HR-менеджмент1315720

Корпоративный книжный клуб: как организовать и зачем он нужен?

Как бизнесу использовать книжные клубы в качестве инструмента развития сотрудников и поддержки их благополучия?

Наверняка многие слышали о книжном клубе «ВкусВилл». Эта компания создала систему, когда обсуждение выбранной книги помогает находить важные для бизнеса идеи и за счет них формировать план развития компании. Тема книжных клубов как корпоративного формата становится все популярнее. Я решила рассказать о том, как можно использовать данный формат.

Что дает компании книжный клуб?

Книжный клуб – это формат очных или дистанционных встреч, на котором идет обсуждение прочитанной заранее книги (или книг на выбор участников по заданной теме) при поддержке модератора.

Такой формат дает много преимуществ. Обсуждение создает чувство сопричастности, возможности для общения и поиска единомышленников.  Разделенность наших переживаний, эмоций, мыслей очень важна для человека и этот формат укрепляет отношения с другими людьми. Этот формат способствует социализации, общению, расширению контактов. Поэтому книжные клубы – популярный элемент современных программ поддержки благополучия сотрудников (он работает и на профессиональное, и на социальное благополучие).

Книжные клубы могут быть отличным инструментом тимблидинга, особенно это актуально для территориально распределенных или работающих удаленно команд. При этом вы можете сами решать, кто будет участвовать.

К примеру, вы решаете сплотить руководителей определенного уровня и для них запускаете подобный клуб. Или, наоборот, вам нужна среда, где будут перемешаны люди из разных направлений, функций. Тогда книжный клуб может стать тем местом, где линейный сотрудник может встретиться с топ-менеджером. Это пространство уравнивающее в хорошем смысле: тут все равны в своих мыслях и возможностях. Текст книги един, вы с ними взаимодействуете, при этом у каждого свой опыт, кругозор, поэтому мнения могут отличаться, но они все равны.

Что важно учесть при запуске книжного клуба?

В первую очередь важно понять, зачем вам книжный клуб, и какие задачи он должен решать. Чаще в компаниях читают не художественную литературу, а бизнес или нон-фикшн. Выбор типов книг и самих книг напрямую связан с теми задачами, которые данный клуб решает.

Может быть вы хотите вдохновиться, и тогда стоит читать и обсуждать биографии великих людей (в том числе руководителей бизнеса). Может быть вы хотите развить soft skills, тогда берете определенные книги – по тайм-менеджменту, формированию привычек, коммуникациям или переговорам.

Может быть вам интересная какая-то тема и тогда вы вообще не привязываетесь к книге, а просите каждого что-то прочитать или просмотреть и потом рассказать про это.

Также, конечно, можно брать художественную литературу. Это идеальный формат для того, чтобы лучше узнать друг друга, увидеть с новой стороны. Это как раз один из способов сплотить людей, а заодно обсудить важные для компании темы.

Очень важно определить правила книжного клуба. К примеру, люди любят обсуждать книги, но не любят их читать. Надо сразу решать, насколько допустимо это – прийти на клуб, не прочитав книгу.

Определите формат клуба или встреч: будут это мини-группы (до 10 человек) или большие залы. От этого зависит процесс модерации.  

Определите тайминг встреч: в зависимости от целей и формата это может быть от 1,5 часов до большой стратегической (на 8 часов) сессии по книге, если нужны идеи для развития компании. 

Очень важно подумать, как обеспечить долгосрочную работу. Как сделать, чтобы люди ходили, чтобы была мотивация и интерес. Важно поддерживать новизну, использовать разные форматы. Можно включать квизы, вводить элементы соревновательности. Обязательно создавать группу, где люди будут общаться до и после самих встреч.

Еще одна идея – это формат «бук-бадди», когда у вас есть партнер, кто мотивирует читать книги и готовится к встречам.

Есть одна особенность: заточенные на результат сотрудники (а таких немало в бизнесе), могут не понять смысл клуба (и он им не подойдет), поскольку тут не все только про результат, но и про процесс. Однако есть форматы, где сразу задается результат – к примеру, поиск идей для развития.

Как правильно организовать модерацию?

Если у вас мини-группы, то обычно это дискуссия. Если у вас большая численность, то наилучший формат – это презентация, когда сначала один говорит, а другие слушают. Иногда это дает возможность рассказать о книге живым языком (и кто не читал, уже будет погружен в контекст и у него будет мотивация к чтению). А потом уже в мини-группах обсуждают и делятся этим.

Еще на большие встречи хорошо звать эксперта: книга будет стартом для разговора, а потом уже обсуждение с экспертом той темы, которую вы выбрали.

При этом клубы могут быть как в очном, так и дистанционном (или даже гибридным) формате.

К модерации важно готовится – будь это внешний или внутренний ведущий. К примеру, Галина Юзефович заранее рассылает участникам вопросы, которые будут обсуждаться. Вы можете сами составить свои вопросы, или взять наработки других модераторов. Их уже много в интернете. Можно использовать формат: «Что сказано?», «Как сказано?» и «Что не сказано?» (добавив тему вопросов).

В чем могут быть «подводные камни»?

Каждая книга – это как диско-шар. Каждый в ней видит что-то свое, и мы делимся «отблесками», которые попали на нас. Иногда это дает возможность увидеть совершенно новые грани, незаметные для вас. Но к такому различию мнений важно быть готовым.

Сложность обсуждения, язык обсуждения – зависит от цели. В книжных клубах всегда две составляющие –  эмоциональная и интеллектуальная, и мы должны понимать, на что делать акцент.

Можно поступить по принципу «шляп мышления Де Боно». К примеру, сначала обсуждаем эмоции, потом мысли, потом идеи. Люди будут знать, что вы подойдете с разных сторон.

У вас может быть разный уровень подготовки, начитанности участников. Поэтому важно ввести правило, что необязательно соответствовать какой-то планке, если вы не делаете специальный процесс отбора. Но принимайте идеи и мысли людей. Очень здорово, если по итогам появляется дополнительный список – книг или фильмов.

Обязательно использовать «я-высказывание» как формат. Мы видим разное, поэтому важны не догматичные утверждения («это так»), а формат «Я вижу это так». Не постулат, а личный взгляд. С этим трудно спорить, да и не нужно, это позволяет избежать конфликта, а главное – лучше узнать друг друга и в итоге из этого рождается «мы». Быть внимательным к человеку, его особенностям – очень важно. Как и то, что обсуждение в безопасном комфортном пространстве создает «круг доверия», сплачивает команду и насыщает каждого.

Книжные клубы – отличный формат для решения большого числа задач, налаживания кросс-функциональных связей, развития и поддержки благополучия его участников. Надеюсь, что он будет набирать популярность и при правильном подходе даст компаниям большой эффект.

В основу статьи легла встреча с одним из экспертов в области модерации книжных клубов Марией Климовой, прошедшая в рамках моего подкаста «Happy@Work».

Читайте также:

Смотреть комментарии