Евгений Овчинников: Страх перед публичным выступлением - дополнительный стимул или барьер?

Евгений Овчинников

- Уважаемая, через две недели мы готовимся к организации собрания, на котором Вам нужно будет выступить. Всего минут на семь - десять…
- Выступить? Нет, я не могу. Я не знаю, что говорить?
- Ну, что Вы, расскажите о Вашем опыте. Да Вы сможете, только о своей работе и все. Я в Вас верю….

Вам знаком такой диалог, ну или хотя бы примерно такой? Если да, то Вы, наверняка, ощущаете в данный момент легкую дрожь в области груди или щекотание под ложечкой. Дыхание начинает становиться прерывистым, пульс учащаться… Что это? Предболезненное состояние? НЕТ. Это Страх публичного выступления. Вам это знакомо? О, да, знакомо… Если Вы читаете эту статью, то уж точно, знакомо…

Какие мысли возникают в первые минуты после того, как Вам объявили о необходимости выступить?
- Почему я…
- Я не знаю, что говорить…
- Я не смогу…
- Я не умею…
- Может быть, уйти на больничный…

Заметьте, страх даже во внутренний мыслях. А Вы задумывались когда - нибудь, каковы причины такого страха? Почему мы с легкостью и удовольствием общаемся с большим количеством родственников и боимся выступить перед группой даже из трех человек? Можно ли научиться справляться со страхом публичного выступления? Есть ли методы, позволяющие данное выступление избежать? Стоп. Вот после этого вопроса, скажите себе стоп. Избежать выступление? Если это Ваше желание, то эта - статья не для Вас. Избегать - прерогатива людей, которые не желают справляться с трудностями, которые их боятся. Мы с Вами не такие!!! Ведь это так?

- Да!!! Тогда вперед! Вперед на встречу страху. НО, чтобы его победить, нужно знать все его тайны, его сущность, его слабости. Итак, сначала разберемся, что такое страх и его причины, а потом посмотрим, как работать со своим страхом.

На самом деле, страх преследует человека всю его жизнь, начиная с первых минут существования. Простите за тавтологию, но мне кажется, что страшен не сам страх, а тот как мы ведем себя в тот момент, когда нам страшно.

Что же является причиной страха перед публичным выступлением и как с ним работать?

В основе страха может лежать целый комплекс объективных и субъективных причин: боязнь выглядеть несовершенным; придание слишком высокой значимости выступлению и возможным ошибкам; преувеличение собственных недостатков; недоброжелательность аудитории; плохая подготовка или воспоминания о прошлых неудачах. У каждого человека эти причины свои.

У страха перед выступлением незаслуженно плохая репутация в силу того, что налицо его негативные последствия. При этом забывают, что именно страх заставляет нас тщательнее готовиться.

Как работать со страхом?

1. Превратите страх - в трамплин.

  • Какие бы неприятности вам не грозили, самое худшее - не сделать презентацию вообще. Рассматривайте страх, как трамплин, позволяющий Вам взлететь выше, в отличие от ситуации, если бы его не было. Таким образом, если страх - это сила, то, как и всякая сила, он может быть мобилизующим и демобилизующим. Рассмотрим отличия.
  • Страх мобилизующий сопровождается настороженностью, собранностью, приливом сил.
  • Страх демобилизующий сопровождается паникой, растерянностью, упадком сил.

2. Помните, что Вы имеете право на ошибку.

  • Боязнь выглядеть несовершенным в глазах окружaющиx нередко останавливает нас. Но что делает человек, когда падает? Он поднимаете. Даже, если причинены тяжелые увечья, человек старается подняться.
  • Помните, что отказ от действий является значительно большей ошибкой, чем действия с ошибками.
  • Преодолевайте тот барьер, который создает страх. Как? Решимостью, желанием действовать…

3. Наблюдайте за своим страхом.

Страх, безусловно, может быть защитной реакцией, помогающей мобилизовать силы для преодоления препятствия. Но, в то же время, страх может и парализовывать. И справиться с парализующим страхом Вам поможет именно позиция Наблюдающего. Каковы ее возможности? Вы смещаете фокус своего внимания с себя на аудиторию.

Фокусирование на аудитории

  • Выйдя перед аудиторией, не начинайте говорить сразу.
  • Перед тем, как начать говорить, можно сделать паузу секунд на 10.
  • Наблюдайте, как одеты слушатели, какие цвета доминируют, в каком положении находятся их руки и т.д.

Таким образом, Вы концентрируетесь не на себе, не на своих ощущениях, а на аудитории… В такой ситуации даже ее численность не имеет значение…

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Две трети компаний переманивают чужих сотрудников

Большинство работодателей занимаются прямым хантингом из-за нехватки людей на рынке труда.

Эйджизм на рынке труда России снизился

Работодатели все чаще присматриваются к возрастным кандидатам.

60% подрабатывающих россиян не копят деньги системно

Каждый пятый россиянин сразу тратит все деньги с подработки. 

70% россиян обращают внимание на корпоративную культуру при выборе работодателя

Самыми важными аспектами корпоративной культуры опрошенные назвали открытость и прозрачность управления, возможности для обучения и развития и сильный командный дух.