успеха.

Задание 1. Составь свою миссию (совокупность основных жизненных целей)

Возможно, ты уже слышал об этой технологии или видел ее по ТВ, в интернете, и не обратил на нее внимания. Но она действительно работает! Итак, напиши на бумаге 25-35 своих желаний, целей. Это может быть все, что угодно. Все, к чему ты стремишься. Хочешь поступить в престижнейший вуз (МГУ, МГИМО или Массачусетский технологический институт) – пиши! Хочешь купить «Мерседес» или «Ламборджини» – пиши! Хочешь стать министром или крутым DJ – тоже пиши! Не забудь про личную жизнь и общественное признание, например.

Далее, напротив каждой цели поставь срок ее исполнения: год, три, пять, 10 лет. Так мы разделим цели на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. И оставь для каждого из периодов по четыре цели. Таким образом, ты отфильтруешь второстепенные достижения.

Поздравляем! У тебя на руках бесценный документ по достижению успеха. Оформи его начисто. Сохрани и периодически поглядывай на него и вноси исполнения, исправления и дополнения. Используй данный список как директиву, как руководство к своим действиям.

Задание 2. Нарисуй свою миссию

Также очень полезна визуализация целей. Нарисуй, сформируй для себя картину твоей жизни. Выбери фотографии, рисунки, найди чертежи желаемых изображений твоей будущей машины, дома, рабочего места, места отдыха и т.д.

В одном из университетов при проведении тренингов личностного роста студентов спросили, у кого из них есть подобный документ. Из почти двухсот слушателей положительно ответили только трое, которые впоследствии добились больших результатов, чем все остальные вместе взятые. Если у тебя будет подобный список целей, пусть даже при его написании многие пункты могут казаться тебе недостижимыми, несомненно, придет время, когда ты с огромным удовольствием отметишь «галочками» те цели, которых уже достиг.

Это позволяет определить еще один важный принцип: действуй, представляя конечную цель. Это очень важно. Перед тем как принять то или иное решение, тем более стратегического характера, задай себя один вопрос: «То, что я делаю, приведет меня к успеху или нет?». Например, если ты стремишься к собственному делу, но пока открыть его возможности нет, то, например, решение устроиться сотрудником в компанию, работающую в аналогичном сегменте, будет именно тем решением, которое приведет тебя к твоей цели, будет способствовать твоему успеху. А вот уверенность в том, что твое образование должно закончиться вместе с получением диплома (колледжа, вуза, бизнес-школы), например, в корне ошибочно и крайне неэффективно.

Отсюда следует еще один принцип – обучайся и развивайся всю жизнь, не останавливаясь ни на день! Мы живем в реактивное время, когда информация на планете удваивается каждые несколько лет! Только представь, что всего пару лет ты не будешь получать достаточное количество знаний, и в результате не поймешь половины вещей, которые происходят в мире. Каждый успешный человек тратит основное свое время именно на получение знаний и информации. Это и тренинги (зачастую довольно дорогие), и профессиональное образование (школа МВА, например), и самообразование (чтение книг и информационных источников), и конечно, личное общение. В последнем пункте будь очень внимательным, не балуй себя общением с неудачниками, критиками и нытиками, на фоне которых так приятно довольствоваться своими даже самыми скромными достижениями. Стремись к общению с сильными и успешными, с теми, кто знает и умеет больше тебя.

Несколько поколений назад люди принимали всего одно-два коренных стратегических решения в жизни: например, переезд из села в город или выбор профессии. Поколению наших родителей приходилось принимать подобные решения уже чаще 5-10 раз в жизни. Теперь всем нам приходится принимать стратегические решения, способные в корне поменять нашу жизнь, каждые несколько лет. И сделать это правильно можно только тогда, когда имеешь достаточное количество знаний, а также представляешь свою конечную цель.

Фото анонса: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Консультант, Красноярск

Тема интересная. Я с ней сталкивался немного в другом ключе. Уже лет десять очень интересно проводятся различные школы по информационным технологиям Владимиром Конториным. Идея в том, что на этих занятиях ребята работают в командах, набирают баллы, оценивают их в конце цикла и получают реальное вознаграждение. Опыт достаточно уникальный и поучительный.

Менеджер, Санкт-Петербург
Николай Перов пишет: Тема интересная.
Тема интересная, Только 1) в статье напрочь отсутствует один очень важный аспект, который напрочь лишает статью всего последующего контекста... У детей, как правило, не работает планирование... Точнее, если оно включается, то включается у каждого в своем возрасте... Хорошо если оно включилось до 14 лет... А без этого задание 1 не выполнить... 2) Не нашел ни слова про выращивания бизнесмена... про выращивание профессионализма есть... а про предпринимательство нет... для предпринимательства нужен не профессионализм, а предприимчивость...
Менеджер, Москва

Предприимчивость
очень похожа на плаванье. Пока нет воды, -
не поплывёшь.

Менеджер, Санкт-Петербург
Виктория Белова пишет: Предприимчивость очень похожа на плаванье. Пока нет воды, - не поплывёшь.
интересно, что в этой аналогии вода для предприимчивости?... предприимчивость у детей проявляется гораздо раньше чем, чем планирование... если кто-то успел поймать кайф от этого, то при некоторых усилиях он становится бизнесменом, в т.ч. и гораздо раньше тех самых 14 лет... видел ребят сделавших свой бизнес с 8 лет с нуля к 12 годам... правда это было время перед самой перестройкой (и капитал был и наемный персонал и потребители)... Не законно было (фарцовка), но ненаказуемо (по возрасту) и не особо пресекаемо... Сейчас дети начинают проявлять предприимчивость гораздо раньше и гораздо чаще, типа еще в детском саду...
Менеджер, Москва

Перепродажи - это не совсем предпринимательство,- дух предприимчивости в новаторстве, - даже грамотный плагиат, - это новаторство. Например, еще в детском саду купила младшей дочери 3 кг бисера, а первые заказы она для старшеклассниц уже в начальной школе делала сама, опираясь только на модели в интернете. Мы с ней не учились работе с бисером, - это Естественно для женщин. А вот решиться на переход в группу к мальчишкам и получить там пятерку по технологии, кстати, пятерок в группе всего две, при том, что Учитель строг ко всем, - это уже как раз ''вода'', в которой можно учиться ''плаванью'', - это лидерство, за которое приходится сражаться, в прямом и переносном смысле. Это первая победа над страхом не осилить или не справиться. Предприниматель - уже босс, хотя бы для самого себя. А работодатель - это в первую очередь лидер, - лидер выплывет в любой воде, даже в мутной. И сам рыбку поймает, и других голодными не оставит.

Менеджер, Санкт-Петербург
Виктория Белова пишет: Перепродажи - это не совсем предпринимательство,- дух предприимчивости в новаторстве, - даже грамотный плагиат, - это новаторство.
Каждому свое... попробовали бы вы организовать перепродажи скажем так находясь в своем пятом классе... именно организовать... мальцы п1-3 класса факлуют у автобусов с интуристами... логистика, сбыт, крышевание и т.д. И мобильный только у М.С.Горбачева
Виктория Белова пишет: Например, еще в детском саду купила младшей дочери 3 кг бисера, а первые заказы она для старшеклассниц уже в начальной школе делала сама, опираясь только на модели в интернете.
ну это скорее Ваш бизнес, чем Вашей дочери... предприниматель рискует своим капиталом....
Менеджер, Москва

Притянуть ребенка за уши в свой бизнес, - это 100% нанести ему вред, во всяком случае с точки зрения педагогики. Да, на заводах Форда его собственные дети трудились как простые рабочие, но это не тот дух предприимчивости, который похож на умение хорошо плавать. Дети в среде сверстников находят Учителей,бисера-то 3 кг купили, тогда еще Черкизовский рынок был жив, это значит, что у ребенка этого бисера было не ''от сих до сих '', как наборе из ''Леонардо'', а '' для себя и того парня ''. Ребенка в рамки нельзя загнать, чтобы он научился планированию, - это иной процесс. Мы в группе Монтессори занимались с двух лет, там очень почтительное отношение даже к детям до 1 года, а потом пошли в самый ''советский '' детский сад, который только можно найти в наше время. Ребенок сразу понял разницу, - это жизнь. Планировать надо только для того, чтобы управлять своей жизнью. А без планирования жить даже интересней, только вот в полной неуправляемости. Ребенок теоретически этого не поймет, а на практике, - легко!
На уровне детсада.
У бисера есть еще один +, в развитии мелкой моторики, и лучшие работы в этой технике выполяют мужчины, - мне багетчик рассказывал, что он мужские работы в
рамку подгоняет 15 минут, а женские минимум 45минут. Перекос получается от неправильного планирования последовательности действий. Кстати, дочь перешла в группу мальчиков по технологии тоже не по моему совету,а из-за того, что мальчик еще до неё принял подробное решение и перешел в группу девочек, где сразу стал лидером. Это все в одной и той же школе, но в
разных классах. Родители здесь не.при.чем, - дети именно в своей среде сверстников находят примеры для подражания, так же...как и удачливые спекулянты. Быть спекулянтом- это вовсе НЕплохо, только вот для предпринимателя этого качества недостаточно.

Менеджер, Санкт-Петербург
Виктория Белова пишет: Притянуть ребенка за уши в свой бизнес
Виктория, мои слова были о другом, в Вашем примере Вы создали бизнес Вашей дочери, Вы его владелец… Ваш вклад в капитал – 5 кг бисера и дальнейшие вложения материаных и нематериальных активов…. (комп, интернет, а собственно про поиск в интернете пока промолчу)
Виктория Белова пишет: Притянуть ребенка за уши в свой бизнес, - это 100% нанести ему вред, во всяком случае с точки зрения педагогики. Да, на заводах Форда его собственные дети трудились как простые рабочие, но это не тот дух предприимчивости, который похож на умение хорошо плавать.
И у детей Форда по предпринимательской линии есть успехи? … ;) Кстати, когда владелец бизнеса берет своего наследника после университета в свой бизнес на рабочую должность, это говорит о многом, но только не о наличии предприимчивости в этом наследнике…
Виктория Белова пишет: Ребенка в рамки нельзя загнать, чтобы он научился планированию, - это иной процесс. Мы в группе Монтессори занимались с двух лет, там очень почтительное отношение даже к детям до 1 года, а потом пошли в самый ''советский '' детский сад, который только можно найти в наше время. Ребенок сразу понял разницу, - это жизнь. Планировать надо только для того, чтобы управлять своей жизнью. А без планирования жить даже интересней, только вот в полной неуправляемости. Ребенок теоретически этого не поймет, а на практике, - легко! На уровне детсада.
Оперативному --- легко, стратегическому – очень индивидуально и очень нелегко…а переводу стратегии через тактику в операции тем более… Про оценку рисков и управление ими еще сложнее...
Виктория Белова пишет: У бисера есть еще один +, в развитии мелкой моторики, и лучшие работы в этой технике выполяют мужчины, - мне багетчик рассказывал, что он мужские работы в рамку подгоняет 15 минут, а женские минимум 45минут.
Это потому, что он мужчина…. Женщина сказала бы противоположное…
Виктория Белова пишет: Кстати, дочь перешла в группу мальчиков по технологии тоже не по моему совету,а из-за того, что мальчик еще до неё принял подробное решение и перешел в группу девочек, где сразу стал лидером. Это все в одной и той же школе, но в разных классах. Родители здесь не.при.чем, - дети именно в своей среде сверстников находят примеры для подражания…
Меня это (стремление девочки освоить мальчиковые технологии) больше настораживает, чем восхищает… «Я сама» -- очень рискованное для девочки кредо, которое не предполагает реального равноправного партнерства, как в жизни, так и в бизнесе… Самодостаточность и предпринимательство очень плохо совмещаются…
Виктория Белова пишет: Быть спекулянтом- это вовсе НЕплохо, только вот для предпринимателя этого качества недостаточно.
В приведенном мной примере мальчик, подключившийся сначала к попрошаничеству 1 классе, и спекулировавший по мальнекому во 2-3 классе, в 5 уже имел собственную сеть из нескольких сот человек… и учени4ки 1-3 классов были только одни из ее звеньев, 2/3 сети были взрослыми … потом грянула перестройка, и я его потерял из виду…
Менеджер, Москва

По поводу группы мальчиков по технологии - это достижение. Специализация в нашей школе - автодело. Очень многие девочки хотели бы тоже освоить это дело, но.там надо пройти трудный путь с азов. Точить научиться и проволоку гнуть, - за это получить пятерку очень трудно.
А вышивать научиться было своевременно в детском саду, в 6-ом классе нужно бы ЧТО-ТО более серьёзное, а девочек как-то тянут назад, им не дают понять, что есть женские рабочие специальности, все.сводится к изучению домоводства. Автодело - это важный навык для менеджера, ведь бизнес-леди без хороших навыков вождения и понимания устройства автомобиля, - это просто леди.

Менеджер, Санкт-Петербург

Sorry off top

Автодело и вождение авто в средней школе вещи несовместимые... в наше время легальное обучение вождению автомобилем можно начинать только в 17 лет...
Учиться ремонтировать автомобиль... точно не для леди, бизнеследи тем более...
Помню очень прикольную ситуацию: бизнеследи (''я сама''), пытавшаяся прямо на проспекте самостоятельно отремонтировать треснувший блок цилиндров... 8 мужиков-водителей отнесли машину на тротуар , чтобы не мешала движению.... (''я сама'') к машине/двигателю никого не подпустила.... машина после этого ушла в утиль ...

Кстати Вы знает сколько весит двигатель автомобиля?
И что будет с женщиной после подъема такого двигателя?

Про меру понимания устройства автомобиля для его собственника или его водителя -- ИМХО достаточно автошколы... а дальше/глубже только по интересу...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Высшая школа бизнеса ВШЭ провела первый выездной модуль МВА в Китае

Партнером ВШБ стала бизнес-школа CEIBS (China European International Business School).

Бизнес-школа АМИ запустила Executive MBA в Казахстане

Казахстанские предприниматели получат бизнес-образование в петербургской школе.

Студенты ВШЭ и «Яндекса» выиграли международную олимпиаду по программированию

Олимпиада ICPC – одно из крупнейших и наиболее престижных соревнований по программированию в мире.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.

Половина россиян будут работать в майские праздники

Женщины чаще мужчин сообщали, что не собираются работать в государственные выходные.

Cпрос на специалистов в сфере производства вырос почти в 2 раза

Средние предлагаемые зарплаты в производстве выросли на 16% в I квартале по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.