Финансовый домострой по-древнеславянски

Книга, называемая «Домострой», — анонимный памятник русской литературы XV века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.


В силу профессиональной потребности задался, казалось бы, простейшим вопросом — получить универсальный короткий перечень правил управления финансами в бизнесе.

Принцип (лат. principium буквально — «начало») — в теоретической философии то, чем объединяется в мысли и в действительности известная совокупность фактов, основное начало, на котором что-либо построено. В практической философии, этике, есть норма, правило поведения).

Рассмотрел классические для российской практики учебные материалы и с удивлением осознал, что они изобилуют принципами управления системой финансового менеджмента, а о правилах (правило — условие, которое обязательно должно выполняться всеми участниками конкретного действия. Например, игры, правописания, судебного процесса, организации, учреждения) обращения с финансами — лишь вскользь. Представьте себе, что вместо правил приготовления овощной смеси (с чем, как, на чем, сколько минут и так далее), на упаковке написано «продукт должен соответствовать типу вашего питания, быть совместимым с другими продуктами, подаваться с учетом особенностей местной кухни…». А как конкретно готовить-то? Так ведь и голодным можно остаться и продукт испортить. Вот тоже и с финансами: «интегрированность, комплексный характер, многовариантность…». А что конкретно делать владельцу бизнеса? Общение на эту тему с руководителями малого и среднего бизнеса показало то, чего и следовало ожидать, — поголовная неосведомленность и непонимание, почему нет денег. И это в период обострения конкуренции не только среди «своих», но и с зарубежными компаниями…

Понятия не имею, как у «них» (лукавлю, конечно, для красного словца. Безусловно, найти прямые и косвенные указания на правила обращения с финансами можно и в религии, и в народном творчестве других культур), но у нас базовые правила обращения с финансами прекрасно использовались испокон веков и даже закреплены в народном творчестве. В условиях ведения натуральной экономики, хозяйства были как бы бизнесами в себе и «тиражировались» посредством расширения семьи. Правила, что использовались тогда, во многом соответствуют нашей картине мира. Важно лишь осознать их и начать регулярно использовать.

Чтобы кратко рассмотреть их, я выделил три группы: правила структуры капитала, правила оборота капитала, и правила финансовой перспективы. Такое выделение (см. рис.) — это азы: 1) важно верно сформировать структуру капитала (соотношение заемных и собственных средств, их цена), а затем из него создать активы бизнеса (соотнести срочность разных групп активов и требований); 2) важно извлечь максимум выгоды из его использования, то есть оборота (суммарная выручка должна превысить суммарные затраты); 3) обеспечить рост капитала (подчинить использование доходов и прибыли стабильности и развитию бизнеса). Теперь по порядку.

1. Правила структуры капитала.

1.1. Используй операционный рычаг с учетом долгосрочной конъюнктуры. Суть правила: при стабильном увеличении масштабов деятельности дополнительно наращивайте объем прибыли за счет максимизации доли постоянных издержек. На Руси многодетные семьи обеспечивали себя собственной рабочей силой на годы вперед, а потому и к воспитанию подходили со всей серьезностью: «и по возрасту учити… кто чево достоин каков кому просуг Бог даст» (Здесь и далее по тексту цитаты по источнику http://www.hrono.info/ со ссылкой на издание Домострой. СПб.: Наука, 1994). Так же фактически давалось указание на содержание основных сотрудников в штате: «людеи у собя добрых дворовых держати чтобы были рукоделны кто чему достоин и какому рукоделию учен». Кроме того, рекомендовалось держать при себе необходимые активы: «А всякому рукоделью и у мужа и у жены, всякая бы порядня и снасть была в подвории... ино что себе ни зделал и нихто ничево не слыхал, в чюжии двор не идешь». Наличие собственных активов и постоянной рабочей силы в условиях, когда спланировать потребности в производстве на предстоящий период было просто, обеспечивало экономию — иначе пришлось бы платить за сезонную аренду средств труда, терять на производительности в вынужденный период адаптации временных наемных работников.

В наше время важной, особенно для малого бизнеса, становится способность мобильно распоряжаться активами: в случае резкого сокращения спроса предприятия с высокой долей постоянных издержек попадают в непростую ситуацию — себестоимость единицы продукции становится чрезвычайно высокой. Эта указывает на необходимость тонкого обращения с операционным рычагом — нужна золотая середина. Предприниматели находят решения в передаче отдельных чувствительных к объемам деятельности функций (транспорт, складирование, хозяйственное обеспечение...) специализированным компаниям. В период спада это позволяет резко снизить затраты и сохранить прежний уровень себестоимости единицы продукции или услуги.

1.2. Используй финансовый рычаг с поправкой на риск. Действие правила таково: увеличивайте финансовый результат за счет привлечения кредитов, если их стоимость заведомо ниже будущей рентабельности активов в вашем бизнесе по чистой прибыли. На растущих рынках и при благоприятной конъюнктуре эффект финансового рычага привлекателен для предпринимателей. Однако важно помнить, что он предъявляет жесткие требования к качеству прогнозов будущих финансовых результатов.

Злоупотребление эффектом финансового рычага, то есть создание ситуации, когда доля заемного капитала существенно превышает долю собственного капитала, ведет к неоправданному финансовому риску — риску значительных потерь в случае падения рентабельности активов ниже стоимости заемного капитала: «и учнет на люди глядя жити не по силе, и заимуя… и та честь будет с великим бесчестием и со укоризною… и так нерассудные люди живут в роботе и на правежи и в долгу до коньца обнищает». Как и в ситуации с операционным рычагом выбор степени использования эффекта рычага будет определяться склонностью предпринимателя рисковать и умением считать риски.

1.3. Обеспечь соответствие активов и пассивов: долгосрочным заемным и собственным капиталом финансируй создание основных производственных фондов и оборотных средств; краткосрочным заемным капиталом финансируй лишь создание части оборотных средств. Причина проста — время отдавать должно наступить позже, чем к вам полностью и с прибылью вернется все, что вы вложили в бизнес из занятого. Например, если срок окупаемости инвестиций в создание рыбокоптильного цеха составляет два года, то срок возврата привлеченного под этот проект кредита должен быть минимум 2,5 года, то есть с «запасом прочности».

Писавшие Домострой исходили из консервативного подхода — использовать на создание основных средств лишь собственный капитал. Описанные случаи использования займа там связаны с годовым (Например: «всегда в торгу смотрити всяково запасу к… домашнему обиходу… и закупить на весь год».) циклом и предназначены для пополнения оборотных средств: «а у суседа, или у своево християнина чево не достало на семена, или лошади или коровы нет, или государьские дани нечим заплатить ино ево ссудити и подмочи».

В современной практике чаще используется более мягкий подход, когда создание основных фондов финансируется не только своими средствами, но и долгосрочными заемными. Здесь важно понимать: чем дальше в будущее отнесен планируемый срок окупаемости вложений, тем ниже точность прогноза. А потому обеспечивать соответствие активов и пассивов нужно с учетом рисков от применения финансового рычага.

2. Правила управления оборотом капитала.

2.1. Оптимизируй затраты. Основная идея — постоянно находить такие способы ведения дел, чтобы необходимые для получения результата операции или процессы выполнялись с меньшими затратами времени и ресурсов: «В домовитом обиходе… остатки и обрески ко всему пригожаютца… а коли лучится какое платно кроити… и кроячи до згибати… и как вырастет… загнутое отправит опять платно хорошо станет кое платья не всегда носити то так краити». Вот вам и бережливое производство двадцатого века, берущее истоки от идей Генри Форда.

2.2. Проводи все платежи точно вовремя. Есть расхожее правило финансового менеджера: «бери раньше, отдавай позже». Этот деструктивный стереотип способен подорвать репутацию бизнеса, инициировать судебные иски, а также лишить вас надежных деловых партнеров и репутации. Например, в Домострое идея рачительного отношения к обязательствам, своевременности и качеству их исполнения проходит красной нитью: «всякая ссуда имати и давати в честь и беречи паче своего и отнести на срок чтобы сами государи того не просили и по то не посылали ино и впредь дадут и дружба впрок».

2.3. Обеспечь планируемые расходы источниками дохода. Здесь фактически скрыты два аспекта: 1) бизнес-планирование текущей деятельности должно быть регулярной практикой; 2) технические разрывы в потоке денежных средств должны быть заранее спрогнозированы, а соответствующие решения (распродажа, займы, реструктуризация долга и так далее) разработаны. Аспект обязательного планирования в Домострое отмечается особо: «а во всяком обиходе… и в приходе и в росходе и в заимех и в долгех всегда себе смечать и потому живешь и обиход держишь по приходу и росход». Правило это столь же банально, сколь и игнорируемо многими малыми и даже средними предпринимателями. И в этом случае, безусловно, нужно обратиться к опыту грамотно выстроенного бизнеса успешно развивающихся компаний — их развитие обеспечено, в том числе, и планомерностью шагов.

3. Правила обеспечения роста капитала.

3.1. Обеспечь регулярный учет, контроль и анализ. По сути, это правило столь же интуитивно понятно, что и потребность в планировании бизнеса. На практике важно учесть — эффективной является та система, которая корректно и своевременно учитывает и анализирует не только наличие и состояние ресурсов, но и их движение: «а всему бы тому была мера и счет сколко чево ис села или ис торгу привезут, и записати а что весовое то взьвесити и колко коли отдаст чево на росход, или взаимы и на всякои обиход, или кому государь велит что дати то все записати же и сколко чево зделают то бы было ведомо».

Для большинства российских представителей малого бизнеса свойственен скорее кустарный подход к контролю и анализу — развитие системы по мере роста, путем проб и ошибок. Часто это приводит к парадоксальной ситуации, когда владелец и руководитель де факто не обладает навыком чтения финансовых отчетов и анализа своего дела. В тоже время именно владелец и первое лицо компании является конечным клиентом системы учета, контроля и анализа: «а по вся дни государыня у слуг дазирае».

3.2. Реинвестируй прибыль в активы. Правило направлено на поддержание расширенного воспроизводства вложенного в бизнес капитала, то есть на развитие бизнеса, увеличение его масштабов. Использование амортизационных отчислений (которые чаще всего не собираются предпринимателями в фонды) позволит лишь поддерживать ранее созданный объем активов в рабочем состоянии и лишь иногда — в адекватном уровню развития технологий состоянию: «а коли чево изообилно запасено в дешевую пору, ино в дороговлю и продаст, ино сам ел и пил даром, а денги опять дома».

В тех же сферах, где технология бизнеса и производства постоянно развивается (меняются способы доставки, вводятся новые материалы, приходят прорывные инновации), вложение прибыли в развитие активов является фактором создания текущей и будущей конкурентоспособности.

3.3. Подчини оперативное управление финансами стратегии. Выполнение данного правила требует того, что многие малые и средние бизнесы не имеют — стратегии. Однако это еще один повод задуматься над ее разработкой. Например, во времена Домостроя четким критерием стратегической эффективности был рост фамильных хозяйств, на который ориентировалось управление их экономикой: «жити по силе и по промыслу, и по смете, и по добытку своею правою силою ино то житие благоприятно и богоугодно, и от людеи похвално, и себе и детем своим прочно». Выполнение этого правила предполагает планирование текущих финансовых потоков в соответствии с выбранными приоритетами. Таким образом, значимые финансовые решения требуют обоснования их вклада в достижение поставленных целей с учетом принятых принципов, правил, ограничений.

Следующий аспект подчинения оперативного управления финансами стратегии напрямую связан с предыдущим правилом (п.3.2) — целенаправленное развитие активов. Признаком эффективности его применения будет соответствие результатов вложений стратегии развития. Например, развитию персонала как актива, в Домострое посвящен отдельный раздел: «всякои бы человек у доброго государя научен… не солъгал, ни розбил, никово бы не обидел сыт бы был государевым жалованьем да оден… а и сам что замыслит своими труды, ино лучшее».

На этом перечень закрою. Представленные правила — это именно те, нарушение которых приводит клиентов к финансовым консультантам за помощью в оздоровлении бизнеса. Осмысление их простоты и вековой эмпирической базы, надеюсь, поможет многим принимать корректные финансовые решения при ведении дел. При этом, как и все правила принятия решений в экономике, они требуют конкретных критериев и измерителей, вариант структурирования которых представлен в таблице. Современные источники, посвященные финансовому анализу, изобилуют многими десятками показателей и сложных формул их расчета. Однако я исхожу из того, что руководитель и собственник организации не должны быть завалены многотомными финансовыми отчетами. Потому здесь выбраны те измерители, которые, по сути, являются комплексными, индикативными. Соответственно, прибегать к более глубокому (факторному) анализу следует лишь в случаях негативной динамики и серьезных отклонений по этим измерителям

Система критериев эффективности применения правил и измерителей

Группа правил

Правило

Критерии эффективности

Измерители

Правила структуры капитала

Используй операционный рычаг с учетом долгосрочной конъюнктуры

Приращение объема прибыли при изменении пропорции издержек

1. Коэффициент операционного рычага
2. Эффект операционного рычага

Используй финансовый рычаг с поправкой на риск

Приращение объема прибыли при изменении пропорции капитала

3. Эффект финансового рычага
4. Отношение рентабельности активов к средней стоимости капитала

Обеспечь соответствие активов и пассивов

Покрытие всех краткосрочных обязательств оборотными активами

5. Коэффициент автономии
6. Коэффициент текущей ликвидности

Правила управления оборотом капитала

Оптимизируй затраты

Снижение затрат на операцию / функцию при заданном уровне качества

7. Коэффициент оборачиваемости запасов
8. Затраты на операцию / функцию

Проводи все платежи точно вовремя

Отсутствие просроченной задолженности

9. Коэффициент абсолютной ликвидности

Обеспечь планируемые расходы источниками дохода

Положительная величина текущего и прогнозного денежного потока

10. Период самофинансирования
11. Отношение дебиторской и кредиторской задолженности

Правила обеспечения роста капитала

Обеспечь регулярный учет, контроль и анализ

Достаточность сводных документов для принятия финансовых решений на стратегическом уровне

12. Наличие оперативной, краткой, ясной, объективной, визуально подкрепленной финансовой информации для Топ-менеджеров

Реинвестируй прибыль в активы

Рост текущей рыночной стоимости активов

13. Рентабельность инвестиций в бизнес
14. Коэффициент реинвестирования

Подчини оперативное управление финансами стратегии

Положительная динамика рентабельности активов, опережение среднеотраслевой

15. Рентабельность активов
16. Рентабельность собственного капитала

Итак, правила управления финансами для малого и среднего бизнеса просты, во многом интуитивны и далеко не новы. Их усвоение — вопрос осознанной практики. Их внедрение не требует сложных информационных продуктов, организационных преобразований и введения новых функций. Однако «недостатком» такого пути повышения эффективности бизнеса является невозможность «откупиться от проблемы новыми затратами», что так полюбилось многими. Решение за вами

ото: egojournal.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Президент, председатель правления, Москва

Спасибо конечно, но для кого статья - непонятно. Ничего полезного.

Генеральный директор, Тюмень

Уважаемый Никита, или я не понял ваш вопрос или жаль, что руководитель компании, занимающейся оценочной деятельностью не видит ценности в знании простых правил управления финансами. А между прочим именно ошибки по этим 9 пунктам приводят многих клиентов к консультантам в предбанкротном состоянии. Адресован материал директорам предприятий (в первую очередь, занимающихся производством, т.е. имеющих сложную экономическую структуру).

Президент, председатель правления, Москва

Антон, именно потому, что статья адресована директорам, т.е. первым лицам, не понятна ее ценность. Эти правила просто очевидны. ;)

Генеральный директор, Тюмень

Никита, дело в том, что вы представляете высокопрофессиональную среду + ваш бизнес находится в Москве, а это говорит в среднем о высоком уровне профессионализма окружения.
В регионах ситуация не такая. И для большинства владельцев малого и даже среднего бизнеса в РФ эти элементарные правила находятся в области неосознанной некомпетентности. Осознание такой ситуации - это результат очень плотного общения с аудиторий в рамках работы моей в Русской школе управления и в рамках программ гос.поддержки (обучение предпринимателей).

Аналитик, Москва

Вроде и полезно популярно о сложно...

Почему 9 правил? В домострое их 63!

Критерии плохо сделаны! Во-первых в кучу перемешаны, а во вторых приведены вредные с точки зрения собственника, хотя и полезные с точки зрения кредитора.

На ехе есть же статья о вреде коэффициентов текущей и абсолютной ликвидности.

Почему критерии 5 и 9 так далеко друг от друга.

А что за критерий 12? Наличие... чего? О вкусах не спорят! Для одного и Мурка предел понятности, а другому Чайковский - примитив!

Хорошо, конечно, что так популярно о финансах, но так небрежно, ''похоже на рисунок Остапа''. Удачи в изучении финансов!

Используя, например, правило 22 Домостроя

''22. Каковы люди дерьжать и как о них промышлять во всяком учении, и в божественых заповедеи, и в домовном строении
А людеи у собя добрых дворовых держати чтобы были рукоделны кто чему достоин и какому рукоделию учен,...''

Финансовый директор, Тула

Интересная статья. Вообще на Руси (и не только) у простого народа были свои очень эффективные количественные системы четкого планирования своей деятельности и ресурсов, тесно связанные с системой мер и весов. В статье общие тезисы Домостроя привязываются к современным показателям финанализа. Но, древние управители оперировали какими то другими инструментами. Управлять страной, городом было не менее сложно, чем сейчас, а риски были намного больше. Что использовали, вот интересно. Есть элементы в Коране, в Числах, но какая система использовалась на Руси? Общие наставления не годятся, из них кашу не сваришь.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.