Корпоративные финансы121012

Как подготовиться к введению электронной транспортной накладной в 2022 году

Чем отличается электорнная накладная от электронных счетов-фактур? Какие преимущества у накладной и как ее оформить?

С 1 января заполнять транспортные накладные можно будет в электронном виде. Год назад завершился эксперимент Минтранса по использованию электронных транспортных накладных. В нем принимали участие крупные компании-перевозчики, поставщики решений и операторы электронного документооборота, в том числе и компания «Такском».

Эксперимент показал, что цифровизация транспортного документооборота полностью оправдана, так как серьезно сокращает время оформления документов и издержки, связанные с бумажными носителями.

До конца года регуляторы планируют утвердить форматы электронных транспортных документов (электронной транспортной накладной, электронной сопроводительной ведомости, формат электронного заказа-наряда) и правила их оформления, а также запустить несколько пилотных проектов. Предполагается, что на начальном этапе использование электронной транспортной накладной (ЭТрН) будет добровольным, но это не значит, что не нужно готовиться заранее.

Чем различаются электронные счета-фактуры и ЭТрН

К электронным счетам-фактурам бизнес уже привык. Во многом это произошло благодаря внедрению маркировки, прослеживаемости и тому, что крупнейшие компании все больше предпочитает электронный документооборот. Но в отличие от счетов-фактур в использовании электронных транспортных накладных есть некоторые нюансы, к которым следует быть готовыми.

Как происходит оформление ЭТрН

Грузоотправитель формирует накладную, подписывает ее и передает перевозчику. 

При первичной отправке документа ему присваивается уникальный номер, с помощью которого накладную можно отследить на протяжении всего пути, а электронная подпись придает документу юридический статус. 

Перевозчик, в свою очередь, принимает накладную, подписывает ее и доставляет груз. При приемке груза накладную, если нет расхождений, со своей стороны подписывает грузополучатель, а водитель фиксирует доставку груза.

Эта схема может меняться в случае замены водителя, доставки груза частично, смены места доставки и т.д. Все подобные сценарии были отработаны в процессе эксперимента Минтранса.

Преимущества электронной транспортной накладной

В первую очередь электронные транспортные накладные призваны облегчить жизнь крупным торговым и логистическим компаниям, через которых проходит большой поток документов. Среди основных преимуществ ЭТрН можно выделить следующие:

Чек-лист для подготовки к использованию ЭТрН

  1. Во-первых, необходимо собрать рабочую группу, в которую войдут не только IT-специалисты и руководители, но и сотрудники, участвующие в процессе документооборота.
  2. Во-вторых, нужно описать и оценить процессы. Как правило, этапы прохождения электронного документа совпадают с этапами согласования и подписания бумажной версии.
  3. Выбрать технические решения для работы с электронными транспортными документами. Сюда входят решения для работы офисных сотрудников (бухгалтерия, логисты), а также мобильные решения для сотрудников без доступа к ПК (экспедиторы, сотрудники складов).  
  4. Обеспечить всех сотрудников, задействованных в электронном документообороте, электронными подписями от аккредитованного удостоверяющего центра.
  5. Дополнить учетную политику компании пунктом про электронные документы. Определить права доступа и подписи для всех участвующих в процессе сотрудников.
  6. Провести пилотный проект для тестирования решений и отладки всех процессов.

Как и любой другой проект по внедрению в компании новых технологий, переход на электронный транспортный документооборот требует участия экспертов с опытом реальных внедрений.

Сотрудники компании «Такском» готовы проконсультировать по всем вопросам, подобрать оптимальные решения для ЭДО, обеспечить сотрудников электронными подписями и оказать помощь в реализации проекта.

Партнерский материал

Читайте также:

Смотреть комментарии