Найти или вырастить? Как готовить будущих топ-менеджеров

Что лучше — брать на работу готовых лидеров, переманивая их у конкурентов и затачивая под себя, или вкладывать ресурсы в обучение и карьерный рост своих сотрудников? Мы делаем ставку на своих. Объясняю почему.

«Карьерный лифт» и кадровый резерв

В компанию Askona я пришел в 2001 году на должность менеджера по внешнеэкономической деятельности. Понятия «карьерный лифт» тогда еще не было, но у нас начинала формироваться именно такая корпоративная культура — с фокусом на поддержку инициативы и рост молодых специалистов. Подход к развитию сотрудников не должен быть формальным — в этом мы твердо уверены до сих пор. «Карьерный лифт» должен исправно работать, и прямая задача департамента персонала — создать внутренний кадровый резерв. Это системная, многоуровневая работа.

Первая задача тут — понять, кто из руководителей способен на большее, на кого в перспективе можно возложить ответственность, кому добавить полномочий. Компании имеет смысл инвестировать в развитие только тех людей, на которых реально можно делать ставку. Горящих глаз тут недостаточно: судить нужно по реальным действиям и результатам, по тому, готовы ли они брать на себя инициативу и ответственность.

Как их найти? Для этого у нас есть четкие механизмы, программы обучения и развития менеджеров всех уровней. Это и программа наставничества внутри команды, и обучающие курсы для директоров салонов и линейного менеджмента, и многое другое.

Фестиваль идей и школы для лидеров

Отлично зарекомендовал себя наш проект Idea-fest, который помогает молодым талантливым сотрудникам проявить себя. На внутренний фестиваль-конкурс бизнес-идей (не важно: внутренних проектов в компании или личных стартапов) в этом году поступило 225 заявок от сотрудников всех подразделений.

Первый этап отбора – видеоинтервью. Каждый участник должен был в короткий срок снять пятиминутный видеоролик, ответив в нем на семь вопросов об уникальности идеи, целевой аудитории проекта, бюджете и окупаемости. Ролики показали мотивацию участников, способность структурировать информацию и digital-навыки.

Авторы 24 самых интересных проектов презентовали их топ-менеджменту. Здесь уже все по-взрослому: бизнес-план, каверзные вопросы «экзаменаторов», которых нужно было «заразить» идеей.

В итоге выбрали 10 идей, которые решили внедрять в компании. Более того, заниматься этим будут именно авторы под патронажем топ-менеджеров. Вот настоящий «карьерный лифт» в действии, причем скоростной. В конкурсе может принять участие любой сотрудник, даже если он устроился на работу вчера. Есть идея — заяви о ней, «продай ее» руководству и внедряй.

Например, Мария Зазуляк предложила открыть внутреннюю типографию PickWick Studio. Благодаря ей наши клиенты обеспечены качественной полиграфией в максимально короткие сроки. PickWick Studio удалось совместить несовместимое: качество, скорость и бюджетность полиграфии благодаря оборудованию с шестью печатными секциями. Стартовал и успешно работает проект Ефима Ульева «Добробургер» ─ мобильный фудтрак, который может перемещаться и работать в тех местах, где это востребовано. Анна Коломоец придумала выпускать красивый и стильный мерч ─ запустили, продаем, дарим партнерам.

В активной стадии запуска сейчас еще несколько проектов – «Добромаркет» Никиты Шимона, спортивно-стрелковый комплекс Владислава Гунина и другие. 

Школа управления для линейных руководителей

В компании работает школа управления для линейных руководителей и управленцев среднего звена розничного направления. Сотрудники прокачивают лидерские качества и навыки тайм-менеджмента, учатся эффективно управлять персоналом и проводить совещания.

Школа включает в себя три уровня подготовки – Школа директоров, Школа подготовки управляющих и Академия управления для руководителей федеральных регионов. Каждый уровень делится на четыре блока.

  1. «Прививка бренда» ─ глубокое погружение в компанию, ассортиментную матрицу, философию.
  2. «Бизнес-процессы» ─ знакомство с внутренней кухней, законами продаж на уровне торговых точек, регионов и округов.
  3. «Я и моя команда» ─ с упором на работу с командой, умение замотивировать ее на результат.
  4. «Управление эффективностью» ─ про то, как управлять результатами, делать прогнозы, мыслить стратегически.

По результатам подготовки в Школе директоров было назначено и успешно работает более 70% сотрудников, попавших в резерв. Да и рост прибыли, и темпы развития нашей компании тоже говорят сами за себя.

Образовательная программа для высшего звена

Для опытных руководителей высшего звена имеется специальная образовательная программа с регулярными тренингами по управлению проектами и командой, стратегическому мышлению. В 2018 году 100 линейных руководителей и топ-менеджеров участвовали в бизнес-игре «VUCA-мир» (Volatility — изменчивость, Uncertainty — неопределенность, Complexity — сложность, Ambiguity — неясность, двусмысленность). На двухдневном тренинге участники приобрели навыки управления изменениями и принятия решений в быстро меняющемся мире.

В 2019 году руководители федеральных округов и их преемники прошли обучение по программе «Стратегическое мышление», где они вспомнили инструменты, полученные в бизнес-игре «VUCA-мир» и приобрели новые навыки. В итоге на их основе каждый руководитель разработал и защитил идею проекта по повышению эффективности своего региона. Мы ждем первых результатов этих проектов в ближайшее время. Уверен, что они будут впечатляющими.  

Баланс между преемственностью и развитием

Впрочем, только внутренних программ развития компетенций недостаточно: есть риск воспитать «продукт одной компании». Поэтому мы приветствуем и поддерживаем желание сотрудников проходить внешнее обучение. Мы организовываем руководителям стажировки в других успешных компаниях для изучения и внедрения лучших практик, направляем перспективных специалистов в школу управления «Сколково» на программы MBA. Сейчас там учится десять наших менеджеров.

Руководители высшего и среднего звена регулярно проходят стажировки в крупных успешных бизнесах. Например, цели стажировки в компании 4FRESH ─ обмен опытом и совместное решение кейсов, обсуждение актуальных инструментов работы и возможного партнерства.

В 2019 году наша команда побывала в центре самой масштабной организационной трансформации в России ─ в Sbergile. Топ-менеджеры увидели, как организована работа в трайбах, как команды работают над продуктами. Это очень ценный опыт.

Предприниматели лучше всего учатся у предпринимателей, поэтому в ноябре Владимир Корчагов, вице-президент по розничному бизнесу, выступал в роли ментора в менторской гостиной на интенсиве по стратегии Atlanty City-2019.

Принцип непрерывного образования очень важен. Карьерная гонка требует постоянного повышения собственной планки, новых hard skills, с которыми раньше не сталкивался. Это в равной степени относится к менеджерам всех уровней. Не важно, управляешь ты отделом или региональным филиалом, некомпетентность в чем-либо создает дисбаланс и становится реальным ограничением в карьере.

Одна из прямых функций кадрового департамента — системно управлять талантами и «карьерными лифтами». Однако лично я жду от всех руководителей среднего и высшего звена того же на своем уровне. Для этого у нас есть программа: руководители прокачивают свою команду как тренеры и готовят себе плановую смену. Процесс долгий — лет пять, но это того стоит: 100% подшефных находят себя потом на более высоких позициях в компании. Прямое наставничество реально работает.

Самый яркий пример подготовки преемников – это я, Александр Маненок, и вице-президент по розничному бизнесу Владимир Корчагов. Мы пришли в компанию сразу со студенческой скамьи, а сегодня – топ-менеджеры. Пора готовить следующую смену, поэтому мы планируем реализовать ряд проектов, которые позволят найти и вырастить новых звезд.

В кадровом подходе важен баланс между преемственностью с развитием собственной команды и готовностью укреплять ее, если потребуется, специалистами извне. С одной стороны, растить своих — это стратегия успеха, стабильность компании сегодня и рост в будущем. С другой стороны, быстрый темп развития бизнеса не всегда позволяет закрыть все потребности внутренними кадровыми ресурсами. Бывают ситуации, когда по тем или иным причинам «свои не добежали» и нужны готовые руководители «с рынка», которые подхватят на лету и поведут команду вперед. Например, если необходимо прямо сейчас развивать новое направление бизнеса или выходить на новый рынок. Тогда приход в бизнес эффективного опытного управленца из другой компании или даже отрасли полностью оправдан.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Александр Новиков
Аналитик, Брянск

Идеальное внутрикорпоративное мироустройство. Вашей компании очень повезло с командой, правильно определивший изначальные стратегические предпосылки. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Москвичи смогут бесплатно обучиться востребованным направлениям на ВДНХ

Уже доступны занятия по направлениям: информационные технологии, маркетинг, автомобильный сервис и дизайн.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ обсудили тренды геоаналитики и применение ИИ

Более 50 специалистов обсудили использование инструментов геоинформатики и искусственного интеллекта для развития бизнеса.

Преподаватели ВШБ НИУ ВШЭ попали в число победителей конкурса лучших научных работ

В номинациях по секции «Менеджмент» победителями стали сразу три работы преподавателей Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

Студенты ВШБ НИУ ВШЭ представили проекты для крупного бизнеса

Студенты работали как на данных, предоставленных компанией, так и проводили собственные количественные и качественные исследования.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы лучшие ESG-проекты России

В конкурсном отборе принимали участие более 600 претендентов.

Половина россиян остаются работать в компании по итогам стажировки

Чаще всего после стажировки молодые специалисты остаются работать в сферах транспорта, логистики и доставки, медицине и IT-сфере.

Больше половины россиян готовы переехать ради работы

Больше всего склонны к перемещениям молодые люди в возрасте 25-34 лет.