MBA: Азия бьет Европу и Америку

В январе 2018 года газета Financial Times опубликовала ежегодный рейтинг мировых программ full-time MBA – Global MBA Ranking 2018. В него вошли программы 15 бизнес-школ из азиатского региона. Это рекордный показатель за всю историю существования рейтинга. В чем особенности MBA в Азии? Какие перспективы открываются перед выпускниками азиатских бизнес-школ? Об этом – в обзоре Executive.ru.

Школы-лидеры. Версия FT

В 2018 году лидером глобального рейтинга MBA-программ Financial Times стала американская Stanford Graduate School of Business, опередившая франко-сингапурскую INSEAD – лидера предыдущего года. На третьем месте расположилась школа Wharton. А безусловным лидером азиатской части рейтинга стала китайская CEIBS, занявшая восьмую позицию. Всего в рейтинг-2018 вошли семь школ из Китая, четыре из Индии, три из Сингапура и одна из Южной Кореи.

Подход, на основе которого FT ранжирует бизнес-школы, предполагает сравнение финансовых достижений выпускников программ MBA через три года с момента окончания обучения. За ориентир берется среднегодовая зарплата в долларах США, пересчитанная с учетом покупательной способности в разных странах, и приведение доходов менеджеров в разных отраслях к средневзвешенному показателю. Последнее исследование охватило 155 школ и 100 программ full-time MBA.

15 школ Азии в рейтинге Financial Times-2018

Азиатский рейтинг / Глобальный рейтинг

Бизнес-школа

Страна

Средняя зарплата через три года, $

Рост зарплаты за три года, %

1 / 8

CEIBS

Китай

162 858

168

2 / 14

HKUST Business School

Китай

158 119

112

3 / 18

NUS Business School

Сингапур

143 917

134

4 / 22

Nanyang Business School

Сингапур

132 288

125

5 / 28

Indian School of Business

Индия

148 974

164

6 / 31

Indian Institute of Management Ahmedabad

Индия

175 801

101

7 / 33

University of Hong Kong

Китай

128 245

121

8 / 34

Shanghai Jiao Tong University: Antai

Китай

121 635

182

9 / 35

Indian Institute of Management Bangalore

Индия

166 651

114

10 / 39

Renmin University of China School of Business

Китай

100 003

173

11 / 42

Fudan University School of Management

Китай

103 032

175

12 / 43

CUHK Business School

Китай

122 866

108

13 / 49

Singapore Management University: Lee Kong Chian

Сингапур

112 173

134

14 / 51

Sungkyunkwan University GSB

Южная Корея

113 701

93

15 /7 8

Indian Institute of Management Calcutta

Индия

139 244

117

Чем сильны азиатские школы

Успех «азиатов» неслучаен и вполне закономерен. Бизнес-образование в регионе активно развивается на фоне бурного роста экономики. И, несмотря на то, что эти учебные заведения еще достаточно молоды (например, китайская CEIBS была основана в Шанхае в 1994 году, а гонконгская HKUST – в 1991 году), интерес к ним проявляют как потенциальные слушатели, так и будущие работодатели. В Азию направлены огромные международные инвестиции, и бизнес активно поддерживает местные школы.

Популярность азиатских программ full-time MBA подтверждают и результаты исследования Applications Trends Survey Report, проведенного международной организацией Graduate Management Admissions Council (GMAC). Так, в Восточной и Юго-Восточной Азии рост заявок, поданных в 2017 году на двухлетние программы, составил 77%, и на 58% стало больше желающих пройти подобные однолетние программы. А количество заявок на двухлетние программы индийских школ увеличилось на 85%.

Качество образования в топовых вузах Азии сравнимо с Европой и США. При этом многие бизнес-школы поддерживаются государством: скажем, CEIBS была создана китайским правительством совместно с Евросоюзом. И благодаря этому стоимость обучения в странах Азии ниже. Вот лишь несколько примеров без учета расходов на проживание, питание и транспорт:

  • Годовая программа full-time MBA в Indian School of Business: $34,5 тыс.
  • Семнадцатимесячная программа в NUS Business School: S47, 1 тыс.
  • Восемнадцатимесячная программа в CEIBS: $62,6 тыс.

Для сравнения: по среднемировым меркам стоимость двенадцатимесячной программы full-time MBA, по сведениям FT, составляет $86 тыс. А десятимесячное обучение в сингапурском кампусе INSEAD стоит 82 тыс. евро.

Кроме того, во многих азиатских странах правительство выделяет стипендии и гранты для иностранных студентов. В CEIBS финансовую помощь, покрывающую от 40% до 100% стоимости программы MBA, получают более 70% слушателей, которые закончат учебу в 2019 году. Самые высокие шансы на стипендию в бизнес-школах Азии у кандидатов с обширным опытом работы, высокими результатами GMAT, хорошими рекомендациями, успешным вступительным интервью. Для иностранцев безусловное преимущество – знание китайского или другого азиатского языка.

Ряд европейских и американских университетов открывают в Азии филиалы, создают новые партнерства, позволяющие студентам получить здесь диплом западного образца. Особенно богаты совместными проектами сингапурские университеты. У NUS Business School есть двойные программы с французской HEC, английской London School of Economics and Political Science (LSE), американским университетом Yale. В самом Сингапуре расположены кампусы бизнес-школы Чикагского университета и той же французской INSEAD. И таких примеров становится все больше.

Другая отличительная особенность азиатских бизнес-программ – в их гибкости. В силу своей молодости школы Китая, Индии, Сингапура, Кореи более чутко реагируют на изменения в экономике, нежели их почтенные западные конкуренты. Они ценят западную методологию и перенимают специфику организации учебного процесса, сочетая с материалом, отражающим особенности ведения бизнеса в регионе.

Так, в 2017 году CEIBS усилила цифровую составляющую в своих программах, чтобы повысить конкурентоспособность своих выпускников. Ее слушатели посещают китайские предприятия, а также выполняют проекты, отвечающие текущим запросам компаний, многие из которых связаны с цифровой экономикой и актуальными рыночными трендами: Industry 4.0, IoT, VR и Big Data. «Цифровая революция в Китае изменила способ ведения бизнеса, поэтому мы должны изменить и наш подход к бизнес-обучению», – отмечает профессор Хуан Фернандес, заместитель декана и директор программ MBA в CEIBS.

Кому стоит ориентироваться на Восток

По данным Financial Times, свыше 90% среднестатистических выпускников бизнес-школ Азии находят новую работу или принимают предложения от работодателей в течение трех месяцев после получения диплома. И зарплаты их быстро растут. Так, с 2014 по 2017 год доход выпускников китайской Antai (Shanghai Jiao Tong University) вырос на 182%, а у выпускников Fudan University School of Management и CEIBS этот показатель составил 175% и 168% соответственно.

В HKUST Business School иностранцы составляют порядка 70% слушателей программ MBA, а в NUS Business School – 87%. Высока доля выходцев из разных регионов мира в других школах, участвующих в рейтинге FT. Кому может быть интересно обучение в Азии? В первую очередь, тем, кто планирует в дальнейшем искать работу в одной из стран региона или работать с азиатскими рынками. Так, по статистике CEIBS, около 78% ее иностранных выпускников в 2017 году остались работать в АТР. И это закономерно. В период обучения у слушателей школы есть возможность пройти стажировку в китайских и международных компаниях. Лекции и практические занятия здесь проводят не только профессора с мировым именем, но и топ-менеджеры, консультанты крупных бизнес-организаций. Это дает опыт и более глубокое понимание регионального рынка, позволяет установить полезные деловые контакты, познакомиться с особенностями китайского менталитета и культуры ведения бизнеса.

В самых крупных азиатских школах – таких, как шанхайская CEIBS, гонконгская HKUST, сингапурская NUS Business School, – есть программы на английском языке. Так что, если вы не владеете китайским или языком другой страны, это не станет препятствием.

По материалам: ft.com, topmba.com, gmac.com

Фото: instagram.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Василий Калюжный, Владимир Токарев
Василий Калюжный +208 Василий Калюжный Генеральный директор, Москва

Это конечно все замечательно, но... рейтинг рейтингу рознь(Вы правильно отметили, мировой и азиатский).Конечно, финансовые возможности жителей Поднебесной в мировом масштабе впечатляют, ведь только на приобретение зарубежной недвижимости, жители Китая потратили в 2017 году более 40 миллиардов долларов!!! и это несмотря на те ограничения, которые ужесточили власти КНР на вывод денежных средств граждан за границу в рамках борьбы с оттоком капитала.Все зависит от того, где собирается в будущем жить и работать обладатель MBA.Если в Китае, странах Юго-Восточной Азии, то да, подобный выбор одной из азиатских школ MBA более чем очевиден.А вот если в странах Западной Европы, США, где и приобретается ежегодно для себя и своих близких жителям Поднебесной недвижимость на десятки миллиардов долларов, то в данном случае говорить об успешности личного продвижения и роста как наемного менеджера(в любой категории, что middle, что top), говорить можно только весьма и весьма опосредованно, ну разве что за исключением self made или каких-то направлений личного или семейного бизнеса.Слишком уж ревностное и избирательное отношение к обладателям степени MBA в разных странах мира, по примеру свой-чужой.

Генеральный директор, Нижний Новгород

Тема мне кажется очень интересной. Но меня интересует особый аспект этой темы, так как в публикации мне показалось главное внимание - на то, какие деньги получаются в результате (у выпускников и БШ).

Я обращусь к другому аспекту - качеству образования (а не рейтингов). Предполагаю (поскольку информации про Китай у меня нет), что само качество образования российских БШ нисколько не хуже БШ из Китая. Другое дело, что финансовые показатели БШ (как бизнеса) из России, насколько я понял, гораздо скромнее.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Москвичи смогут бесплатно обучиться востребованным направлениям на ВДНХ

Уже доступны занятия по направлениям: информационные технологии, маркетинг, автомобильный сервис и дизайн.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ обсудили тренды геоаналитики и применение ИИ

Более 50 специалистов обсудили использование инструментов геоинформатики и искусственного интеллекта для развития бизнеса.

Преподаватели ВШБ НИУ ВШЭ попали в число победителей конкурса лучших научных работ

В номинациях по секции «Менеджмент» победителями стали сразу три работы преподавателей Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

Студенты ВШБ НИУ ВШЭ представили проекты для крупного бизнеса

Студенты работали как на данных, предоставленных компанией, так и проводили собственные количественные и качественные исследования.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы лучшие ESG-проекты России

В конкурсном отборе принимали участие более 600 претендентов.

Половина россиян остаются работать в компании по итогам стажировки

Чаще всего после стажировки молодые специалисты остаются работать в сферах транспорта, логистики и доставки, медицине и IT-сфере.

Больше половины россиян готовы переехать ради работы

Больше всего склонны к перемещениям молодые люди в возрасте 25-34 лет.