Журнал29227

Как оптимизировать расходы на новогодний шопинг?

Часто при торге мы используем единственный аргумент – «Дорого». Но есть много других более эффективных техник получить более привлекательную цену у продавца.

Скоро Новый год – время праздников и больших расходов. Я задался вопросом, а как частному лицу купить товар дешевле? Перед Новым годом эта тема особенно актуальна!

Шаг 1. Четко сформулировать требования к покупке

Когда мы планируем покупку, мы имеем четкое понимание цены, остальные индикаторы идут «на подкорке». Ревизия и учет значимости показателей позволяет сделать требования к цене более осмысленными. Обычные показатели товара различаются и зависят от его значимости для покупателя: цена, надежность продавца, срок доставки, новизна, воспринимаемая премиальность («не стыдно»...), набор свойств (технические характеристики: минимальные и избыточные), наличие гарантий. Именно сочетание этих показателей определяет место покупки и бюджет.

Допустим, вы хотите купить мобильный телефон. В зависимости от ситуации требования могут быть очень различны:

Шаг 2. Выбираем способ оптимизации условий

Вариант 1: Пассивная оптимизация

Покупаем товар в крупном магазине, где у нас нет возможности обсуждать условия сделки (супермаркет, интернет-магазин и т. п.) Мы не можем ничего предложить продавцу и обсудить условия. Мы можем акцептовать оферту или отказаться. Для оптимизации условий покупки в зависимости от значимости, ситуации и вида товара ищем: наилучшую цену, наибольшую скидку, быструю доставку, повышенные гарантии, подарки.

Вариант 2: Корыстная оптимизация

У нас есть возможность общения с сотрудником организации, в которой мы совершаем покупку. Это может быть владелец торговой точки, руководитель или менеджер. Их мотивы при совершении сделки отличаются.

Руководителю при небольшой покупке важен скорее престиж, чем объем покупки. В таком случае может сработать рекомендация «Иван порекомендовал мне обратиться именно к вам...». Руководитель работает с трафиком и показателями подразделения в целом. Для него важен товарооборот, минимизация расходов (в том числе на эквайринг), быстрота поступления денег (обеспечение стабильности закупок), продажа неликвидов, выполнение планов и т. д. Эти задачи носят периодический характер и, оценив их актуальность, можно поставить правильный акцент. 

Я на днях получил ну просто очень хорошую скидку на электрокамин, который уже стоил на 10% ниже рынка, выстроив «многоходовочку». Сначала десять минут посмотрел товар и послушал разговоры продавцов:«скоро все подорожает и надо закупаться». Это значит, что им нужны деньги, лучше наличные и срочно! Затем я спросил: «Что, все ходят и смотрят? Денег нет у народа... А вам закупаться надо... В принципе, если будет суперпредложение, могу взять за наличные завтра. Вот мой телефон, проконсультируйтесь с боссом и позвоните. А я пока еще поезжу, посмотрю. Мне несрочно». На следующий день утром мне позвонили и дали хорошую скидку.

Кроме того, руководитель имеет достаточно много амбиций и дополнительных возможностей. Так, когда я покупал машину, то устроил простейшие качели между несколькими салонами. Уточню: у меня был выход на руководителей и определенные рекомендации. В салоне мне предложили автомобиль в определенной комплектации за Х рублей. В принципе, меня все устраивает. Если правда хотите мне помочь, то предложите или эту комплектацию за меньшие деньги, или более «полную» комплектацию за эти же... И все получилось. 

С менеджером продавцом тоже можно эффективно работать. Он, в рамках своей компетенции, может предложить клиенту что-то дополнительное (скидку, подарок, рассрочку), если захочет... Как правило, это работает при крупных покупках с консультантом.

Чем можно заинтересовать менеджера? В основном это выполнение плана или продажа «специальных» товаров, что означает для него быстрый или повышенный бонус. Можно просто говорить – «не дадите скидку – не куплю». При этом есть две тактики: если просто обещаем уход к конкуренту, это полная потеря продажи, плохо, но терпимо. Если же сказать – «зайду завтра, может быть другая смена даст скидку», продавец понимает, что «его» продажа будет засчитана другому, что еще хуже, чем полная потеря. Как правило, менеджер сам придумывает себе страхи и оценивает возможные потери.

Можно включить метод SPIN «наоборот», и рассказать, как менеджеру будет хорошо, если мы совершим покупку. Возможные выгоды: выполнение плана, бонус за оплату «наличными» и т. д. 

Вариант 3: Личная оптимизация

Продает частный продавец, и он сам принимает решение. Ему должно захотеться продать товар именно нам и на наших условиях. Он должен увидеть выгоду от такой сделки. Что может заинтересовать частника? Как узнать его желания кроме «больше денег» ? Для начала его надо изучить:

Шаг 3. Проработка инструментов

В зависимости от выбранного сценария готовим реплики. Прорабатываем аргументы и контраргументы. В случае, если предоставление выгод продавцу неочевидно – готовим доказательства. 

Есть, конечно, и другие инструменты. Очень интересно разбирать ситуации из жизни, когда покупатель говорит «повезло»! В реальности же он использовал одну из технологий эффективного шопинга, которую можно осознать и успешно тиражировать, получая удовольствие и дополнительную выгоду от каждой покупки.

Читайте также:

Смотреть комментарии