IT-менеджмент31744

Час «Ц», или Как понять, что время цифровизации пришло

Как человеческий фактор влияет на цифровую трансформацию и автоматизацию бизнес-процессов? Как преодолеть страх перемен, и с чего начать процесс?

Удивительные качества, которые иногда выделяют социологи и психологи у россиян – это долготерпение и склонность к жертвенности. Проявляются они в том, что мы можем годами терпеть серьезные неудобства, да еще и гордиться этим.

Знаю многих людей, которые годами ходят на нелюбимую работу. Почему они это делают? У исследователей есть интересное объяснение этому феномену – качество «долготерпение», воспетое в пословицах, является проявлением детской, незрелой позиции.

Именно ребенок ничего не делает с неудобными обстоятельствами, потому что не знает, что делать и как. Он может только отреагировать: затаиться-промолчать либо выразить-заплакать. И тут вот, что важно: ребенок не разделяет страдания, которые служат развитию – «через тернии к звездам», от тех, которые ничего не дают личности кроме дискомфорта. Это может только наша взросла часть.

Терпение и труд все перетрут? Конечно, перетрут. В случае с развивающим «страданием» перетрут помеху, в случае с «не развивающим» – самого человека. Да к то ж разбирается?

Есть такие. Они переходят от простого реагирования на обстоятельства к следующему шагу – активной трансформации этих обстоятельств.

Что же с этим делать?

Посмотрим, что можно сделать с этим и как. Вот пример: кто-то к совещанию в компании готовится сильно заранее. А есть и те, кто сразу после прошедшего совещания начинает готовиться к следующему.

Что они получают в итоге, сами того не осознавая?

Еще пример. Все работают: производство – производит, продажи – продают, экономисты – считают. Картинка идеальная. Так, да не так. Взаимодействие между ними происходит на планерках и в почте. Продажники не видят загрузки производства и на свой страх и риск принимают заказы, а потом буквально идут воевать за право включить их в план производства.

Производственники пишут миллионы писем, в особых случаях с вот такими темами:

Экономисты работают с бумагой, на которой ручкой или карандашом подаются отчетные данные.

Хотите еще? Я продолжу. Дальше сотрудники склада сетуют на то, что листочки с клейким краем отклеиваются от продукции и только всемогущая Ираида Степановна, отдавшая предприятию лучшие годы своей жизни, способна ответить на вечный вопрос – «что есть что»?

И вот это мы терпим. Страдаем. Сетуем. Делимся с друзьями и родными в выходные и по вечерам в ресторане с друзьями, как все плохо. Тоже, кстати, детская стратегия получения порции внимания и заботы!

С чего начать?

Так вот старт цифровизации – это не конкретный понедельник или указ «главного», что теперь вместо Ираиды Степановны будет робот отвечать на звонки, а реальное желание и готовность изменять предлагаемые обстоятельства.

И здесь мы снова заходим на внутреннюю территорию и смотрим проблеме в глаза – честно и открыто (так может только взрослый, ребенок предпочитает прятаться и закрывать глаза). Главная проблема – страх перемен, эта тихая мысль, от которой веет холодком и пересыхает во рту – «а если не получится?»

Снова история про осознанность. Страх перемен вшит на уровне физиологии, с ним просто надо научиться работать. Не перетерпеть, потому что на сопротивлении далеко не уедешь. Не перебороть, потому что не получится, этому механизму несколько миллионов лет. А именно работать. Без этого навыка далеко не уйти ни в личном, ни в профессиональном развитии.

А как? Нейрофизиологи советуют написать план действий. Он дает мозгу чувство спокойствия и стабильности. То, что надо.

Напишите «как сейчас» и «как надо». И сценарии развития событий: «заработало» и «что-то идет не так». Этого будет достаточно для запуска.

Командная работа

Следующий шаг – обсудить написанное с заинтересованными руководителями и коллегами. И вот тут важно отношение к тому, что вы услышите на обсуждении. Не обижаться и не считать, что «опять жизни учат». Всю полученную информацию пропустить через фильтр-вопрос – «в чем ценность того, что я услышал?»

Такой способ восприятия поможет выявить сильные стороны вашей идеи, на которые можно опираться при продвижении проекта внутри компании. А также выделить «горячие точки», которые критикующие ради критики используют в качестве аргументов для «наливания воды на вентилятор», и исключить их из проекта или трансформировать.

Как превратить каждого сотрудника в бесценную Ираиду Степановну

И как тогда поменять ситуацию в описанных выше примерах? Делюсь опытом.

Совещание со старыми данными. Спасет бизнес-аналитика, которая будет собирать информацию из информационных систем производственников, продажников, маркетологов, экономистов и выстраивать в стройные отчеты к каждому совещанию. И это автоматом мотивирует заполнять информационные системы очень аккуратно, вовремя и достоверными данными! Изменить их не получится, чтобы вопросов не было. Но мы же про честную картину в компании, чтобы развивать, а не закопать?

Про ту ситуацию, где производство – производит, продажи – продают, экономисты – считают. Конечно, в идеальной картине мира всем поможет ERP-система. Если ее нет, можно начать с того, чтобы «подружить» CRM продажников, информационную систему производственников и учетную систему экономистов и закупщиков:

Ираида Степановна, конечно, бесценна. Но своей бесценностью создает очень уязвимое место для родного предприятия. Надо сделать так, чтобы каждый сотрудник мог ориентироваться на складе так же, как Ираида Степановна, и желательно раньше, чем через полжизни работы на предприятии. Радио-метки, штрих-коды, интерактивные карты и автоматический процесс заявки на получение чего-то со склада, чтобы пришел – а тебя ждут.

Все начинается с правой кнопки мыши и команды «создать документ», в котором описано «как сейчас» и «как надо». Ну и с собой договоритесь обязательно.


Узнать больше о решениях по автоматизации бизнеса можно на сайте «Девелоники»

Партнерский материал

Смотреть комментарии