HR-менеджмент117816

Бренд работодателя в гибридном формате: тренды и точки роста

Как развивать HR-бренд во времена, когда сотрудники переведены на полу-удаленку? Комментарии директоров по персоналу об улучшении имиджа работодателя на рынке труда.

Все больше компаний переводят сотрудников на гибридный формат работы, а значит, HR-менеджерам предстоит пересмотреть стратегию функции и адаптировать процессы под «полу-удаленку». Как развивать бренд работодателя в новых реалиях и почему надо действовать незамедлительно, на что обратить внимание при формировании ценностного предложения и какие инструменты использовать? Попробуем ответить на эти вопросы, вместе с отраслевыми экспертами из крупных российских компаний.

Три веских причины развивать бренд работодателя в 2021 году

Начнем с очевидного – почему именно в 2021 году, в довольно непростое в финансовом и моральном отношении время, важно развивать бренд работодателя. Причин тому несколько:

  1. Растущая конкуренция за кадры. В век автоматизации конкуренция за квалифицированные кадры будет только усиливаться. По оценкам Boston Consulting Group, в ближайшие 5-10 лет произойдет «поляризация квалификаций»: востребованными будут профессии высокой (врачи, инженеры, научные работники) и низкой (разнорабочие, продавцы, водители) квалификации.
  2. Гибкость и мобильность. Границы офисов стираются, а сотрудники все чаще выбирают удаленный или гибридный формат работы. Согласно недавним исследованиям Delloite, теперь компании не стремятся достичь баланса работы и личной жизни, а сделать сам рабочий процесс максимально комфортным, «бесшовным» для сотрудников. Так, например, Starbucks предлагает сотрудникам перевод в ближайшую кофейню, если дорога до работы занимает более часа.
  3. Миллениалы и зумеры уделяют бренду работодателя повышенное внимание. Соискатели в большей степени опираются на нематериальные показатели (корпоративная культура, уровень задач, «плюшки» в офисе), нежели на прямой стимул в виде зарплат и премий.

Елена Понаскова, директор по персоналу ABBYY:

Команда ABBYY активно развивается и становится глобальной: наши сотрудники работают уже в 14 странах по всему миру. С учетом такого роста мы планируем расширить стратегию продвижения бренда работодателя и в 2021 году. Россия по-прежнему остается одним из наших приоритетных рынков, ведь большая часть нашей продуктовой и технологической разработки находится именно здесь.

Несмотря на пандемию, битва за технические таланты усиливается, и помимо традиционных IT-компаний нашими конкурентами становятся работодатели из других отраслей. Мы стали фокусироваться на целевой для нас аудитории не только в городах, где есть наши офисы (в России это Москва и Новосибирск), но и по всей стране.

С точки зрения внутреннего бренда работодателя – мы стали уделять больше внимания комфортной и безопасной работе дистанционных сотрудников, а также тому, чтобы, несмотря на отсутствие личного общения, коллеги чувствовали себя частью команды.

Алена Ефремова, директор по персоналу Московского кредитного банка (МКБ):

Поддержание и развитие бренда работодателя – приоритет в работе HR-отдела. На первый план выходит задача по повышению уровня вовлеченности и удовлетворенности сотрудников, поскольку этот фактор имеет прямое влияние на эффективность работы.

Для себя мы выработали три вектора повышения уровня вовлеченности и удовлетворенности:

Вернемся к теории: 4 составляющих бренда работодателя

А теперь давайте вспомним, что такое бренд работодателя, из чего он состоит и какие задачи решает. Бренд работодателя – это комплексная стратегия, состоящая из активностей и коммуникаций, направленных на улучшение имиджа работодателя на рынке труда и дистанцирования его от основных конкурентов. Укрепляя HR-бренд, компания инвестирует в собственное устойчивое развитие, получает доступ к лучшим кандидатам на рынке труда и формирует лояльность у потенциальных соискателей и в профессиональных сообществах.

Базово бренд работодателя строится на четырех составляющих:

  1. Артефакты корпоративной культуры и официальные документы: видение, миссия, ценности, кадровая политика и устав компании.
  2. EVP (employee value proposition) или ценностное предложение. EVP описывает преимущества работы в компании и помогает кандидату ответить на вопросы, почему стоит прийти на работу именно к вам и почему стоит остаться надолго.
  3. Событийные и коммуникационные активности. Под этим подразумевается план коммуникаций с разными целевыми аудиториями (отдельно выстраивается стратегия под сообщество студентов, отдельно под операторов производств), тематические мероприятия (например, хакатоны, ярмарки вакансий, профессиональные праздники).
  4. Исследования. Исследования помогают оценить эффективность и целесообразность проделанной работы, наметить последующие шаги и точки роста.

Алена Ефремова, директор по персоналу Московского кредитного банка (МКБ):

Мы усилили направление нематериальной мотивации и разработали комплексную программу лояльности для работников банка «Лига МКБ». Также мы серьезно усиливаем направление медицинской и страховой заботы о персонале.

Елена Понаскова, директор по персоналу ABBYY:

Один из основных ресурсов привлечения молодых талантов в ABBYY – это две наши кафедры на базе Физтех-школы прикладной математики и информатики (ФПМИ) МФТИ. В прошлом году мы организовали всю промо-кампанию набора на кафедры и сам отбор в онлайн-формате. Нам удалось это сделать с отличными показателями как по количеству заинтересовавшихся в поступлении к нам студентов, так и качеству подготовки зачисленных к нам ребят.

Корпоративы также перешли в онлайн. На Новый год мы организовали мастер-классы и новогодний онлайн-квиз. Еще один приятный бонус – рождественский «адвент-бот», который на протяжении декабря каждый день рассылал коллегам различные задания, загадки, полезные статьи. В отсутствие вечеринок и праздничной атмосферы в офисе это несложное по механике решение помогло создать предновогоднее и предрождественское настроение сотням коллег по всему миру.

Три задачи, которые решает успешный бренд работодателя

Вопреки расхожему убеждению, брендом работодателя занимается не только департамент управления персоналом, но и ключевые стейкхолдеры компании, в том числе: собственники, топ-менеджмент, корпоративные спикеры и лидеры мнений. Благодаря их деятельности и присутствию создается уникальный образ, который привлекает «своих» кандидатов, людей, которым близки принципы, миссия и ценности компании. Успешный бренд работодателя позволяет решать следующие задачи компании:

  1. Оптимизация ресурсов на поиск и привлечение сотрудников. Грамотно выстроенная HR-стратегия компании позволит убить сразу трех зайцев одним выстрелом: время, стоимость сотрудника и затраты на привлечение кандидатов.
  2. Увеличение цикла жизни сотрудника в компании и снижение текучести персонала. Мотивированный и вовлеченный сотрудник не только будет продолжительное время работать в компании, но и принесет ощутимую пользу для бизнеса вне зависимости от должности и специфики деятельности.
  3. Стимулирование культуры амбассадоров. Пользовательский контент и сарафанное радио – два эффективных, но при этом сложных в управлении инструмента построения HR-бренда. Отзывы реальных людей вызывают больше доверия, чем крутые корпоративные ролики и мероприятия.

Елена Понаскова, директор по персоналу ABBYY:

В период нестабильности главной задачей для нас стало обеспечение регулярной и эффективной коммуникации внутри компании. Для нас критично, чтобы даже в гибридном формате работы коллеги понимали стратегию развития бизнеса и его тактические задачи, были на связи с руководителями и командой. Поэтому мы регулярно организуем видеовстречи с топ-менеджерами компании, где они делятся новостями и отвечают на вопросы сотрудников. Также мы создали специальный почтовый адрес – «горячую линию», куда коллеги могут обращаться со всеми вопросами касательно удаленной работы.

Также стали проводить образовательные сессии по организации эффективной дистанционной работы и тайм-менеджменту, вовлекая в эту активность сотрудников.

В онлайн перешла и неформальная часть корпоративной коммуникации: во внутренней соцсети была запущена группа, посвященная удаленной работе. Коллеги со всего мира делились советами и лайфхаками, выкладывали видео с тренировками, делились рецептами блюд, вместе решали логические задачи. Согласно внутреннему опросу, 73% сотрудников отметили, что онлайн-активности позволили им почувствовать себя частью глобальной команды ABBYY, а 75% коллег подтвердили, что внутренние коммуникации компании помогли им почувствовать себя увереннее и спокойнее в непростое для всех время.

Пять ключевых трендов развития бренда работодателя

Аргументов в пользу поддержки бренда работодателя в 2021 году более чем достаточно. Однако какой вектор развития выбрать и где искать точки роста в этом сложном процессе?

Мы выделили 5 ключевых трендов, которые помогут вам укрепить текущее присутствие компании и даже вывести ее на новый уровень. В зависимости от стратегических целей организации бренд работодателя может строиться на одном или нескольких направлениях, дополняющих и усиливающих друг друга.

1. Инклюзия и разнообразие

Неслучайно этот пункт первый, поскольку разнообразие и инклюзия уже давно на слуху у HR-сообщества, однако конкретные действия предпринимают единицы компаний. А ведь чем разнообразнее команда, как в плане экспертизы, так и в плане происхождения и жизненного опыта, тем больше шансов у компании преуспеть на высококонкурентных рынках, где требуется сочетание сразу нескольких качеств: скорости принятия решений, креативности и инновационности, гибкости и клиенториентированности.

2. Wellbeing и забота о сотрудниках

Про благосостояние сотрудников задумались все работодатели без исключения. Кризис и тотальный карантин заставил пересмотреть сложившиеся ценности и выделить главные: здоровье и благополучие. В этом году сотрудников ожидает не только пересмотр ДМС, но и более глубокие изменения – в том числе в политиках, уставах и самом подходе к работе.

Алена Ефремова, директор по персоналу Московского кредитного банка (МКБ):

В 2021 году фокус HR-направления сосредоточен на системе мотивации сотрудников, внедрении системы грейдов и адаптации к ней всех HR-процессов, программе лояльности «Лига МКБ», развитии реферальной программы, а также на построение системно управляемой корпоративной культуры.

Помимо этого, мы продолжим активно вовлекать сотрудников в благотворительные программы. Мы давно и продуктивно сотрудничаем с фондом «Арифметика добра». Радостно наблюдать, что даже сейчас, когда всем непросто, сотрудники продолжают активно участвовать в благотворительных акциях.

3. Диалог и персонализация

Обезличивание и универсализация в работе HR-специалистов, возможно, останется в сферах с массовым наймом, но в подавляющем большинстве компаний наблюдается смена парадигмы на открытую двустороннюю коммуникацию, в которой задействованы участники с обеих сторон «баррикад» – руководители с рекрутерами и соискатели с сотрудниками.

Внутренние коммуникации также повторяют этот тренд. Внедрение социальных сетей и мессенджеров помогает поддерживать связь и держать руку на пульсе. Кстати, отличным инструмент для «оживления» коммуникаций являются стикеры, мы активно используем их для визуализации корпоративных ценностей и «очеловечивания» топ-менеджеров.

Источник: портфолио агентства Brand Lovers, стикеры для реферальной программы компании СДЭК

4. Автоматизация

Автоматизация, цифровизация и роботизация – эти сложные слова последние годы муссируются СМИ, но кажутся таким далеким будущим. Тем не менее, многие инструменты уже внедрены и используются для продвижения бренда работодателя. Например, лендинги и чат-боты для коммуникации с соискателями и сотрудниками. В прошлом году в агентстве мы получили рекордное количество запросов по созданию многофункциональных чат-ботов, агрегирующих информацию из разных источников.

5. Сообщества сотрудников и амбассадоры

Создание сообществ сотрудников и алюмни (бывших сотрудников) все про тот же диалог и открытость, но также и про пользовательский контент, который генерируют сами сотрудники. Поощряя амбассадоров бренда, компания получает мощнейший инструмент продвижения корпоративной культуры вовне.

В заключение важно отметить, что построение бренда работодателя – сложный многоступенчатый процесс, требующий ресурсов и системного подхода. Новая реальность бросает экспертам по HR и коммуникациям вызов в форме адаптации к гибридному формату. Но не стоит забывать, что у нас был строгий, но сильный учитель – 2020 год, который перевернул с ног на голову все планы, стратегии и прогнозы. Поэтому, кажется, что этот вызов вполне может оказаться интересным приключением для тех, кто вовлечен и увлечен индустрией, отслеживает тренды и не боится экспериментов.

Также читайте:

Смотреть комментарии