В ожидании чуда. Лучшая статья (27.04-03.05) в «Творчестве без купюр»

Дмитрий Фролов

Давайте придумаем продолжение к слову «модный». Это несложно. Бывает модный художник, фотограф, дизайнер, парикмахер, стилист, ну и так далее. А вот про модный маркетинговый инструмент говорить как-то не принято. Принято считать, что в экономике все просчитано и рационально. Если бы так! Доступность информации, возросшая многократно (и продолжающая расти!), вкупе с неразборчивостью самодеятельных редакторов многочисленных сайтов усиливает эффект повторения одних и тех же слов, делая их значимыми. И так было всегда.

Во времена моей инженерной молодости в народе ходила как анекдот история про то, как некто, построив график кривой третьего порядка по четырем точкам, уверовал в его корректность и использовал для далеко идущих выводов. А тем, кому эти выводы предназначались, и в голову не приходило проверить, а на чем же, собственно, они основаны. Особенно, когда тема проходила через третьи и четвертые руки. Похоже, что то же самое сейчас происходит с использованием социальных медиа в качестве инструмента продвижения. Средство, то есть работа бренда в соцсетях, стало целью.

Этот маркетинговый инструмент от многократного повторения, в т.ч. и заинтересованными в заказчиках агентствами, стал модным. «Я хочу этот паркет, потому что у моей подруги такой же», - примерно так ответила одна дама, заполняя в качестве респондента анкету фирмы стройматериалов. Логика многих маркетологов, ринувшихся в соцсети, та же. Я не утверждаю, что всех, но многих. Найджелл Холлис, автор приведенной ниже статьи, называет этот процесс надуванием «социо-медийного пузыря». А как схлопываются пузыри, мы знаем не понаслышке. Отсюда вытекают важные следствия по теме измерений активности в соцсетях. «Святого Грааля», то есть точного и недорогого метода измерения этой активности, попросту не существует. Да он и не нужен.

«Экспериментаторы», то есть те, кто только пробует свои силы в освоении нового инструмента, могут просто замерять изменение какого-то внутреннего показателя, например, числа звонков, кликов, посещений и т.п. – у всех по-разному. Да, неточно, но и риск невелик, потому что невелик бюджет. Главное – мониторинг и быстрая реакция. Что-то не идет? Быстро переделали и запустили заново. Конечно, это неудобно агентствам, которые отчитываются за полученный бюджет. Ничем не могу помочь – надо укреплять взаимопонимание с заказчиком, выступать на время проекта «единым фронтом».

Те же, кто готов выделить значительный бюджет для продвижения в соцсетях, должны понимать, что потратить его часть на тестирование концепции, трекинг, необходимо. Собственно, так сегодня и работают компании с исследовательскими агентствами. Что измерять? Холлис утверждает и доказывает, что бренд сначала строится в офлайне, только тогда можно надеяться на успехи в соцсетях. Вывод простой: измерять надо то же, что и в обычной рекламной кампании: параметры, определяющие здоровье бренда, их изменение и т.п. Методики их измерения существуют. Дорого? Да, дорого. Поэтому применять их имеет смысл только в случае достаточно большого бюджета, когда за счет неправильных действий можно потерять больше. Такая простая и рациональная мысль, реализуемая, однако, далеко не всегда. Эксперты считают, что возможности грамотного тестирования у нас недооценены. Так было и, видимо, так будет еще достаточно долго. Было бы наивно ожидать, что тестировать концепцию или рекламу станет модным, – ведь в этом нет ни чуда, ни халявы.

Найджел Холлис, главный глобальный аналитик Millward Brown

Социо-медийный пузырь

Многочисленность фанатов бренда в социальных сетях – это следствие его успешности в офлайне, а не средство ее достижения

С 2008 года мы могли наблюдать существенные изменения в мире. Финансовый пузырь, который достиг своего пика в 2007 году, с треском лопнул, оставив нас один на один с тем, что получило название «Великая рецессия». Индекс Dow Jones рухнул вместе с уровнем потребительской уверенности.

Но падение затронуло далеко не все сферы. Например, в области социальных медиа резко возросло количество пользователей сети Facebook, аудитория читателей блогов увеличилась, а на сцене возникло новое явление под названием Twitter. Этого вполне достаточно, чтобы задуматься об использовании социальных медийных средств в качестве самого современного и передового способа эффективного выстраивания бренда. Различные эксперты уверены в еще более блестящем будущем этой сферы, и многие бренды, похоже, уже приняли эту идею.

Однако я думаю, что владельцам и менеджерам брендов следует семь раз отмерить, прежде чем начать отрезать. Я считаю, что гонка за использованием социальных медиа каналов – это явление из той же серии, что и иррациональное изобилие, которое вывело фондовый рынок на небывалые высоты и заставило людей поверить в малопонятные финансовые инструменты. Для многих брендов крупномасштабные инвестиции в социо-медийные кампании, вероятно, окажутся столь же неосмотрительными и безрассудными. Другими словами, я думаю, что мы можем стать свидетелями раздувания социо-медийного пузыря.

Потенциал социальных медиа

Глупо отрицать тот факт, что социальные медиа могут нести с собой невероятные возможности для преобразований. Одним из ярких примеров этого является кампания в сети Facebook, не позволившая победителю программы X Factor Джо Макэлдери добраться до вершины музыкальных чартов Великобритании на прошлое Рождество. С 2005 года победитель программы X Factor неизменно возглавлял музыкальные чарты. Поэтому нет ничего удивительного в том, что после того, как в декабре прошлого года Макэлдери стал победителем 2009 года, газета Telegraph заявила, что его дебютный сингл The Climb, фактически, «гарантировал себе первое место в рождественских чартах».

Но вместо этого произошло нечто другое. Killing In The Name, семнадцатилетний трек американской рок-группы Rage Against The Machine, созданной в 1991 году, перехватил первое место у The Climb. Этот неожиданный «облом» стал результатом кампании, начатой на Facebook в начале декабря семейной командой - Джоном и Трейси Мортер - в знак протеста против монополии X Factor на рождественские чарты. СМИ подхватили эту историю, в результате чего тысячи людей присоединились к кампании - количество фанов на странице Facebook превысило 800 тыс. (больше, чем у Google, Pepsi или Wal-Mart). Более того, эти фаны активно действовали. На решающей предрождественской неделе было продано более 500 тыс. копий песни Killing In The Name. При том, что финал программы X Factor смотрели 19,5 млн человек и 6 млн проголосовали за Макэлдери, лишь 450 тыс. купили сингл The Climb (похожая, хотя и не столь масштабная история произошла в 2004 году в Рунете, когда в конкурсе красоты чуть было не победила Алена Писклова, в поддержку которой было создано сообщество «Скажи нет «куклам Барби» - R&T).

Успеху кампании Rage Against The Machine способствовали несколько факторов. Во-первых, у этой кампании была яркая достоверность, заключавшаяся в самой сущности ее происхождения. Она была начата реальными людьми, которые ставили перед собой задачи, связанные с действительностью. При этом поднятые вопросы точно совпали с настроениями масс - подозрение, что «большой бизнес» манипулирует общественным сознанием для своих собственных целей. Во-вторых, средство, выбранное для продвижения кампании (песня Killing In The Name), оказалось абсолютно уместным. Многословный и многозначный смысл песни точно выразил настроения, направленные против истеблишмента, и песня вызнавала положительные ассоциации среди тех, кто слышал ее еще в 1990-х.

Интересно, что эти факторы очень похожи на те, что определяют популярность знаковых брендов. Значит ли это, что достижение успеха в социо-медийной кампании может быть столь же сложным и непростым, как и попытки стать знаковым брендом? Может ли Facebook сослужить такую же службу для потребительского бренда, как и в случае с песней Rage Against The Machine? Для выяснения этого вопроса я провел небольшой анализ.

Характеристики успешных брендов Facebook

Вначале были определены 12 брендов, которые были замечены в эффективном использовании социальных медиа: Southwest, Honda, VW, McDonald’s, Pizza Hut, Subway, KFC, Dunkin’ Donuts, Krispy Kreme, Starbucks, Coca-Cola и Red Bull. Далее я сопоставил число поклонников этих марок на Facebook (у всех было более 250 тыс.) с результатами, полученными компанией Millward Brown в ходе проведения проекта BrandZ (данные по США за 2009 год), и сравнил полученные данные по указанным выше успешным социо-медийным брендам с другими брендами в той же категории товаров и услуг.

Прежде всего, обращает на себя внимание то, что пять разных товарных категорий привлекли существенно различное число фанов. В среднем, бренды безалкогольных напитков, включенных в наше исследование BrandZ, привлекли более 16 тыс. фанов, в то время как авиакомпании едва набрали 1000.

Я считаю, что это напрямую связано с количеством людей, которые активно вовлечены в категорию на регулярной основе. Кроме того, уровень удовлетворенности брендом в категории, по всей видимости, также напрямую связан с числом привлеченных поклонников категории. Только 18% пользователей американских авиалиний удовлетворено имеющимися в их распоряжении брендами, тогда как 56% покупателей безалкогольных напитков утверждает, что они полностью удовлетворены своим выбором.

Мое следующее наблюдение состояло в том, что в большинстве категорий львиная доля поклонников достается одному или двум брендам. Эти бренды не обязательно являются крупнейшими и старейшими - скорее, для них характерно дифференцированное позиционирование, которое отличает их от конкурентов. Например, в случае внутренних авиалиний США доминирующим брендом является компания Southwest, за которой следует Virgin America - новичок в Соединенных Штатах. Я считаю, что приверженность Virgin высочайшему качеству сервиса и удовлетворенности клиентов - это именно то, что позволило ей привлечь больше поклонников, чем American Airlines, United или Delta.

Мое последнее наблюдение заключалось в том, что игровое поле отнюдь не одинаково ровнымое для брендов, конкурирующих на Facebook. Похоже, что некоторым маркам проще завоевать популярность исключительно из-за своей товарной категории и позиционирования. Но есть еще одно крупное препятствие, которое предстоит преодолеть многим брендам. Стартовая позиция тех из них, которые уже стали большими и успешными, дает явные преимущества. Чем больше у вас лояльных клиентов, тем больше фанов появится на вашей странице в Facebook. Таким образом, максимальную отдачу от Facebook получают крупные бренды - не обязательно новые и модные.

С помощью «Пирамиды брендов» (одно из базовых понятий методики BrandDynamics, разработанной Millward Brown, – R&T) я сравнил составной капитал марки у двух групп брендов: успешных в социо-медийной среде и примерно средних по категории. Как видно из рисунка 1, успешные в социо-медийной сфере бренды занимают значительно более выгодную исходную позицию. Их «уровень присутствия» (presence, осведомленность о том, что представляет собой бренд) на 50% больше, а «уровень привязанности» (bonding, показатель лояльности к бренду) в пять раз выше. Общее соотношение между «привязанностью» и количеством фанатов на Facebook у всех марок в пяти товарных категориях составило 0,69. В среднем, у успешных брендов по 1,6 млн фанов, а у остальных брендов (которые завели себе странички на Facebook) в среднем по 140 тыс. поклонников.

Рис. 1. Бренды, успешные в социальных медиа, обычно являются и более сильными

Bonding

Тесная связь

Avantage

Преимущество

Perfomance

Функциональность

Relevance

Актуальность

Presence

Присутствие

Источник: Millward Brown

Массовые показы - катализатор успеха в социальных медиа

Бренды, размышляющие о маркетинговых кампаниях через сеть Facebook, должны помнить и еще об одном факторе: охват и медиапокрытие. Для получения критически значимого движущего импульса наиболее заметные социо-медийные кампании полагаются на СМИ.

Думаю, что кампания Rage Against The Machine, вероятнее всего, увяла бы тихо и незаметно для подавляющего большинства людей, если бы традиционные СМИ не подхватили ее и не донесли ее до широкой общественности. То же самое справедливо и в отношении некоторых классиков вирусного маркетинга: кампания Subservient Chicken от Burger King основывалась на широкой поддержке средств массовой информации, а программа Evolution от Dove получила мощную опору в виде сильной пиар-кампании от Edelman New York.

Интеграция СМИ и социальных медиа помогает преодолеть непропорциональность личных связей, на основе которых и развиваются социальные медиа, в целях достижения критической массы. У знаменитого онлайн-персонажа - суриката Александра Орлова, ставшего звездой телевидения во время кампании по продвижению сайта comparethemarket.com (на нем можно сравнить условия различных финансовых предложений), - сегодня почти 700 тыс. фанатов на его странице Facebook, которая, в свою очередь, была создана в рамках рекламной кампании. Сочетание тесно интегрированного онлайнового и офлайнового маркетинга повысило интерес к бренду, сгенерировало трафик на сайт comparethemarket.com и повысило цитируемость на 45%, по сравнению с предыдущим годом.

Не только Facebook

Несмотря на то, что Facebook - это крупнейшая социо-медийная сеть, она не является однородным сообществом. Также она не является единственным каналом, через который бренды могут устанавливать связь с потребителями. Исследование Millward Brown выявило восемь различных типов социальных медиа: игры в чистом виде, блоги, объединение в синдикаты, коллеги (peer-2-peer), вики и совместная деятельность, открытый источник, тегирование и рейтинги, а также потребительские отзывы. Каждый тип соответствует различным целям и аудиториям.

Среди чисто игровых платформ сайты с низким охватом и высокой степенью вовлеченности (такие как Twitter) дают шанс выстроить эти столь важные, постоянно развивающиеся личные контакты. Но пользователи Twitter применяют этот канал не для получения информации о брендах. Они используют его, потому что хотят общаться с другими людьми. Бренды, с умом применяющие социальные медиа, знают об этом и часто назначают своих ведущих для сети Twitter, чтобы они представляли компанию и вовлекали людей в процесс общения. Тони Се, генеральный директор обувного интернет-магазина Zappos, - архетипический представитель корпоративных твиттеров. Он записан другом у 36 тыс. пользователей, а у него самого более 32 тыс. онлайновых друзей. Его микро-записи помогают привлечь клиентов и дают им возможность заглянуть внутрь производства и увидеть, как работает компания.

У поклонников и последователей свои собственные планы

Исследование AdReaction 2009 года компании Dynamic Logic показало: в то время как 59% пользователей Интернета активно участвует в социальных сетях, лишь 13% из них использует сети для общения или получения информации о брендах. Те же, кто следит за информацией о брендах, обычно ограничиваются тремя категориями: получение доступа к информации о компании, о скидках и о подарках.

В этом заключается определенная проблема для брендов. Желание потворствовать небольшому проценту своей целевой аудитории с помощью скидок и стимулирующих подарков может подорвать статус бренда и его общую рентабельность, поэтому лучше сосредоточиться на привлечении людей новой информацией и идеями, способными улучшить потребительский опыт.

Постройте сильный бренд, и фанаты сами последуют за ним

Поскольку люди используют социальные медиа, чтобы устанавливать связи с людьми и брендами, которые они знают, уважают и любят, социальные медиа представляют собой отличный канал для вовлечения уже существующих клиентов. Но онлайн-фанаты и последователи не являются средством выстраивания бренда - скорее, они являются конечной целью. Социальные медиа не способны помочь в выстраивании бренда без наличия других ингредиентов, которые делают бренды сильными: эффективной бизнес-модели, положительного опыта общения с брендом у потребителя, четкости позиционирования, а также способности нарушить статус-кво в своей товарной категории.

Создание сильного присутствия в социальных медиа – это хорошее средство для подтверждения преимуществ бренда и проверки приверженности к нему пользователей. Тем маркетологам, которые до сих пор размышляют о том, как выстроить социо-медийную стратегию, способную вызвать «шум» среди пользователей, а также обеспечить заметность и более глубокое взаимодействие с лояльными сторонниками бренда, не мешало бы задать себе следующие вопросы:

• Интересен ли людям мой бренд и сама категория в такой степени, чтобы они почувствовали собственную вовлеченность? Если нет, то, может быть, социо-медийные платформы – это не то, что нужно для продвижения этого бренда.

• Какие типы социо-медийных сайтов обладают наибольшим потенциалом? На что сделать ставку - чисто игровые платформы или блоги? Для привлечения даже небольшой доли существующих клиентов может потребоваться активное присутствие сразу на нескольких сайтах.

• Какие ценности может предложить бренд, помимо подарков и скидок? Игры, головоломки и конкурсы были популярным средством для привлечения потребителей задолго до появления социальных медиа. Последние могут быть новым каналом коммуникации, однако мотивация, интересы и желания пользователей остаются старыми - они такие же, как были всегда.

• Каким образом вы сможете поддерживать первоначальную вовлеченность, помимо простого ощущения сопричастности? Даже крупные успешные бренды должны постоянно искать новые способы привлечения фанов, которые согласуются с их основным посылом; в противном случае новизна «фанатства» быстро выветривается. Например, «Экспедиция 206» от компании Coca-Cola предлагает фанатам возможность «заочно» исследовать мир глазами трех «послов счастья», перед которыми поставлена задача выяснить, «что делает людей счастливыми» в тех 206 странах, в которых продается Coca-Cola.

Однако независимо от выбранной стратегии следует помнить: креативность и последовательность нельзя заменить ничем. Представьте идею, которая будет находить отклик в сердцах вашей целевой аудитории и соответствовать позиционированию вашего бренда. Дайте широкий простор этой идее, независимо от конкретного способа ее реализации. Внимательно прислушивайтесь к реакции аудитории и действуйте сообразно такой реакции.

Перевод статьи подготовлен по заказу Research&Trends под редакцией Дмитрия Фролова. Англоязычный оригинал статьи можно прочесть здесь

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Олег Катасонов
Похоже на манипуляции сознанием вассалов. Вообще похоже, что от настоящего буддизьма ничего не о...
Все дискуссии
HR-новости
Большинство российских компаний внедряют программы well-being

В условиях дефицита кадров компании стали чаще внедрять или расширять программы благополучия сотрудинков.

Каждый второй HR-специалист использует ИИ в подборе персонала

Искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи и освобождает время на творческие.

Microsoft уволит тысячи сотрудников и инвестирует в ИИ

Это уже второе масштабное сокращение в 2025 году: в мае компания сократила 6 тыс. позиций.

Кадровый резерв в России сократился на 13% за год

Наибольшее количество незанятых трудовых ресурсов сосредоточено в Дагестане, наименьшее – в Санкт-Петербурге.