Почему сегодня управление компанией равносильно выходу в космос

Развитие искусственного интеллекта, постоянно растущие массивы данных, появление роботов и самоуправляемых механизмов – все это требует от руководителей гибкости и адаптации к новым условиям, умения отслеживать тренды и интерпретировать информацию для стратегического развития компаний. О том, каким должен быть лидер в цифровую эпоху, Executive.ru побеседовал с профессором Барбарой Штёттингер, деканом бизнес-школы Венского университета экономики и бизнеса – WU Executive Academy.

Перспективы – в гибкости

Executive.ru: Что делать лидеру, который вдруг понимает, что мир меняется стремительными темпами и эпоха привычных методов работы уходит?

Барбара Штёттингер: Действительно, многие стратегии, результативные в прошлом, уже неэффективны. И мы не знаем, какие новые подходы на самом деле приведут к успеху в будущем. Поэтому важно понимать разницу между краткосрочными трендами и теми, что будут иметь долгосрочные последствия.

Как этого добиться? Очень важно видеть новые тенденции и расширять личный инструментарий, который позволяет управлять командой, строить эффективные коммуникации и разрабатывать стратегии. В конечном итоге, результат зависит от индивидуальных качеств и компетенций лидера – насколько он силен и устойчив, чтобы вести за собой людей в изменчивом мире.

Безусловно, очень важно планирование. Но не менее важна гибкость в реализации принятых планов, возможность их корректировать и применять альтернативные сценарии в непредвиденных ситуациях. И еще важно прислушиваться к мнению молодого поколения, которое лучше адаптировано к быстрым переменам, и интегрировать его опыт с собственным. Именно такая гибкость, на мой взгляд, в будущем станет очень важным фактором бизнес-успеха.

Executive.ru: Каких главных качеств требует от лидера изменчивая цифровая эпоха?

Б.Ш.: Мы говорим о них в программе «Пионеры XXI века – новый тип лидерства», которая недавно разработана WU Executive Academy. Для иллюстрации задач, которые приходится сегодня решать руководителям, мы используем образ человека, летящего на Луну и управляющего космическим кораблем. Эта метафора неслучайна: для управления бизнесом в условиях неопределенности требуются такие же качества, как и от капитана космического судна, который высаживается на другой планете. Это мужество, открытость, устойчивость, самодисциплина, умение быстро анализировать ситуацию и фокусироваться на главном, то есть умение положиться на собственные силы и практический опыт. У такого лидера в руках должны уже быть все инструменты для того, чтобы сделать следующий шаг.

Грани лидерства

Executive.ru: Ошибки лидеров дорого стоят. Почему их допускают даже опытные талантливые управленцы?

Б.Ш.: Мой коллега профессор Гюнтер Шталь много лет изучает так называемое «темное лидерство». Он проанализировал путь руководителей, которые смогли достичь по-настоящему высоких карьерных позиций, но в какой-то момент ступили на скользкий путь, стали управлять компанией с меньшей долей ответственности, закрывая глаза на мошенничество и халатность, и это имело негативные последствия для бизнеса. При этом, если мы возьмем систему в целом, то один человек не является источником зла. Скорее речь идет о том, что сама система влияет на то, что дела ведутся некорректно и стимулирует эти процессы. Но фигура лидера, в свою очередь, определяет характер системы.

Именно поэтому, когда люди приходят к власти, очень важно не отрываться от реальности, сохранять приверженность этическим принципам. Системы более устойчивы, если в органах управления представлены люди разных культур, мужчины и женщины, обладающие разными точками зрения. Все это может повлиять на развитие лидера как такового. Чем больше он будет подготовлен к различного рода изменениям, тем лучше будет для компании в целом.

Executive.ru: Современные технологические бизнесы часто выстроены по горизонтальной управленческой модели. Как проявляется лидерство в компаниях, где отсутствует иерархия?

Б.Ш.: На мой взгляд, нет ничего плохого в том, что в компании будет несколько лидеров. Не бывает одного стиля и формы лидерства. Очень многое зависит от ситуации и отрасли. Например, бывают структуры с неформальным лидерством.

Структуры, организованные по жестко вертикальному принципу, как это было в прошлом, уже неэффективны. Они слишком медлительны и плохо адаптируются к быстрым изменениям. Именно поэтому каждому лидеру необходимо развивать гибкость.

Чему учат лидеров в WU

Executive.ru: Как описанные тренды отражаются в программах МВА, которые предлагает WU?

Б.Ш.: В них есть гибкие модули, которые мы называем LABs, то есть лаборатории. При разработке таких модулей мы обычно спрашиваем слушателей, с какими вопросами они встречаются в своей профессиональной среде, и о чем они хотели бы больше узнать. Мы собираем их идеи, смотрим, что можно включить в расписание на регулярной основе, и от года к году меняем эти части программ MBA. А среди преподавателей, с которым слушатели встречаются в рамках каждого модуля, не только представители нашей бизнес-школы, но и топ-менеджеры компаний, которые делятся собственным практическим опытом ведения бизнеса.

Например, в программу Global Executive MBA мы добавили один модуль, который посвящен вопросам международного бизнеса. Его содержание меняется в зависимости от ситуации и тех вопросов, которые актуальны в настоящий момент.

Важно также отметить, что поступив на программы MBA, наши слушатели встречают экспертов, которые могут объективно оценивать применимость той или иной концепции лидерства для конкретного случая и ситуации.

Executive.ru: Какие новые программы предложила WU Executive Academy в 2017 году? В чем их новизна?

Б.Ш.: Это программа «Пионеры 21 века – новый тип лидерства» (Pioneers of the 21st Century – A New Kind of Leadership), которую я уже упоминала. Она адресована руководителям, которые не готовы пройти полный курс ЕMBA, но хотели бы получить знания по лидерству. Ее основная задача – подготовить лидеров к будущим изменениям. Она включает три основных направления, которые развивают качества, позволяющие вести организацию за собой: стратегическое лидерство, управление командами с различными рабочими стилями и участниками разного возраста, а также управление личной эффективностью.

Для того чтобы выстоять как личность, лидеру необходимо мобилизовать всю свою внутреннюю силу, задействовать все навыки и компетенции. Мы работаем над тем, как справляться со стрессом, как сохранять психологическую и физическую устойчивость. В рамках программы мы также говорим о современных техниках управления, таких как Agile, и о том, как преодолевать периоды кардинальных перемен. Уделяем внимание предпринимательству, инновациям, опыту небольших стартапов, которому стоит поучиться большим компаниям.

Вторая программа – Data Science – наш ответ на тренд, связанный с большими данными и искусственным интеллектом. Вслед за растущим объемом данных о рынках растет потребность в специалистах, способных так фильтровать и интерпретировать информацию, чтобы появлялась возможность использовать ее в стратегических целях и для решения различных текущих бизнес-вопросов. И мы верим, что необходимость в таких специалистах будет только расти, так как они является своего рода мостиком между представителями IT и маркетинга.

В рамках этой программы мы стараемся предоставлять слушателям базовые навыки аналитики данных, но всегда в контексте какого-то конкретного вопроса. Мы начинаем обучение не с какой-то программы, а с бизнес-вызова, на который мы ищем ответ, и анализируем, как в этом может помочь работа с данными, использование аналитических инструментов, инструментов моделирования и т.д. Мы даем методики презентации данных – результатов проведенного анализа.

Executive.ru: В WU есть студенты со всего мира – из Китая, Индии, Евросоюза, постсоветских стран. Ощущается ли различие в понимание лидерства между ними?

Б.Ш.: Да. Культурно-национальный фактор по-прежнему очень силен. Даже если у вас есть многолетний опыт в бизнесе, принадлежность к определенной культуре может оказывать свое влияние на ваше понимание взаимоотношений с людьми. И соответственно, если у вас нет опыта социализации в другой культуре, то вам будет крайне сложно понять особенности взаимодействия с ее представителями. Мы стремимся нашим слушателям в этом помочь. Поэтому в обычном MBA-классе у нас собраны люди 15-20 национальностей. Это осознанная стратегия.

Наряду с разными культурами, есть также разные лидерские стили. Личный опыт участников программ, которые представляют не только разные страны, но и отрасли, сферы бизнеса, дает увидеть и эти различия. В учебном формате они взаимодействуют с людьми, разделяющими другие точки зрения на управление, оценивают и обсуждают разные стили лидерства – и в итоге учатся многому у коллег за очень короткое время.

Узнать больше о коротких программах для лидеров вы можете на сайте WU Executive Academy

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Стремительное развитие цифровых технологий создает новые возможности и риски на рынках. Что делать? "Учиться, учиться и учиться", как завещал В.Ленин. Без знаний сейчас никуда. Замены знаниям нет.

Директор по качеству , Калуга

Какая-то грустная "тётенька"-декан....

Партнер, Красноярск

Замены нет, это точно. Причём не только "в век цифровых технологий", а всегда. Но, блин, после таких интервью на МВА и сам не пойдёшь, и других отговаривать будешь. Общие места, клише, кейсы вместо системных знаний. Бред...

Директор по развитию, Краснодар

Лунная походка, удалась только, у Майкла Джексона. Секреты перемещения на луне утеряны. Пора снимать короны, как кровь хлынет в мозг, принеся кислород и питательные вещества, так сразу у всех все наладится, я Вас уверяю. Касаемо учебы это да, да и урок простой: Собрался бизнесменить сними к корону, иди к ПРОДАЖНИКУ, ПРОСИ ПОМОЩИ. ВАС НЕ ВЫРУЧАТ-строители, мотажники, слесари, парикмахеры, водители, депутаты, госструктуры, жулики, дворники, таксисты, уборщики, инженеры, ученые с тремя степенями, компьюторщики, системотехники, друзья детства, сапожники, почтальены, студенты, летчики, стюардессы, языкатые ребята, программы, соискатели прошедшие ГРАМОТНОЕ собеседование. Только продажнику подвластно выручить, или организовать и обучить вышеперечисленных. Бог торговли сопутствует ПРОДАВЦАМ, а не скомарохам, всем остальным, у них свои покровители. Да руковолителям таких театров стоит задуматься, не заняли ли они место Бога торговли, меняя устойчивые правила на свои. Кто так поступил "Глупцы", сейчас в кризис можно увидеть воочию, кто же Бога торговли подсидел. А кто не стал покушаться. Наблюдайте, вот Вам уроки, ответы.

Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск
Сергей Чернявский, что сейчас курят в Краснодаре?

Управляющий директор, Казань

Со временем глядя на наше образование начиная от высшего и заканчивая МБА я все больше согласен с фразой - " Никогда не получайте второе высшее образование , это такое же фуфло , как и первое."

Очень много воды , педагоги которые не имеют практики или что еще страшнее имеют псевдо практику 1-2 года на посту + пару прочитанных книг, а эффект от них нулевой ( очень похоже - HR менеджер 25-30 лет , у которого часто гонору больше чем практической пользы)

Я понимаю что дефицит кадров коснулся всех сферы, но за частую педагоги набраны по принципу лишь бы заткнуть течь.

На мой взгляд практический полюс от МБА только один это наладить связи с такими же "студентами"

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Москвичи смогут бесплатно обучиться востребованным направлениям на ВДНХ

Уже доступны занятия по направлениям: информационные технологии, маркетинг, автомобильный сервис и дизайн.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ обсудили тренды геоаналитики и применение ИИ

Более 50 специалистов обсудили использование инструментов геоинформатики и искусственного интеллекта для развития бизнеса.

Преподаватели ВШБ НИУ ВШЭ попали в число победителей конкурса лучших научных работ

В номинациях по секции «Менеджмент» победителями стали сразу три работы преподавателей Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

Студенты ВШБ НИУ ВШЭ представили проекты для крупного бизнеса

Студенты работали как на данных, предоставленных компанией, так и проводили собственные количественные и качественные исследования.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы лучшие ESG-проекты России

В конкурсном отборе принимали участие более 600 претендентов.

Половина россиян остаются работать в компании по итогам стажировки

Чаще всего после стажировки молодые специалисты остаются работать в сферах транспорта, логистики и доставки, медицине и IT-сфере.

Больше половины россиян готовы переехать ради работы

Больше всего склонны к перемещениям молодые люди в возрасте 25-34 лет.