HR-менеджмент78542

Как бизнес-поездки влияют на корпоративный бренд компании: 4 вывода

Могут ли деловые поездки быть драйвером развития бизнеса и сотрудников? Анализ ключевых тезисов глобального исследования и опыт компании, где путешествия – часть корпоративной культуры. 

Недавно American Express и American Express Global Business Travel опубликовали исследование, в котором отмечается, что деловые поездки влияют на корпоративный бренд компании, а также на профессионализм, вовлеченность и культурное развитие сотрудников. Давайте проанализируем четыре ключевых тезиса исследования, чтобы выяснить, действительно ли корпоративные путешествия могут менять компании и сотрудников.

Пандемия негативно повлияла на бизнес-тревел — кажется, это обсудили уже все. Из исследования Международной ассоциации делового туризма (GBTA) следует, что объем глобального рынка корпоративных путешествий в 2020 году снизился на 52% по сравнению с 2019 годом. Но в России ситуация иная.

По данным компании «Авиасейлс для бизнеса», российский рынок бизнес-тревела в целом снизился на 30-35% в 2020 году. В среднем наш рынок восстанавливается быстрее иностранных, так как подавляющее число поездок проходит внутри страны.

Компании, бизнес которых предполагает частые командировки, из-за снижения количества путешествий понесли потери. Условно их можно разделить на две части:

С первым блоком все более или менее ясно, но что насчет второго?

Встречи в Zoom — наша реальность, хотя утверждать, что они полностью заменяют живое общение не возьмусь. Для реальных встреч у нас три офиса: в Москве, Санкт-Петербурге и на Пхукете. И несмотря на введенную в прошлом году политику remote first, все офисы открыты. Нам важно иметь возможность встретиться и поговорить друг с другом, пусть и не так часто, как раньше.

Изначально у каждого офиса существовала своя, достаточно условная специализация: мобильная разработка в Питере, маркетинг и реклама в Москве и штаб-квартира на Пхукете. Со временем это разделение размылось, и практика сложилась таким образом, что сотрудники передвигаются между офисами и по рабочим задачам, и просто чтобы «погостить». Поэтому для нас корпоративные путешествия — часть культуры компании. Только с уменьшением количества таких поездок мы убедились, что путешествия могут быть драйвером развития, а их отсутствие — упущенной возможностью и для компании, и для сотрудников.

Мы уверены: деловые поездки влияют на корпоративный бренд компании, а также на профессионализм, вовлеченность и культурное развитие сотрудников.

1. Деловые поездки расширяют кругозор 

По результатам исследования American Express и American Express Global Business Travel, ЛПР (88%) и деловые путешественники (88%) согласны с тем, что командировки расширяют кругозор.

Здесь непременно нужно ввести понятие bleasure-поездок (от англ. business и pleasure) — совмещение отдыха и работы или «корпоративный отпуск». Такой отпуск обычно берут в продолжение командировки — ее можно продлить на несколько дней и попытаться восстановиться после служебных задач. Еще к bleasure-поездкам относятся командировки вместе с партнерами или детьми сотрудника, тимбилдинги и встречи по работе во время отпуска. Даже bleasure-поездка по маршруту Москва-СПб может способствовать расширению кругозора, если сотрудник проведет пару дней в Эрмитаже. Но, конечно, смена города в контексте расширения кругозора не идет в сравнение со сменой страны. 

Скорее всего именно работа в другой стране (пусть и временная — политика remote first позволяет менять локации хоть каждый месяц) может стать причиной культурного роста. Сотрудник знакомится с новым для себя образом жизни, мысли, работы. Zoom-созвоны с иностранными коллегами не позволяют добиться такого эффекта, потому что тебя точно что-то будет отвлекать: уведомления из соцсетей, почта, дети… Погружение в новую культуру развивает креативность и помогает посмотреть под другим углом даже на рутинные задачи. 

Моя коллега, руководитель отдела по развитию бизнеса, до пандемии часто ездила в командировки: в 2019 году совершила 40 перелетов и провела в воздухе примерно 130 часов. В основном это были поездки на конференции в разные города Европы и США. Обидно было бы не иметь возможности посмотреть новые города и страны, проведя все время в конференц-зале. В такой ситуации приходит на выручку корпоративная политика нашей компании: она позволяет взять обратный билет из командировки на несколько дней позже, растянув поездку. 

2. Командировки способствуют профессиональному развитию 

По данным исследования, 85% опрошенных деловых путешественников говорят, что командировки играют ценную роль в их профессиональном развитии: помогают им лучше справляться с работой и обеспечивают им большее удовлетворение от ее результатов. 90% опрошенных ЛПР согласны с тем, что деловые поездки способствуют профессиональному росту сотрудников.

Любая командировка требует концентрации и предполагает высокий уровень подготовки, а заграничная поездка особенно, ведь она стоит компании дороже. Обычно, когда сотрудник готовится к такой поездке, он контактирует не только с коллегами из своего отдела, но и из смежных, решает непривычные задачи — его зона ответственности расширяется. Так сотрудник прокачивает свои лидерские качества и растет как профессионал. Особенно ценны командировки для сейлзов — перед заключением сделки на крупную сумму зачастую важно увидеться с партнером вживую, и построить доверительные отношения.

Сотрудники нашего рекламного отдела путешествуют часто. Из недавнего — поездка на конференцию в Дубай. Менеджер по продажам рекламы ехала туда за нетворкингом — новыми знакомствами и возобновлением старых связей. Пришлось пару недель потратить на проработку кейсов, изучение партнеров и вообще вспомнить, как это — общаться вживую. Эту командировку можно считать успешной: затраты на нее окупились рекламными контрактами, а сотрудник прокачался профессионально и вдохновился как минимум на следующие полгода.

3. Бизнес-поездки повышают вовлеченность 

В исследовании утверждается, что 87% ЛПР считают деловые поездки способом активизировать вовлеченность сотрудников.

Вопрос о любви к путешествиям hr-специалисты задают на первом этапе собеседования в нашей компании, а путешественникам-рекордсменам сразу делают оффер (на самом деле, нет). Но подавляющее большинство сотрудников компании правда любят путешествовать и даже ставят рекорды. Политика remote first только способствует этому — многие стали настоящими digital nomads (англ. цифровые кочевники — люди, которые работают удаленно и ведут мобильный образ жизни).

Поэтому, если сотруднику нужно ехать в командировку, для него это захватывающее приключение, а не повинность. Командировки дают возможность не только развиваться профессионально, но и закрывают внутреннюю потребность в путешествиях. Выходит, что компания вкладывается не только в профессиональное развитие команды, но и в личное. Это активизирует вовлеченность сотрудника

4. Деловые путешествия не привлекают, но удерживают

Согласно исследованию, ЛПР в подавляющем большинстве согласились с тем, что деловые поездки важны для привлечения (84%) и удержания (83%) лучших талантов.

Сейчас в IT-секторе в стандартный пакет бонусов входят ДМС, компенсации занятий спортом, изучения английского языка и профессионального обучения, и участия в конференциях (которые зачастую подразумевают командировки). Например, разработчики нашей компании ездили на Google I/O и WWDC (Worldwide Developers Conference, «Всемирная конференция разработчиков»). Это не только важнейшие профессиональные конференции, но и возможность для сотрудников побывать там, куда всегда хотелось. 

При этом bleasure-поездки в IT-секторе рассматривают уже как само собой разумеющееся — такая опция работает не на привлечение, а, скорее, на удержание сотрудников.

Резюме

Когда количество деловых поездок уменьшается, бизнесы сталкиваются не только с финансовыми потерями, но и с мотивационными. Сотрудники недополучают важный опыт, влияющий на принятие решений. Этот вывод не значит, что компаниям непременно нужно сформировать потребность в командировке и отправить сотрудника в поездку.

На рынке есть множество компаний, у которых нет нужды в таких путешествиях — потребность зависит от типа бизнеса, его экономики, корпоративной культуры. Но если ваши сотрудники часто ездят в командировки, стоит рассматривать такие поездки не только как способ заключения сделок, но и как работающий hr-инструмент.

Читайте также:

Смотреть комментарии