Чем аутсорсер выгоднее штатника?

Аутсорсинг – это реализация принципа специализации на уровне рыночных отношений. Глядя на опыт зарубежных аутсорсинговых компаний, можно сказать, что отечественный рынок находится на начальном этапе развития и имеет большие перспективы. В процессе развития и становления любого бизнеса, возникает необходимость в упорядочении корпоративной структуры, растут требования к квалификации сотрудников. Гораздо проще передать на обслуживание профессиональной компании те процессы, которые не несут ключевых компетенций. Так чем аутсорсер выгоднее и удобнее штатника? Какие мифы об аутсорсинге наиболее распространены в России и как с ними бороться? Что мешает передать на аутсорсинг предприятие целиком?На вопросы E-xecutive отвечает Сергей Тиунов, генеральный директор аутсорсингового подразделения группы BDO в России.

Тиунов-2.jpgE-xecutive: В чем вы видите причины растущего интереса к аутсорсингу на российском рынке?

С.Т.: Зрелая рыночная экономика требует высокой степени специализации, как основного фактора эффективности. Аутсорсинг – это реализация принципа специализации на уровне рыночных отношений. Молодость рыночной экономики в России, нестабильность законодательства, ангажированность судебной системы, высокая доля государства в экономики и коррупция… все это является причинами того, что в России аутсорсинг все еще в зачаточном состоянии, но рыночные механизмы все-таки начинают кое-где работать, что сразу видно по росту интереса к аутсорсингу.

E-xecutive: Недавно вы были избраны сопредседателем российского филиала IAOP. Что это за организация, и в чем вы видите свою основную задачу в новой роли?

С.Т.: IAOP – это международная ассоциация профессионалов аутсорсинга, имеющая свои подразделения во многих странах мира. По сути, во всем мире аутсорсинг уже стал отдельной отраслью экономики, и ассоциация работает над внедрением системы сертификации сотрудников, работающих в аутсорсинговых компаниях, проводит многочисленные семинары, разработала различные методологии, позволяющие провайдерам и клиентам лучше понимать друг друга. В России подразделение IAOP было создано только в прошлом году. Я буду сопредседателем IAOP Russia Chapter и возглавлять работу в области аутсорсинга бизнес-процессов. С одной стороны, полезно будет использовать наработки зарубежных коллег, чтобы «не изобретать велосипед», с другой стороны, как обычно, потребуется серьезная адаптация этих наработок с учетом нашей, российской специфики.

E-xecutive: Так чем аутсорсер выгоднее и удобнее штатника?

С.Т.: Как определить выгодность и удобство? Если говорить об операционной эффективности, то здесь работает общий принцип узкой специализации. Купить батон хлеба в магазине дешевле, чем испечь самому, но некоторые предпочитают печь хлеб сами, хотя это не выгодно и не удобно. Значит, есть еще и другие соображения. Наши клиенты говорят о том, что благодаря нам они несут меньше рисков, им удобно, когда мы общаемся с налоговой инспекцией, аудиторами и другими органами, когда мы быстро выполняем их запросы, поскольку уже имеем соответствующие наработки и т.д. и т.п.

Аутсорсинг позволяет не просто снизить затраты, но, прежде всего, сконцентрировать внимание и усилия топ-менеджмента на ключевых задачах бизнеса, а прочие функции передать в управление подрядчиков, обладающих готовыми эффективными решениями для каждого типа бизнеса.

E-xecutive: Как предприниматель должен строить свои отношения с аутсорсером?

С.Т.: Есть хорошая формула в западной деловой практике - win-win. Стороны договора должны заботиться не только своей выгоде в контракте. Это несколько необычно для российской деловой среды, но в развитой экономике принято учитывать взаимную пользу от сотрудничества. К сожалению, у нас все еще превалирует психология дикого капитализма 90-х – как «перехитрить» партнера. Не все понимают, что это недальновидная позиция. Ведь партнер, получающий выгоду от сотрудничества, будет ценить такие отношения, заботиться об их сохранении, повышая эффективность и стараясь увеличить собственную ценность и значимость для контрагента.

E-xecutive: Какие компании больше пользуются аутсорсингом, российские или иностранные?

С.Т.: Мы проводили исследование рынка аутсорсинга совместно с «РБК.Рейтинг», опрашивали российский и иностранный бизнес. Результаты подтвердили, что иностранцы в большей степени готовы передавать свои функции на аутсорсинг. Соотношение иностранных и российских компаний среди наших клиентов также подтверждает, что аутсорсингом в большей степени пользуются иностранные компании.

Это происходит, потому что иностранные компании ориентируются на сложившиеся экономические отношения и традиции, присущие развитой экономике. Кроме того, аутсорсинг – логичная мера для снижения рисков в незнакомой бизнес-среде, - зачем им рисковать и брать на себя ответственность за бухгалтерскую и налоговую отчетность?

E-xecutive: Существует масса мифов об аутсорсинге (отсутствие у поставщика квалифицированного персонала для оказания услуг; нарушение договоренностей, из-за которых снижается качество услуги; снижение информационной безопасности; невозможность контроля, достаточно высокая стоимость услуг…). С какими из них вам приходится сталкиваться наиболее часто и как боретесь?

С.Т.: Со всеми. Это результат незрелости рынка. Отсутствуют критерии оценки квалифицированности поставщика, нет устоявшихся ориентиров по составу услуг, их качеству, стоимости. Рынок полон новичков, которые нащупывают принципы взаимодействия, степень толерантности клиентов к компромиссам в области состава и качества услуги, нащупывают уровень цен. Новые компании готовы набираться опыта, работая ниже себестоимости и тренируясь на клиентах. В условиях, когда отсутствуют сложившиеся ориентиры по составу услуг, довольно распространен подход продать услугу по любой цене, потом уже определять состав услуги.

Наша работа в рамках IAOP как раз призвана привести рынок в более цивилизованное состояние – согласовать перечень и состав услуг, ввести унифицированную терминологию, установить стандарты качества и ввести сертификацию участников рынка.

E-xecutive: При выборе провайдера по аутсорсингу, на что важно обратить внимание? Организация какого рода может заниматься выполнением аутсорсерских функций?

С.Т.: Безусловно, имеет смысл работать с опытными компаниями, имеющими большое количество клиентов. Стоит обращать внимание на участие компании в рейтингах, на наличие сертификатов системы качества, на рекомендации клиентов. Лучше всего самому связаться и пообщаться с клиентами, это поможет лучше понять, как работает провайдер.

E-xecutive: В России укоренилось мнение, что аутсорсинг – прерогатива малого и среднего бизнеса. Как обстоят дела с крупными корпорациями?

С.Т.: Крупные корпорации могут работать только с крупными аутсорсерами, которых у нас на рынке пока нет. Рынок аутсорсинга в сегменте крупных компаний на Западе развивался через этап создания Shared Service Centers – центров общего обслуживания, которые организационно и юридически объединяли схожие компетенции в рамках корпорации. Только после создания таких центров начался процесс их акционирования и коммерциализации. Сейчас в России крупные компании находятся на стадии создания таких центров. Так что их акционирование и быстрый рост рынка за счет их коммерциализации не за горами.

E-xecutive: Что, на ваш взгляд, мешает передать на аутсорсинг предприятие целиком?

С.Т.: Бизнес можно передать в траст, но при этом вы фактически отказываетесь от любого участия в управлении бизнесом и в его развитии, становясь только финансовым бенефициаром. На аутсорсинг можно передать только те функции, которые не несут ключевых компетенций и бизнес идей, создающих добавленную стоимость, востребованную рынком, иначе вы просто отдаете свой бизнес.

E-xecutive: Какую роль в вашей карьере сыграло MBA и EMBA? Насколько, по вашему мнению, современному руководителю необходимо MBA-образование?

Сергей Тиунов: EMBA – EuroMBA – дополнительный сертификат к диплому MBA, который выдала London Chamber of Commerce. Этот сертификат выдается, если, помимо обязательных курсов, пройден курс по Евросоюзу, и дипломная работа затрагивает тематику ЕС. По сути, сертификат EuroMBA означает, что в дополнение обычному курсу MBA я получил знания по регулированию бизнеса в Евросоюзе. Это было полезно, поскольку давало понимание государственного регулирования многих аспектов бизнеса в Евросоюзе, касающихся аутсорсинга.

Думаю, не окажусь оригинальным, если замечу, что MBA мало что дает вчерашнему студенту. Однако, когда снова становишься слушателем, имея при этом определенный опыт работы в бизнесе, это дает значительный толчок в обобщении и применении накопленного опыта во всех аспектах бизнеса – финансах, маркетинге, управлении кадрами, организационном развитии и корпоративном управлении. Кроме того, курс MBA в хорошей школе построен вокруг конкретных кейсов. Поэтому обучение по программе MBA – это своего рода сублимация практического опыта в разных областях бизнеса с одновременной теоретической подготовкой. Это дает значительный толчок роста компетенций, кругозора и общей эрудиции.

Фото в анонсе: Unsplash

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Аналитик, Москва

Интересное интервью. Позиция Сергея мне показалась очень верной. Ответы чёткие и интересные, нет детских восторгов по поводу перспективности российского рынка. А то у нас уже лет десять читаешь про ''растущий интерес к аутсорсингу на российском рынке''.

Мне ''посчастливилось'' заниматься этой темой много лет с обеих сторон, пытался вывести некоторые общие факторы для малых и средних компаний. Согласен с Сергеем: ''К сожалению, у нас все еще превалирует психология дикого капитализма 90-х – как «перехитрить» партнера''. С этим сталкивался постоянно. Мотивирование заказчика на серьёзные отношения приводит к ещё большей хитрости. А вот аутсорсеры, на мой взгляд, стали работать гораздо честнее.

Финансовый контролер, Москва

Сергей все правильно написал: именно так все должно выглядеть в идеале. Но, к сожалению, пока это только в теории. А на практике я лично наблюдала, что многие компании, пользующиеся услугами аутсорсинга, через некоторое время отказываются от этого ввиду того, что услуги им оказывают не самым должным образом. И распутывать последствия - не самое увлекательное занятие. И именно поэтому, в том числе, бизнес настороженно относится к аутсорсингу. Вы можете сказать: ''Так выбирайте профессионалов!'' Но из личной практики: уважаемые международные компании пользовались услугами бухгалтерии на аутсорсе в именитых организациях - лидерах рынка, и сотрудники этих компаний даже не знали, как правильно оформить платежное поручение нерезиденту и разбирались в этом хорошо если не с нуля. В итоге этот незатейливый процесс оплаты мог растянуться на неделю! И это не единичный случай. Ни разу не попался сотрудник аутсорса, который хотя бы отдаленно имел представление о валютном законодательсте. Ситуации - исключительно из личного опыта общения (как представитель банка с представителями клиента). Не обобщаю, наверняка есть исключения, но нам с коллегами было искренне жаль те компании, которые отдав ''скучную бухгалтерию'' на сторону, заплатив им немалые деньги, получали вот такое обслуживание ''по высшему классу''.

Аналитик, Москва

Елена, дело, на мой взгляд, в следующем. Можно продолжить и таким образом оспорить логику Сергея: ''Если говорить об операционной эффективности, то здесь работает общий принцип узкой специализации''. Да, он прав, если говорить в отношении заказчика, заказчик ищет узкую специализацию. Но исполнителю совершенно не нужно или невыгодно держать узких специалистов, ему бы 2-3, но чтоб на все случаи жизни. Если брать знакомую вам финансовую сферу, то аутсорсеры хорошо работают по типичным фискальным случаям, но чуть в сторону и всё, аут. За границами их опыта может быть величина оборота, количество консолидированных бюджетов, разная фрма собственности. Лично я долго искал бухгалера для НКО. Кончилось тем, что я сам стал этим заниматься.

В сфере ИТ чуть по-другому: аутсорсинг - почти единственный вариант получить узкого специалиста.

Финансовый контролер, Москва

Анатолий, безусловно, многое зависит от сферы. Не могу сказать, как обстоит дело с аутсорсом в ИТ, HR и т.д. Автор в статье делает акцент на бухгалтерию, вот тут я бы не сказала, что у компании минимизируются риски. Разве что в случае определенных разбирательств и отвечать будет аутсорсинговая компания. Может, если у компании совсем простой документооборот и вид деятельности, тогда да, это оправдано, хотя и в этом не уверена. Знаю компанию, которая до сих пор разгребает последствия аутсорсинга, услугами которого они пользовались первый год работы, прошло 2 года, а кое-что и по сей день всплывает.

. . . . Директор по развитию, Москва
Елена Шварева, А на практике я лично наблюдала, что многие компании, пользующиеся услугами аутсорсинга, через некоторое время отказываются от этого ввиду того, что услуги им оказывают не самым должным образом.
На практике и своих бухгалтеров часто увольняют. Да и сами эти бухгалтера уходят, прихватив с собой все ''секреты фирмы''. Вопрос в том, кто более ответственный. Выясняется, что скрыть косяки наемному менеджеру (специалисту) сложнее, чем аутсортсеру. Следовательно и профессионализм последних, должен быть выше по определению.
Специалист

Передав бухгалтерию на аутсорсинг, клиенты несут меньше рисков.

Весьма спорное (мягко говоря) утверждение. В России почти нет фирм, которым можно доверить свою бухгалтерию. В Грузии их вообще нет. Пока. Увы.

Генеральный директор, Москва

Не имеет смысла противопоставлять штатную бухгалтерию и аутсерсинг. Для аутсерсинга есть свои ниши в разные периоды развития компании.
Начало работы компании: директор возлагает на себя обязанности главбуха и как правило берет аутсерсера (физическое или юридическое лицо, официально или по-серому). Бизнес растет, появляется необходимость и финансовая возможность держать в офисе бухгалтера на ставку. Аутсерсинг отходит в сторону и ждет своего часа. У активно работающей компании появляются участки рутинного бухучета, которые можно отдать на аутсерсинг (расчет зарплаты, сверка взаиморасчетов и пр.).
В условиях российской налоговой системы отдать более-менее крупному бизнесу бухучет на сторону рискованно и неудобно. Отрыв бухгалтерского/налогового учета от управленческого настолько велик, что понадобится отдельный штат для выборки и передачи информации аутсерсеру.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.