Владимир Смирнов: Спортивные аналогии в работе бизнес-тренеров

Владимир Смирнов

В поиске новых идей современные бизнес-тренеры и консультанты все чаще обращаются к спорту, к спортивным аналогиям. Огромный интерес вызывают книги о работе спортивных тренеров, таких, например, как тренер теннисиста Андре Агасси – американец Брэд Гилберт, тренер английской сборной по футболу швед Свен-Йоран Эрикссон, футбольный супер-коуч голландец Гуус Хиддинг. В бизнес-среде находит все большее понимание того, что принципы и уникальные приемы работы спортивных тренеров по подготовке чемпионов могут быть использованы не только в спорте, но и в других областях, в первую очередь,  в бизнесе. Так, американский бизнес-консультант Том Питерс по поводу книги Брэда Гилберта «I’ve Got Your Back» замечает: «Я общался с Уэлчем, Джулиани и Босиди. Но, похоже, идеи надо было искать не в Маккормик-центре, а на теннисном поле». Да и сам подзаголовок «Коучинг высших достижений от центрального корта до крайнего офиса» приглашает менеджеров и бизнесменов к изучению книги.

В России наиболее известной и популярной спортивной аналогией в бизнесе является методология коучинга, разработанная в 1980-е годы американским финансовым консультантом Томасом Леонардом (Thomas J. Leonard) (www.thomasleonard.com.) и представляющая собой аналогию работы спортивного тренера в бизнесе. Большой вклад в развитие коучинга внес также англичанин сэр Джон Уитмор (John Whitmore).

Менее известными являются принципы «Внутренней игры»,  предложенные еще в 1970-е годы  американским тренером по теннису Тимом Гэллви (Tim Gallwey), которые представляют собой аналогию работы сознания спортсмена в бизнесе и других сферах человеческой деятельности. Среди долговременных клиентов Тима Гэллви такие фирмы как AT&T, IBM, Arco, Anheuser Busch, Apple Computer и компания Coca-Cola. Более чем через 30 лет российский читатель, наконец, может познакомиться с одной из последних его книг на русском языке.

Еще менее известны идеи опубликованной в 1992 году в США книги Джека Стэка (Jack Stack) «Большая игра в бизнес», в которой используется комплексная аналогия бизнеса со спортивной игрой. За прошедшие годы «Большая игра в бизнес» получила всеобщее признание в США и помогла сотням компаний, включая Capital One, Southwest Airlines, Harley-Davidson and Roadway.

Кстати, книга была опубликована на русском языке в 1994 году [9], но ее идеи не были восприняты и по достоинству оценены в условиях «переходной экономики» России.

В отзыве на книгу Джэка Стэка американский экономист Поль Хокен (Paul Hawken) характеризует ее следующим образом: «Это блестящий рассказ о наиболее радикальном действии, осуществленном бизнесменом в этом веке. Вы не сможете работать или управлять своим бизнесом старым способом, однажды прочитав «Большую игру». Журнал Business Week в 2002 году назвал «Большую игру в бизнес» одной из лучших «25 идей для изменяющегося мира».

Теория и практика использования спортивных аналогий в бизнесе накопила значительный материал, который нашел свое обобщение в концепции спортинга. Концепция спортинга объединяет уже используемые спортивные подходы к бизнесу, такие как коучинг, «Внутренняя игра» Тима Гэллви, «Большая игра в бизнес» Джека Стэка с другими возможностями использования теории и практики спорта в бизнесе и экономике.  

Спортинг - это взгляд на экономику и бизнес глазами спорта. Это логика спорта в бизнесе. Это использование управленческих технологий спорта в экономике.

Идеология, принципы, стратегии и тактики, приемы, аналогии, методы и методики, применяемые в спорте, представляют собой неисчерпаемый ресурс для использования в бизнесе, менеджменте, маркетинге, других экономических и управленческих науках.

Основной метод исследования в спортинге - метод аналогии спорта и бизнеса. Метод аналогии позволяет взглянуть на привычные вещи с другой стороны, открыть новые грани, свойства и возможности. Аналогия вообще выступает мощным инструментом познания мира, приобретения новых знаний, новых идей и открытий.

Метод аналогии незаменим и в коучинге, и в консалтинге, и в тренингах, и в других областях, его применение приводит к рождению новых идей и помогает находить решение многих проблем. Заметим, что, например, коучинг рожден как аналогия спортивного тренерства.

Простым и понятным инструментом решений проблем в бизнесе на основе аналогии с ситуациями в спорте выступает технология спортинга PARAGON.

Технология PARAGON - это формализация спортивного подхода к бизнесу – спортинга - с применением мнемонического правила. Начальные буквы названий этапов алгоритма технологии образуют слово PARAGON, которое переводится с английского языка как  образец, модель совершенства или идеальный бриллиант весом в 100 карат и более.

Алгоритм технологии PARAGON приведен на рисунке ниже.

Рис. Алгоритм технологии спортинга PARAGON

Как видно алгоритм в плане напоминает рыбку, поэтому мы называем эту технологию «Золотой рыбкой» спортинга. «Золотая рыбка» PARAGON не дает бизнесу готовых решений - рыбу, а дает удочку для решения стоящих перед менеджментом компании проблем.

На первом этапе Problem осуществляется описание проблемной ситуации в бизнесе. Второй этап Analogia является наиболее важным и сложным, так как на нем необходимо подобрать аналогичную ситуацию в спорте. На третьем этапе Recast - придать новую форму – решение проблемной ситуации в спорте применяется по аналогии к проблемной ситуации в бизнесе. После этого выполняется Analis - анализ и оценка возможных последствий данного решения. По результатам анализа выбирается один из трех вариантов:

- Go! - «Поехали!» Принятие и реализация решения;

No! - отказ от решения;

- либо возращение на этап 1. Problem и процедура повторяется.

Использование спортивных аналогий в бизнесе помогает ответить на многие вопросы, стоящие перед персоналом и менеджментом компаний. Так, например, в крупнейшей американской корпорации, мировом лидере аэрокосмической промышленности «Локхид Мартин» - широко используют приемы спортивных аналогий для раскрытия потенциальных возможностей улучшения деятельности своих подразделений, исходя из следующих предпосылок:

«Во-первых, большинство организаций может сравнить свою работу с конкретными спортивными событиями.

Во-вторых, многие работники являются поклонниками спорта, поэтому будут использовать спортивные термины и аналогии для описания своей работы.

В-третьих, применение спортивных терминов развивает творческое мышление, когда работники приме­няют их для изменения своего отношения к работе.

В-четвертых, это эффективный способ с юмором взглянуть на деятельность организации. Используя открытый диалог такого рода, некоторые проблемные вопросы выходят на поверх­ность и становятся очевидными».

Специалисты по внедрению командной работы корпорации «Локхид Мартин» используют в своей работе аналогии футбола, баскетбола и гольфа для выявления слабых и сильных сторон деятельности структурных подразделений, повышения эффективности их работы и сплочения как команд, поиска новых идей, и достигли в этой области «превосходных результатов».

Представляется, что проведенный краткий обзор теории и практики спортинга показывает, что методология спортивных аналогий открывает новые возможности перед менеджментом и консалтингом в управлении бизнесом и персоналом, становится новым и эффективным методом формирования команд, проведения тренингов и семинаров, и конечно, должна быть взята на вооружение и шире применяться в практической деятельности российских бизнес-тренеров и консультантов.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.