Корпоративные финансы128452

Что делать, если сотрудник использует корпоративную карту для личных нужд

Какие существуют риски – налоговые и прочие – если сотрудник не отчитался о расходах по корпоративной банковской карте?

Многие работодатели выдают своим сотрудникам для деловых нужд корпоративные банковские карты. Это удобно, но беда в том, что некоторые работники забывают о назначении данного платежного инструмента: начинают тратить деньги организации на свои нужды, не возвращают потраченное, забывают отчитаться о расходах, бесконтрольно снимают наличные и др.

К каким последствиям это может привести? Рассмотрим все три стороны такой ситуации: работника, работодателя и действия банка.

Последствия для работника

Деньги потрачены, а авансовый отчет не представлен в срок, определенный работодателем? И без отчета понятно, что средства израсходованы на личные нужды работника? Возможности организации по возмещению потерь ограничены.

Статья 137 ТК РФ предполагает, что удержать задолженность из заработной платы работника можно, в том числе, чтобы погасить неизрасходованный и своевременно не возвращенный аванс, который был выдан в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность. 

Работодатель в такой ситуации вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения подотчетных средств, но лишь при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания. 

Если же месячный срок упущен или сотрудник против удержания, остается обратиться в суд, что можно сделать в течение одного года со дня обнаружения причиненного работодателю ущерба (в данном случае в форме неоправданного и безвозвратного использования средств с корпоративной карты).

Отметим, Минфин РФ полагает, что задолженность по подотчетной сумме признается безнадежной через 3 года, применяя общий срок давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ.

Обычно путают «свою личную шерсть с государственной» работники, которые уверены, что взыскивать с них соответствующие суммы никто не будет. Более того, они даже не ожидают, что у них образуется облагаемый НДФЛ доход. 

Есть только три варианта в такой ситуации: 

  1. Отчитаться о тратах и документально их подтвердить.
  2. Вернуть средства.
  3. Признать их доходом физического лица. 

Если надежда на первые два исхода утрачена, встает главный вопрос: на какую дату считать доход полученным работником для целей налогообложения? 

Доход, согласно НК РФ – это экономическая выгода, право на распоряжение которой возникло у лица. Таким образом, в налоговую базу по НДФЛ и страховым взносам сумму надо включить:

Простить долг можно в любой момент в одностороннем порядке, для этого достаточно уведомить должника об освобождении от обязанности вернуть средства.

Разумно урегулировать эти вопросы локальным нормативным актом работодателя: 

Бухгалтеру необходимо удержать НДФЛ, начислить страховые взносы в периоде, когда задолженность превратилась в доход физического лица.

За соответствующий период доход работника отражается в расчете сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) и расчете по страховым взносам. 

Если работник все же вернет долг рано или поздно, облагаемого дохода у него не будет, а начисленные НДФЛ и страховые взносы можно будет пересчитать. 

Последствия для работодателя

Если бы работник представил авансовый отчет по расходам, оплаченным корпоративной картой, соответствующие суммы можно было бы учесть в составе расходов, связанных с производством и реализацией, на дату утверждения авансового ответа.

А есть ли у налогоплательщика налога на прибыль возможность учесть сумму списанного или прощенного долга подотчетника в составе убытков в целях налогообложения? 

Это зависит от оснований для освобождения работника от возврата потраченных средств:

Страховые взносы, начисленные на списанный долг работника как на его доход, можно учесть в расходах в целях налогообложения прибыли в любом случае.

У работодателя, применяющего УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», к сожалению, возможности учесть убытки нет: статьей 346.16 НК РФ этот вид расходов не предусмотрен, но вышеупомянутые страховые взносы он включает в расходы на общих основаниях. 

Как будет реагировать банк

Клиент банка с использованием корпоративных карт может осуществлять только операции, связанные с нуждами организации или ИП. С теми же целями можно снимать наличные. 

Положение № 266-П (п. 2.5) предписывает банкам-эмитентам карт определить максимальную сумму наличных денежных средств, которая может выдаваться клиенту (юр. лицу или ИП) в течение одного операционного дня для указанных целей. Дневной лимит должен быть не выше 100 тыс. руб. по всем вместе дебетовым и кредитным картам, выпущенным банком для данного клиента. 

Любые подозрительные действия клиента: активное снятие наличных, траты по корпоративным картам, не связанные с бизнес-нуждами, заставляют службу внутреннего контроля банка насторожиться. 

Стимулирует ее к этому и Банк России. В Методических рекомендациях о повышении внимания кредитных организаций к операциям клиентов, получающих наличные денежные средства с использованием корпоративных карт, обозначено, что действительными целями операций такого клиента могут являться: легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели. 

Подозрения усиливаются, если:

При выявлении подобного поведения банкам рекомендовано:

Как видим, описанные действия работников с корпоративными картами способны навредить работодателю, повышая его уровень клиентского риска в глазах банка. 

Целесообразно предложить работникам памятку о том, с какой целью им выданы карты, как их надлежит использовать, а чего делать нельзя.


Компания «Такском» – федеральная IT-компания, оператор электронной отчетности и электронного документооборота, оператор фискальных данных и один из крупнейших удостоверяющих центров страны.

«Такском» является основоположником обмена электронными документами с государственными контролирующими органами в России, третий год подряд занимает второе место в рейтинге операторов фискальных данных и пользуется заслуженной репутацией надежного партнера среди бухгалтеров и предпринимателей по всей стране.

Накопленный опыт позволяет экспертам компании помогать бизнесу в решении сложных вопросов.

Узнать больше об услугах компании можно на сайте «Такском»

Партнерский материал

Читайте также:

Смотреть комментарии