Что делать с призванием, для которого не хватает талантов?

Много лет обучаю и консультирую руководителей и владельцев бизнеса. Много лет сам работаю тренером и наблюдаю за другими тренерами. По моим наблюдениям, все тренеры четко разделяются на два типа:

  • Тренеры, которые лучше работают с людьми
  • Тренеры, которые лучше работают с информацией.

Лучше всего эту разницу помогает понять пример змеи, которая хочет съесть яйцо.Представим, что змея – это группа участников тренинга, а яйцо – это информация. Тренеры, которые лучше работают с людьми, в основном воздействуют на группу: вдохновляют, шокируют, удивляют... При этом информация остается практически неизменной. В общем, они приводят группу в такое состояние, чтобы люди оказались в состоянии усвоить эту информацию. Змея натягивается на яйцо.Тренеры, которые лучше работают с информацией, мало воздействуют на группу. Зато информацию они могут легко изменять и преобразовывать так, чтобы конкретные люди могли ее усвоить. Они работают с яйцом: его можно разбить и дать змее выпить, а можно приготовить яичницу, сварить вкрутую, сделать яичный порошок...

Можно ли быть одновременно и тем, и другим? Нет! Разные виды работ требуют совершенно разных талантов. Одним нужно быть яркими, эмоциональными, тонко чувствующими людей и умеющими воздействовать на их чувства. Другим нужно быть хладнокровными аналитиками, проникающими в суть вещей и проявляющими скрытые причины и следствия.

тренеры

На что это больше всего похоже?

На продавцов и производственников. Продавцы отлично продают и оставляют о себе яркое впечатление. Но они плохо работают с информацией и технологиями, поэтому им трудно обеспечить долгосрочный результат. Производственники великолепно делают (в данном контексте – обучают). А их ученики после тренинга достигают блестящих результатов. Но производственники плохо продают, и поэтому о них мало кто знает. Чтобы кто-то узнал о блестящих результатах, их тоже нужно продвигать! Поэтому производственники получают значительно меньше заказов, чем им хотелось бы, и мечтают о продюсерах, которые будут их продвигать и собирать для них аудитории.

Догадайтесь с трех раз, к какой группе относит себя автор этих строк?

Философский вопрос – зачем производственнику талант создавать знания и учить людей, если он не может до этих самых людей достучаться? Зачем боги могут давать нам призвание и одновременно с ним – такие таланты, которых недостаточно для реализации этого призвания? Такой талант – это уже не дар, это наказание. Такое же, как у троянской пророчицы Кассандры, у которой был дар видеть будущее, но ее никто не слушал.

Я нашел для себя несколько ответов. Человек может получить такой талант в следующих случаях:

1. Когда нужно создать что-то по-настоящему новое и цели достичь нельзя, если постоянно оглядываться на конъюнктуру рынка. Поэтому человеку «обрезается» обратная связь, чтобы он шел вперед и реализовывал свою миссию, ориентируясь только на свое видение и больше ни на что.
2. Когда масштаб миссии изначально больше возможностей одного человека. Чтобы у него не было соблазна пытаться сделать все самому.

В обоих случаях такая ситуация – это вызов и проверка на прочность. Слабый отступится, сильный – пойдет напролом. Современный вариант камикадзе. Казалось бы, ну и что? Так и должно быть?!

Любой успешный бизнес – это союз продавца и производственника. Один из самых известных случаев – союз инженера Стива Возняка с продавцом-предпринимателем Стивом Джобсом, приведший к рождению персонального компьютера, компании Apple и масштабному изменению мира.Но в отношении образования есть одно большое «но». Инженеры работают с неодушевленными предметами и системами. Продавец таких систем берет продукт в руки и понимает, что с железками он работать не приспособлен, что с людьми ему лучше, а нудную работу с железками пусть делает умница инженер. Необходимость союза очевидна обеим сторонам. В образовании тренеры работают с людьми. Результаты работы тренера в процессе обучения лучше всего измеряются эмоциями, а после обучения – не измеряются вообще или измеряются редко и неочевидными методами. Поэтому тренеры-продавцы не ощущают необходимости союза с тренерами-производственниками. Им кажется, что все и так хорошо: продажи есть, клиенты довольны.

Проблема дополнительно усугубляется человеческой психологией. Главный талант человека – это его основной рабочий инструмент, которым он постоянно пользуется в жизни. Именно поэтому самому человеку его главный талант не виден. Ему лично кажется, что это качество – неотъемлемая черта каждого человека. Главный талант виден только со стороны другим людям (у которых этого дара нет – вернее, есть, но другой) или как информационные следы, которые человек оставляет за собой. Например, если главный талант человека – генерировать идеи, то, что бы он ни делал, за таким человеком тянется длинный хвост рожденных им идей, которые он дарил, продавал и просто разбрасывал.

Подавляющее большинство тренеров, чей главный талант – продавать и работать с группой, не считает себя продавцами. Они не замечают этого своего дара и даже почему-то думают, что это их унижает. Они считают себя великими производственниками. В худшем случае – универсалами, которые могут все. Они убедили себя и окружающих, что отдельное упражнение или игра не являются интеллектуальной собственностью разработавшего их тренера. Поэтому копирование и воспроизведение чужих упражнений в своих программах они не считают плагиатом. Интеллектуальной собственностью считаются только продажные атрибуты: название программы, цветовое и звуковое оформление, плейлист – комбинация и последовательность упражнений. С таким подходом легко создавать программы: походи по чужим тренингам, собери яркие упражнения, придумай красивое название – и можно начинать продавать новую авторскую программу. Наиболее честные используют лицензированные западные программы, которые выбирают, исходя из того, какая из них лучше всего подготовлена для продажи, на какой программе можно легче и больше заработать. Проявить истину можно – достаточно спросить, какие упражнения автор тренинга разработал лично. Но задача статьи не в том, чтобы ругать тренеров-продавцов.

Задача – понять, что делать национальным тренерам-производственникам? Им, разработчикам новых технологий обучения, что делать, если продавцам они не нужны, а сами – продают плохо и трудно? Лучший ответ я нашел у Ильфа и Петрова: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

Производственникам нужно прекратить жаловаться и самим учиться продавать

Приведу простой пример. У меня есть технологии обучения руководителей и владельцев бизнеса, отработанные на практике. С массой историй успеха, когда после трехмесячного обучения стеснительный наемный руководитель дважды за восемь месяцев получает повышение в должности. Или, когда другой наемный руководитель через два года после обучения становится совладельцем успешного бизнеса. У меня этих технологий уже достаточно для создания полноразмерной бизнес-школы. Школы нового типа, в которой курсы составляются по принципу: все, что нужно владельцу бизнеса, чтобы перевести его бизнес из состояния А в состояние Б. Окончание курса засчитывается только тогда, когда студент развил свой бизнес до состояния Б. Тогда он сможет перейти на следующий курс, чтобы перевести свой бизнес в состояние В... Весь процесс обучения построен на интернет-технологиях, поэтому ученики могут находиться где угодно, обучаться одновременно могут сотни руководителей, цены конкурентны, а затраты – минимальны... Но все это никого не интересует, пока я сам не научусь продавать и не доведу свои продажи до такого уровня, чтобы я смог привлечь партнера-продавца (продать ему идею партнерства) или нанять команду профессиональных продавцов и запустить бизнес самостоятельно.

Учусь продавать. У меня нет другого выбора. А вот у вас выбор есть.

  • Вы хотите самореализоваться в своем бизнесе и зарабатывать больше, а заниматься рутиной – меньше?
  • Вы хотите научиться привлекать и удерживать хороших руководителей, которые будут развивать ваш бизнес лучше, чем вы сами?
  • Вы хотите сделать карьеру руководителя, не тратя годы на то, чтобы получить очередную должность?
  • Вы хотите заработать на оригинальном образовательном стартапе, который имеет хороший экспортный потенциал?

Тогда вот он, ваш выбор.

1. Вы можете оставить все, как есть, и ничего не предпринимать. Продолжать дальше жаловаться миру на то, как все несправедливо устроено. И нести свой крест. Кому какой достался.
2. Вы можете пойти своим путем – совершать свои ошибки, терпеть свои убытки, учиться и самостоятельно «изобретать свои велосипеды».
3. Вы можете поверить в то, что тренеры делятся на продавцов и производственников, и что-то сделать с этим новым знанием. Например, увидеть, что недостаточно яркая продажная упаковка может означать блестящее технологическое содержание.

Это ведь так просто – поверить в то, что в нашей стране всегда было и всегда будет полно гениальных творцов и изобретателей, которые пока еще только учатся продавать свои шедевры. А заманчивая фраза «товар прямо от производителя» может быть применима не только к пластиковым окнам, но и к управленческим технологиям.

Наберите в поисковой строке Google фразу «Федор Нестеров», прочитайте и посмотрите то, что выпадет на первой странице, а потом – дайте мне небольшой кредит доверия: попробуйте то, что я предлагаю.

Посмотрите видео о том, как увеличить свои продажи.

И я вам гарантирую, что результаты превзойдут ваши ожидания.

Дайте своему ангелу шанс – сделайте что-нибудь!

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Партнер, Украина

Змея глотает яйцо, боги дают нам призвание, иди на мой сайт, покупай мои тренинги.

Вспоминается ''следствие ведут колобки'' - покупайте наших слонов. :)

Менеджер, Украина
Рубен Мелконян пишет: Вспоминается ''следствие ведут колобки'' - покупайте наших слонов. 
Ну что уж вы так прямо к слонам-то:)) Да, не очень удачная реклама, но в остальном ведь мысли по делу. Если не научишься себя продавать - никто не придет и купит.
Старший консультант, Москва
Рубен Мелконян пишет: Вспоминается ''следствие ведут колобки'' - покупайте наших слонов.
Точно. В чем идея статьи не совсем понял - ''тренерам нужно продавать''? Капитан очевидность, прямо, а то никто из тренеров и не догадывался. Ничего личного, но думал , что уж у многократного обладателя кубка Экзекутива(сам ничего этого автора до этого не читал - верю ему на слово), есть что то поприличнее чем пустой, не очень структурированный и лично для меня малопонятный абсолютно рекламный текст из 90-х. У меня есть метод определить тренера - на земле он или уже взлетел в стратосферу и ''держит Бога за бороду'' - смотрю должность = когда руководитель компании из 4 человек называет себя ''президентом бизнес школы'' для меня лично становится все ясно. Надеюсь был вежлив. Сорри если что.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Высшая школа бизнеса ВШЭ провела первый выездной модуль МВА в Китае

Партнером ВШБ стала бизнес-школа CEIBS (China European International Business School).

Бизнес-школа АМИ запустила Executive MBA в Казахстане

Казахстанские предприниматели получат бизнес-образование в петербургской школе.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.