Как за восемь месяцев учебы изменить взгляд на бизнес

В октябре 2017 года Стокгольмская Школа Экономики запускает в России шестимодульную программу Business Zoom, адресованную руководителям и собственникам компаний, а также функциональным менеджерам высшего и среднего уровня. Обычно в названиях образовательных курсов делается акцент на функционале, который они позволяют освоить. Новая программа со шведскими корнями названа метафорично. И это не случайно. Она ориентирована на менеджеров, которым важно не просто получить отдельные знания, но целостно осмыслить свою работу и творчески выработать новые бизнес-идеи.

Zoom – свойство фотообъектива удалять и приближать изображение. Применительно к обучению это означает рассмотрение бизнеса с разных точек – c дальней, позволяющей увидеть глобальные тенденции рынков и освоить самые передовые технологии менеджмента, и с ближней, дающей навык применения знаний на уровне конкретных проектов. Такой подход роднит Business Zoom с Executive MBA. Еще одно сходство – модульный принцип обучения: шесть модулей по четыре дня, половина которых пройдет в Москве и половина – в Санкт-Петербурге. Но магистерской степени в управлении Business Zoom не дает. Создатели адресуют эту программу не тем, кому нужны формальный статус и «корочки», а тем, кому важно с минимумом затрат получить знания сегодня, чтобы начать применять их уже завтра.

Какие знания и навыки вы получите, выбрав Business Zoom? В чем особенности этого формата обучения? Об этом Executive.ru рассказал директор корпоративных программ Стокгольмской Школы Экономики в России Алексей Попов.

Фокус на предпринимательстве

Executive.ru: Как родилась идея программы? Кому она будет полезна?

Алексей Попов: Наша школа одной из первых в России, еще в 2000 году, стала предлагать программы Eхecutive MBA. Это высшая лига бизнес-образования, такая программа рассчитана на опытных управленцев и длится у нас два года. А идея Business Zoom – обратиться к тем слоям людей, занятых в бизнесе, которые не готовы к таким существенным временным усилиям. Они хотят быстро получить суть. И Zoom такую возможность дает. Эта программа более доступна: она короче, дешевле и, в отличие от EMBA, преподается исключительно на русском языке. Иностранные преподаватели работают с синхронным переводом.

Executive.ru: Есть ли еще в России такие короткие программы с элементами MBA?

А.П.: В портфелях наиболее сильных школ они есть. Это не уникальный продукт. Но сама Стокгольмская Школа Экономики – уникальное явление на нашем рынке образования. Это один из лучших бизнес-университетов Северной Европы, занимающий ведущие позиции в образовательном рейтинге Financial Times. В России действует его стопроцентный филиал, программы которого составляются на основе тех же стандартов и ценностей, что и в Швеции. Наш бренд стал символом качества образования. Именно это привлекает многих, кто к нам поступает.

Executive.ru: Какие подходы школы к обучению отразились в программе Business Zoom?

А.П.: Когда Стокгольмская Школа Экономики в 1997 году пришла в Россию, она начинала именно с коротких программ для молодых предпринимателей. И то, что в 2017 году мы снова запускаем программу для людей предпринимательского типа, которым нужны знания, чтобы вывести свой бизнес на новый уровень, – это своеобразное возвращение к истокам.

Executive.ru: Под предпринимательством часто имеют в виду малый бизнес, стартапы. Как вы смотрите на это явление?

А.П.: Намного шире. Предпринимательство – это некая философия управления, в том числе и большой компанией. Есть даже такой английский термин – intrapreneurship, то есть предпринимательство внутри большой компании. Мы исходим из этой трактовки и адресуем свою новую программу инициативным менеджерам, отвечающим за свой бизнес-продукт, свое бизнес-направление. А размеры компании и участие в составе учредителей значения не имеют.

Executive.ru: Сегодня, когда российский бизнес преодолевает последствия кризиса, предпринимательские качества важны, как никогда.

А.П.: Да. В таких условиях нужно менять парадигму, картинку перед глазами. Важно не просто повышать эффективность отдельных бизнес-процессов, повышать производительность труда и улучшать KPI, но и найти новые форматы работы. Скажем, с применением новых цифровых технологий. Чтобы сделать что-то совершенно новое, часто нужно встряхнуться и отказаться от каких-то старых схем. Мы хотим, чтобы обучение на программе Business Zoom стало такой встряской.

Западный опыт в российских реалиях

Executive.ru: На каких передовых направлениях в менеджменте Business Zoom делает фокус?

А.П.: Мы не гонимся специально за новыми вещами, которые появляются в практике и теории управления. Но программа должна отвечать практике сегодняшнего дня. И, поэтому блок «Управление проектами» построен у нас на базе agile-методологий. Поэтому мы будем рассматривать коучинговые методы в менеджменте. Поэтому у нас будут занятия, посвященные бережливому производству или, если шире, бережливому мышлению. Будем изучать бизнес-модели как элемент стратегического управления – ситуации, когда, чтобы ускорить развитие, компания в корне пересматривает свою бизнес-модель. В мире таких историй сейчас очень много, прежде всего в связи с развитием цифровых технологий.

Обязательно будет рассматриваться цифровая трансформация компаний, цифровые каналы маркетинга. Но не очень глубоко: интернет и IT не являются для этой программы фокусными темами.

Executive.ru: На опыт каких компаний – зарубежных или российских – больше ориентируется программа?

А.П.: У нас нет такой дилеммы. Мы зарубежная школа, которая находится в России. И это создает уникальное позиционирование, зашитое в сам формат обучения. Западные преподаватели, который много лет работают с нами, лучше знают западную бизнес-среду. На своих занятиях они приводят примеры из глобальной практики и теории менеджмента. Но учатся у нас менеджеры из России. Получается хорошая комбинация. Аудитория обсуждает примеры из собственной практики на основе глобальных взглядов на бизнес и учится применять западные теории менеджмента в российских реалиях.

При этом важно, чтобы программа была поликультурной и представляла взгляды на бизнес под разным «углом зрения». Поэтому мы намеренно приглашаем профессоров не только из Швеции, и не только из Европы. У нас на программе будет профессор маркетинга из США. И у нас бывают преподаватели, например, из Австралии и Канады.

Executive.ru: За какие части программы отвечают западные и российские преподаватели?

А.П.: Мы не делаем «разделения труда» по страновому принципу. Мы работаем с лучшими специалистами в своих областях. Но из этого правила я бы сделал несколько исключений.

По нашему опыту, финансовый менеджмент в формате короткой программы для русскоязычной аудитории более эффективно проходить с русскоязычным преподавателем. Это не связано со спецификой российского бизнеса. Это связано с тем, что нет необходимости делать перевод незнакомых терминов и сложных понятий, и сильно экономится время. А о маркетинге и инновациях интереснее послушать у преподавателей с Запада, которые общаются с глобальными компаниями и обладают самой свежей информацией об изменениях в этих областях.

И еще некоторое преимущество русскоязычные преподаватели получают в тренинговых форматах, построенных на играх и интерактиве. Важно, чтобы тренер давал каждому участнику активную обратную связь. И это опять-таки быстрее происходит без перевода с иностранного языка. Хотя и здесь, все равно, мы комбинируем преподавательский состав.

От игры – к реальному проекту

Executive.ru: Какие навыки и как будут отрабатываться с помощью деловых игр?

А.П.: Мы используем несколько лицензионных симуляций, разработанных западными компаниями. На программе они будут применяться для отработки лидерских качеств, практического освоения принципов бережливого производства и вывода на рынок инновационных продуктов.

Например, впервые мы будем применять бизнес-симуляцию DiG (Discovery, Innovation and Growth – Открытия, Инновации и Рост), которая совсем недавно пришла из французской школы INSEAD. В ходе этой игры соревнуются две команды, которые должны предложить разным группам потребителей новые consumer goods – например, мобильные телефоны. У разных потребителей есть разные предпочтения по поводу новых характеристик этих товаров. А отдел разработок компании предлагает разные комбинации этих характеристик. Задача: изучить интерес целевой группы к той или иной «фиче» – новому параметру гаджета, а затем оценить финансовые перспективы вывода новики на рынок в зависимости от выбранной комбинации характеристик.

Executive.ru: Кто побеждает в такой игре?

А.П.: Та команда, чье решение обеспечит наибольшую рыночную долю новому продукту и наивысший возврат на инвестиции. В ситуации, которая моделируется, у бизнеса есть инвесторы и потребители. Надо удовлетворить и тех, и других. Симулятор устроен так, что моделирует развитие событий на основе того или иного решения через несколько лет. Компьютерная программа оцифровывает все проекты, и через полчаса становится ясно, какая из команд завоевала больше клиентов, больше продала и при этом получила самую высокую прибыль.

Такая игра приучает к системному пониманию того, что инновации – процесс, который, с одной стороны, вызывает интерес аудитории, а, с другой стороны, стоит денег, ресуров. И важно оценивать стоимость каждого инновационного решения. Нужен целостный взгляд на бизнес – и с позиции маркетолога, и с позиции инвестора. Тот самый zoom.

Executive.ru: Какими методами Business Zoom приближает теорию к практике, чужие кейсы к личному опыту?

А.П.: Один из примеров – проектная работа, которую Стокгольмская Школа Экономики тоже внедрила в России одной из первых. Участникам будет предложено решить реальные задачи – или создать новый собственный бизнес или повысить эффективности уже существующего бизнеса по какому-то направлению. И программа будет помогать над этими проектами работать. У нас даже последовательность модулей, учебных блоков построена так, чтобы была возможность последовательно задействовать в своем проекте новые знания.

Мы дадим слушателям основы проджект-менеджмента. Мы будем сопровождать каждый проект с помощью тьюторов, которые будут давать советы, фасилитировать этот процесс. И при этом проектная работа будет вестись по принципу crowd-learning: когда все учатся ото всех и все со всеми. Каждый слушатель сделает презентацию своего проекта. И все участники его группы будут обсуждать проблемы, с которыми он может столкнуться, и помогать их решать.

Это работа будет идти на протяжении всей программы. Восемь месяцев – как раз то минимальное время, за которое можно качественно подготовить проект. Финальной точкой обучения станет защита проекта перед комиссией школы. А затем выпускники смогут применить готовые маркетинговые, ресурсные и финансовые расчеты в своем собственном бизнесе или в подразделениях, которыми руководят.

Executive.ru: Очень ценно, если в группе можно получить обратную связь по проекту от людей с других рынков – потенциальных клиентов или партнеров.

А.П.: Это обязательно будет. Участие менеджеров из разных отраслей – один из главных принципов, по которым формируется группа.

Executive.ru: Сколько человек в группах?

А.П.: Обычно от 20 до 40 человек. Меньше или больше уже неэффективно. Или исчезает конкуренция и разнообразие отраслевых кейсов. Или теряется интерактив, активная коммуникация.

Социальный капитал

Executive.ru: Кроме преподавателей, на программу будут приглашаться спикеры-практики. Среди них немало молодых лиц. Кто они?

А.П.: Это наши выпускники, успешно руководящие своими компаниями и бизнес-подразделениями. Уверен, с ними общаться будет интересно.

Executive.ru: Вы целенаправленно стремитесь использовать их опыт?

А.П.: Это концепция Стокгольмской Школы Экономики. Я бы сказал, что она держится на выпускниках. Это наш социальный капитал, который преумножается с каждым годом. Чем он значительнее – тем шире связи школы, крепче позиции в обществе, больше возможностей для развития.

Executive.ru: Стокгольмская Школа Экономики предложит выпускникам программы Business Zoom особые условия поступления на EMBA? Какие?

А.П.: Речь не идет о сокращении программы обучения. На EMBA все дисциплины проходятся в другом формате и объеме, и перезачесть их мы не сможем. Но участники Zoom получат финансовые льготы и преимущественное право поступления. На программу EMBA принимаются не все желающие. Однако выпускникам Business Zoom мы будем только рады. Потому что они уже станут частью нашего сообщества – людьми, понимающими наши ценности, форматы и технологии.

Набор на программу Business Zoom будет открыт до 25 октября 2017 года. Подробности вы можете узнать на сайте программы

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.