IT-менеджмент117842

История цифровой трансформации рекламной сети

Одна компания хотела автоматизировать работу с дебиторской задолженностью, а получилась цифровая бизнес-модель. Как оптимизировать процессы в условиях ограниченных ресурсов?

«Цифровая трансформация – это путь, а не точка назначения», – сообщает Свод знаний BPM CBOK. Добавлю, что путь этот долгий, и требует от компании изменить взгляд на саму себя, а от сотрудников – более критично относиться к самим себе и своим возможностям. По сути, цифровая трансформация – это прежде всего культурная трансформация.

С этого тезиса начну рассказ о компании SlickJump, которая незаметно для себя изменилась в ходе реализации одного не очень большого проекта. Это крупная независимая сеть контекстно-медийной рекламы в России.

С чего начать автоматизацию бизнес-процессов

Основной продукт компании был изначально цифровым, и начал быстро привлекать клиентов и приносить неплохие деньги еще на этапе стартапа. Однако через какое-то время владелец начал замечать, что размер ежемесячной выручки почему-то нестабилен, из-за чего сложно планировать свои действия на долгосрочный период, а следовательно, эффективно развиваться.

Провели небольшой аудит, пригласив бизнес-аналитика, и нашли проблемы в бизнес-процессах:

Контроль дебиторской задолженности отсутствовал как бизнес-процесс, неудивительно, что компания столкнулась с просроченными платежами. Ситуацию усложняли внутренние факторы: дефицит управленческого опыта, ограниченные ресурсы и специфика бизнес-модели, построенной на продаже цифровых услуг – все это не позволяло найти быстрое решение проблемы.

Как контролировать дебиторскую задолженность

Команда проекта решила сосредоточить усилия на сокращении дебиторской задолженности, поскольку эта проблема ощущалась сотрудниками наиболее остро.

В самой дебиторской задолженности нет ничего плохого, но чем больше этот показатель, тем тяжелее его контролировать. Проблема усложнялась еще и тем, что бизнес-модель компании предполагает получение платежа частями по мере оказания оговоренного объема услуг. К тому же большинство сделок заключается за несколько месяцев до начала рекламной кампании: клиент договаривается о закупке трафика летом, чтобы получить его, например, зимой. За это время агентство успевает заключить еще пару десятков сделок. До начала проекта по автоматизации контроля за дебиторской задолженностью менеджеру приходилось держать в уме сроки начала каждой рекламной кампании, а также вручную проверять статусы платежей по каждому договору.

В основе управления дебиторской задолженностью лежит работа со счетами клиентов. Пока компания не сможет эффективно отслеживать состояние платежей, дебиторская задолженность продолжит расти. Счета клиентов всегда проходят через несколько рук. Счет выставляет менеджер по продажам, оплату по счету принимает бухгалтер, а разбираться с просроченными платежами должен уже отдельный человек. Это в идеале. А получалось так, что счетами занималось не три человека, а сразу семь.

Чем глубже команда анализировала работу бэк-офиса, тем отчетливей понимала, что дебиторская задолженность была только верхушкой айсберга. Компания просто не выстроила внутренние процессы под свой продукт и бизнес-модель. Сотрудники забывали выставлять счета, проваливали старт рекламных кампаний, систематически не проверяли платежи, да и в целом не очень понимали, как эффективно администрировать договоры.

Проблемы были такими же, как и у большей части стартапов, которые столкнулись с низкой эффективностью внутренних процессов.

Большие проблемы можно начать решать с малого, что и сделали, ограничив рамки проекта автоматизации бэк-офиса задачами по управлению дебиторской задолженностью.

Задачи начального этапа проекта были сведены к трем пунктам:

Сколько нужно итераций для оптимизации бизнес-модели

Обычно для управления бизнес-процессами IT-компании выбирают Jira, которую используют для автоматизации всего – от бухгалтерии до управления активами. Проблема только в том, что данный продукт создан для управления командой разработчиков, а не оптимизации бизнес-процессов. Для оптимизации есть другие, более подходящие инструменты.

В качестве такого инструмента выбрали Comindware Business Application Platform – платформу, которая позволяет разрабатывать бизнес-приложения с относительно небольшими инъекциями программного кода. Решили отказаться от привычных методов разработки и перейти на Low-code платформу, и вот почему:

Решили начать проект с процесса выставления счетов, вот как это выглядело со стороны команды:

  1. После опроса сотрудников спроектировали модель бизнес-процесса из 15 шагов.
  2. Составили модель данных – какую информацию нужно получить и передать другому сотруднику для эффективной работы со счетами.
  3. Распределили за каждым сотрудником задачи в зависимости от роли в бизнес-процессе.
  4. Для мониторинга процесса определили ключевые параметры, которые нужно выводить в отчеты.
  5. При участии других сотрудников спроектировали пользовательские интерфейсы таким образом, чтобы участники процесса могли в несколько кликов выполнить свои задачи.

На данном этапе был создан всего лишь эскиз процесса, речи об его автоматизации даже не шло, важно было понять, как работают сотрудники на самом деле.

В итоге, когда в приложение, созданное на платформе, были запущены первые пользователи, быстро выяснилось, что предложенная модель работы малоэффективна по следующим причинам:

Пускай первая итерация бизнес-приложения получилась неудачной, зато компания экспериментальным путем смогла понять, какими должны быть бизнес-требования и бизнес-логика. Путем итераций удалось приблизить модель процесса к некому идеалу:

В конечном счете компания получила бизнес-процесс, который был готов к интеграции с основным продуктом. Например, клиенты автоматически получали счета на оплату. Менеджеру по продажам также нужно реже контактировать с заказчиком, особенно по таким «неудобным» вопросам, как просроченная оплата по договору. Теперь система автоматически рассылает уведомления клиентам, что нужно оплатить счет или подписать электронный договор.

Результаты проекта по автоматизации бизнес-процессов

Изначальной целью было сократить дебиторскую задолженность, к концу проекта ее размер удалось сократить на 77%. Были и другие достижения:

Но главное – изменилось само мышление руководителей и сотрудников, которые научились находить проблемы и справляться с ними сообща, ведь появилось понимание, что постоянные улучшения выгодны всем – и бизнесу, и наемным работникам.

Также читайте:

Смотреть комментарии