Асель Кожакова: Начни с себя! Социальная ответственность – она не только корпоративная

Асель Кожакова

Хотела представить на обсуждение свою статью о корпоративной социальной ответственности. (КСО или CSR (по-английски).

Эта тема набирает популярность в Казахстане и постепенно приходит понимание, что она намного шире, чем просто банальная благотворительность.

Итак, что такое «корпоративная социальная ответственность»?

Я для себя называю это так: КСО – это добровольный вклад бизнеса в развитие общества, который охватывает социальную, экономическую, порой юридическую и политическую области развития.

Как я уже говорила, зачастую КСО рассматривают только как благотворительность. Это в корне неправильно. Благотворительность – это один из вариантов КСО. Примеров приводить не буду, так как такой вид КСО очень распространен и активно пиарится компаниями. А какие еще бывают?

Вот какие:

Забота об окружающей среде

Снижение выбросов СО2 в атмосферу:

Все автомобильные гиганты соревнуются за инновации в разработке гибридных двигателей, альтернативных источников питания, электромобилей, эко-мобилей. Вообще, приставка «эко» стала очень популярной и компании стали ею злоупотреблять. Эко-упаковки, эко-продукты, эко-поезда…

Ответственное использование труда, этика

Многие компании, у которых на производственном аутсорсинге находятся развивающиеся страны, очень следят за ответственным использовании труда, не используют детский труд, делают достойные социальные условия для сотрудников, выплаты при травмах и прочее.

Развитие индустрии

Корпорация Microsoft очень много внимания уделяет работе с преодолением цифрового неравенства, проводит обучение населения, тренинги. Одной из инициатив корпорации по развитию индустрии программного обеспечение было создание ISA (International Software Alliance) – Международный Альянс производителей программного обеспечения, в который входят мировые производители «софта» и который призван сотрудничать с правительствами различных стран, чтобы преодолеть пиратство и защитить авторские права.

Далее приведу различные инициативы компаний, которые являются частью КСО в разных странах. К слову, каждая компания в разных странах имеет различные проекты, в зависимости от различных факторов (государственное регулирование, характер и развитость рынка, прочее). Например, компания Procter&Gamble исходя из продукта и стратегии компании, активно развивает работу с родильными домами, компания Avon ведет борьбу с раком груди, многие компании пропагандируют подход «безбумажный офис» (против вырубки деревьев), компания Colgate проводит массовые проверки зубов в дошкольных учреждениях.

Подобные акции являются частью КСО компаний, а не рекламными акциями, как это ошибочно принято воспринимать. Естественно, что такие мероприятия ставят во главу угла продукт и интересы компании, ведь не стоит забывать об акционерной стоимости компании.

Таким образом, мы плавно подошли к тому, какие выгоды несет это компании?

  1. Во-первых, имидж и репутация, которые, как известно, строятся годами, а могут быть разрушены в один день. КСО в наши дни стала важнейшим элементом в развития стратегии предприятий. Для Казахстана она особенно важна для добывающих и производственных компаний. Все помнят события в Жанаозен (Казахстане) и недавние проблемы на предприятиях Арселор Миттал Стил Темиртау.
  2. Во-вторых, конкурентное преимущество. Смотрите сами, если у вас будет выбор купить йогурт обычный или тот, средства с продажи которого пойдут на помощь больных лейкемией, то какой вы купите?
  3. В-третьих, лояльные сотрудники. Сотрудник, который горд за то, где он работает и что делает – это очень большая актив компании. В Microsoft мы добровольно перечислили зарплату за один день после событий в Беслане.
  4. Наконец, повышается акционерная стоимость компаний. Работающие на имидж мероприятия принесут свои дивиденды в долгосрочной перспективе и это укрепит позиции компании.

В Европе существует индекс КСО (www.bitc.org.uk), который оценивает насколько стратегии КСО компаний «проникают» во всю организацию. Компании оценивают по четырем аспектам: общество, окружающая среда, конкурентная среда и рабочая атмосфера.

*****

Тенденция сегодняшнего развития такова, что КСО компаний не может идти в отрыве от государственного регулирования и вмешательства. Таким образом, на сцену выходит корпоративная ответственность государства. Приведу некоторые примеры таких государственных инициатив:

По данным сайта www.gibrid-cars.ru, последствия цунами для многих японских автопроизводителей до сих пор не преодолены. Вопросы поставок комплектующих, а также постоянно растущая иена делают местные компании гораздо менее конкурентными по сравнению с их зарубежными коллегами. Не способствует выправлению положения и внутреннее потребление – японцы тоже голосуют своими деньгами, предпочитая покупать более дешевые зарубежные машины.

В попытке хотя бы немного выправить ситуацию, правительство Японии объявило о субсидии в размере до ста тысяч иен (около $1227) каждому покупателю экологически чистого автомобиля. Данная «акция», предположительно, будет проходить до конца лета (2012) или до того момента, пока не будут исчерпаны все $3,6 млрд., которые выделены под это дело японскими чиновниками.

А вот другой пример.

Известный факт, что в окружающей среде полиэтиленовые пакеты сохраняются и не разлагаются в течение почти 100 лет. Таким образом, вред, нанесенный пакетами, огромен. Во всем мире утилизируется около 4 триллиона пакетов в год.

Для того, чтобы защитить территорию своих государств, правительства различных стран в административном порядке ввели ограничения на использование пластиковых пакетов.

Так, по данным Википедии:

  • Дания: еще в 1994 году введен налог на бесплатную раздачу полиэтиленовых пакетов в торговых заведениях. После того как в Дании ввели плату за полиэтилен, его популярность у покупателей снизилась на 90 %.
  • Германия: утилизацию пакетов оплачивают потребители, а за сбор и вторичную переработку отвечают продавцы и распространители.
  • Ирландия: после повышения цены на пакеты, количество используемых пакетов сократилось на 94 %. Сейчас там применяют «многоразовые» сумки из ткани.
  • Финляндия: в супермаркетах установлены автоматы по приему использованных пакетов, которые служат сырьем для переработки и производства нового пластика.
  • Китай: с 1 июня 2008 года запрещено производить, продавать и использовать полиэтиленовые пакеты с толщиной пленки менее 0,025 мм.

Наконец, еще несколько примеров уже из практики Казахстанского регулирования:

  • Запрет на рекламу табачных изделий, повышение акцизов на табачные изделия, прочие антитабачные действия. За 2012 год акциз на табачные изделия, включая папиросы, сигареты без фильтра, сигары вырос на 25 процентов.

Кроме этого, с апреля 2013 года в Казахстане появятся сигареты с изображением заболеваний, вызванных курением. Министерство здравоохранения Республики Казахстан прогнозирует, что после сигарет с пиктограммами около одного миллиона человек в Казахстане бросят курить.

  • повышение стандартов ЕВРО на ввозимые в Казахстан автомобили, запрет на ввоз праворульных автомобилей (снижение смертности на дорогах)

К слову, что многие такие инициативы встречаются населением «в штыки», так как они как правило, вызывают некоторый дискомфорт. Но стоит помнить о стратегическом назначении социальных программ государства.

*****

Кроме социальной ответственности государства, сейчас как никогда важна личная социальная ответственность, которая может выражаться как в выброшенном в мусорное ведро окурке на улице, так и в отказе от курения на детской площадке. Такую ответственность я называю «начни с себя». К сожалению, многие граждане могут подчиняться только регуляторным и административным мерам: запретам и ограничениям (выпивать и курить в общественных местах, выбрасывать мусор из окон автомобилей). Хуже то, что как только око закона спит (ночью или когда не видно), то такие люди опят гадят там, где живут.

Кроме этого, социальная ответственность гражданина также важна при принятии важных политических решений, выборов. Все мы являемся наблюдателями «маршей миллионов» в России, которые не согласны с действующей властью.

Наконец, (что очень приятно), есть такие люди, для которых личная социальная ответственность заключается именно в совершении добрых дел. Прошедшая на прошлой неделе вторая благотворительная ярмарка Добра этому доказательство. А сколько еще таких добровольцев, которые спасают животных, помогают детским домам, сдают кровь (доноры), сажают деревья возле дома, выходят на субботники не потому что это надо, а по велению сердца…

Большое уважение вызывают благотворительные концерты, организаторы и артисты, которые на них выступают. И не думайте, что это им ничего не стоит. Это не так просто – петь и танцевать. Потому что всякий труд должен оплачиваться.

Чтобы подытожить, я бы еще раз хотела отметить, что корпоративная социальная ответственность – это понятие большое и широкое, и вовлечены в него должны быть как бизнес и государство, так и отдельно взятые люди.

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Ульяна Сечкина
Ульяна Сечкина Ульяна Сечкина Менеджер, Москва

Да, делать мир лучше и заниматься благотворительностью - это, конечно, хорошо. Только вот многие компании сейчас занимаются тем, что приезжают делегацией в детский дом, дарят детям подарки со своим логотипом, фотографируются, потом приезжают и либо сами делают, либо заказывают другим статью/тв-сюжет, в которых почти откровенно показушничают сколько и чего они в это детский дом отдали, и какие они хорошие.
ИМХО, добро делайте, но поменьше хвастовства.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.