Собственники, почему вы боитесь?

Добрый день. Здесь неоднократно различные участники сообщества, которым довелось быть собственниками бизнеса, высказывают мысль, что один из главных страхов собственника - увод бизнеса.

Страх ситуации, когда наёмный гендир или заместители директоров, или руководители более низких звеньев, или рядовые специалисты:
- регистрируют отдельное конкурирующее юр.лицо, куда переманивают команду
- предоставляют конкурентам ценные сведения компании (например, базу клиентов)
- умышленно доводят фирму до разорения, заключая фиктивные контракты (топ-менеджеры), рассказывая клиентам, что у фирмы дела плохи, и таким образом портч репутацию фирмы (рядовые сотрудники). Потом на украденные деньги создают свой бизнес, а подготовленных клиентов переманивают в новый бизнес.

И так далее.

Понятно, что такие ситуации бывают.

Однако я работала в компаниях, где увода бизнеса совершенно не боялись.

Первая компания - российское представительство международной компании, входящей в топ-20 в своей отрасли на международном рынке. В процессе увольнения и передачи дел я сказала, что устраиваюсь на работу в другую компанию в этой же отрасли, и ближайшие два месяца буду совмещать. И всем было все равно. Мне не закрыли доступ к конфиденциальной информации, к базам деловых контактов и т.д. Потому что даже если предположить, что сотрудник использует базы контактов и прочие нематериальные ресурсы компании "на сторону", это не может пошатнуть положение компании из топ-20 мировых компаний отрасли.

Если предположить, что кто-то из топов - например, коммерческий директор российского представительства такой компании решит открыть свой бизнес, то это будет выглядеть следующим образом:
- продукцию - такую, какую производит международная компания, он производить не сможет. Здесь он не конкурент компании.
- если этот комдир переходит работать к конкурентам на аналогичную продукцию, то для компании, откуда он уволился, урона нет, потому что базы контактов клиентов - они давно во всех компаниях наработаны и постоянно обновляются. То есть, у конкурентов в принципе есть по клиентам такая же информация.
- если комдир открывает дистрибьюторский бизнес, то компании, откуда он уволился, это принесёт прибыль, так как он будет работать и с её продукцией, но уже как дистрибьютор.
- компания просто нанимает нового коммерческого директора и работает дальше.

Вывода денег здесь тоже не боялись, потому что любые затраты проходили многоступенчатую систему одобрения различными руководителями в электронной системе, и без согласования ни один сотрудник любого уровня не мог тратить деньги компании.

Вторая компания, которая не боялась увода бизнеса, - маленькая фирма, открытая государственными акционерами. Они не боялись, потому что осуществляли тщательный контроль, и генеральный директор фирмы не имел права совершать никаких операций без одобрения. Генеральный директор фирмы одновременно являлся наёмным сотрудником компании-акционера, и начальство строго контролировало каждый шаг.

Мне видится, что не бояться могут себе позволить два типа собственников:

1 - которые создали компанию очень высокой конкурентоспособности, успеха которой трудно достичь. И даже невозможно за несколько десятилетий.

2 - в которых налажена грамотная система контроля за финансами, движениями денежных потоков.

А вы, будучи собственником, боялись бы увода бизнеса? Случалось ли вам уволить бизнес? Уводили ли бизнес у вас?

Комментарии
Аналитик, Новосибирск

Не была, не состояла, не участвовала, не привлекалась, .. но высказаться хочется)

Я думаю, что есть еще 3-й тип собственников - это те, кто принимает решения исходя из своей интуиции, часто вопреки правилам/стандартам, их не возможно скопировать, не возможно предугадать следующий шаг, они выигрывают "вопреки". Этот бизнес сложно увести и еще сложнее собственнику выйти из этого бизнеса.

Что касается своего опыта - однажды я пришла в компанию РОПом, из которой ушел отдел продаж в полном составе к прямому конкуренту. Была небольшая волна, но вскоре все вернулось на свои места.

Копирайтер, Улан-Удэ

Я далеко не эксперт в области бизнеса, но даже мне понятно, что "отжать" или навредить предприятиям в ваших примерах почти не реально, даже невозможно. В первом случае российское представительство, а во втором государственные акционеры. Дальше даже обсуждать нечего.

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург
Булат Гармаев пишет:
В первом случае российское представительство, а во втором государственные акционеры. Дальше даже обсуждать нечего.

Речь идет не об уводе бизнеса как юридической структуры, а о создании аналогичного с той же клиентурой и аналогичными предложениями.

Например, есть российское представительство иностранной компании, его персонал может обратиться к конкуренту этой компании с предложением создать их российское представительство и работать на них.

Вложения для фирмы минимальные, зарегистрироваться, снять офис, купить мебель и оргтехнику, нанять персонал (по минимуму). А дальше работают как работали.

Нач. отдела, зам. руководителя, Рязань
Булат Гармаев пишет:
даже мне понятно, что "отжать" или навредить предприятиям в ваших примерах почти не реально, даже невозможно
Михаил Лурье пишет:
Речь идет не об уводе бизнеса как юридической структуры, а о создании аналогичного с той же клиентурой и аналогичными предложениями

Да, я об этом:

Если российское представительство иностранной компании включает завод, производящий инновационную продукцию, офис с отделом маркетинга, отделом взаимодействия с регуляторами, техническим отделом, большим коммерческим отделом, включающим сеть торговых представителей от Белгорода до Владивостока, то "отжать" бизнес и в том, и в другом варианте трудно.

Все 1500 российских сотрудников компании не пойдут создавать "левый бизнес". А если на такое решится отдельная команда из 5-20 человек, то на устойчивость компании это сильно не повлияет. Потому что остались 1480 - 1495 человек, которые выполняют отлаженные процессы.

Почему-то ряд собственников малого и среднего бизнеса фиксируется на том, что "бизнес могут отжать" (во всяком случае, на E-xecutive в публикациях эта тема регулярно всплывает). При этом собственники не фиксируются на том, как развить бизнес до такого уровня, чтобы создание аналогичного бизнеса бывшими сотрудниками не могло нанести сколь-нибудь значимого урона компании.

Нач. отдела, зам. руководителя, Рязань
Наталья Чехлатова пишет:
Я думаю, что есть еще 3-й тип собственников - это те, кто принимает решения исходя из своей интуиции, часто вопреки правилам/стандартам, их не возможно скопировать, не возможно предугадать следующий шаг, они выигрывают "вопреки". Этот бизнес сложно увести и еще сложнее собственнику выйти из этого бизнеса.

Наталья, вы здесь как раз описываете собственника с высокой степенью вовлеченности в свой бизнес. Соглашусь, что в такой ситуации риск значительно ниже, чем когда собственник забросил бизнес на наемных топ-менеджеров, а потом спохватился, что у него увели бизнес

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург
Елена Аронова пишет:
Если российское представительство иностранной компании включает завод, производящий инновационную продукцию, офис с отделом маркетинга, отделом взаимодействия с регуляторами, техническим отделом, большим коммерческим отделом, включающим сеть торговых представителей от Белгорода до Владивостока, то "отжать" бизнес и в том, и в другом варианте трудно.

Елена, несколько уточнений.

Представительство иностранной компании - это только офис (может не один) и возможно склад. Если есть что-то еще, то это уже филиал.

Если есть производство это скорее все-таки ООО "XYZ-Rus" с иностранной компанией в качестве учредителя.

Взаимодействие с регуляторами и сеть торговых представителей от Белгорода до Владивостока обычно производится через сеть ООО, которым по большому счету все равно с кем работать, если им платят.

Я не утверждаю, что так просто продублировать уже отработанную схему, но лояльность руководства и персонала Представительства иностранной компании должна быть и меры для ее обеспечения принимаются.

Сам работаю в такой структуре больше 10 лет.

Директор по развитию, Нижний Новгород
Елена Аронова пишет:
А вы, будучи собственником, боялись бы увода бизнеса? Случалось ли вам уволить бизнес? Уводили ли бизнес у вас?

Бизнесы бывают разные... Что - то можно увести... Где то можно создать конкуренцию... Но там где есть интеллектуальная собственность, или интеллектуальный капитал, ничего не уведёшь...

Генеральный директор, Великобритания

А я так лично знаю примеры, когда у представителей мелкого бизнеса как раз классически «уводили» бизнес - с клиентской базой и всем прочим. У меня тоже пытались буквально из под носа увести сделки и если бы не мои долгосрочные отношения с партнерами - это бы вполне удалось.

Это не повод чтобы вот прям таки «бояться», но учитывать такую вероятность нужно всегда и по возможности пресекать до того как она произойдёт.

Генеральный директор, Великобритания
Владимир Сикира пишет:
Елена Аронова пишет:
А вы, будучи собственником, боялись бы увода бизнеса? Случалось ли вам уволить бизнес? Уводили ли бизнес у вас?

Бизнесы бывают разные... Что - то можно увести... Где то можно создать конкуренцию... Но там где есть интеллектуальная собственность, или интеллектуальный капитал, ничего не уведёшь...

Интеллектуальную собственность уж в РФ то уводят вообще без проблем. Это классика жанра же.

Директор по развитию, Нижний Новгород
Ирина Да Роза пишет:
Интеллектуальную собственность уж в РФ то уводят вообще без проблем. Это классика жанра же.

В теории - да... Что толку от того, что бизнесмену Прохорову, подобный воришка, подкинул идею гибрида... Получился Е - автомобиль... Так же как и бестолку создали уродливые родстеры, или потратили 2 миллиона на создание детской игрушки, под названием беспилотник... и прочее и прочее... Уж поверьте, я об этом знаю больше многих, поскольку проекты и идеи мои... Я от этого ничего не потерял, а вот страна... просто дофига потеряла... Например Российский мотоцикл на газе, вместо бензина... Огромный модельный пакет военных беспилотников и прочее и прочее... Так что пока не разберутся с воровством, будут терять, а остальной мир, будет приобретать... Ещё чуть чуть, и нас потеряют... А вообще, это дело каждого, а не власти...

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург
Елена Аронова пишет:
Почему-то ряд собственников малого и среднего бизнеса фиксируется на том, что "бизнес могут отжать" (во всяком случае, на E-xecutive в публикациях эта тема регулярно всплывает). При этом собственники не фиксируются на том, как развить бизнес до такого уровня, чтобы создание аналогичного бизнеса бывшими сотрудниками не могло нанести сколь-нибудь значимого урона компании.

Потому что создание такого бизнеса - труднокопируемого - это длительный и тяжелый процесс, связанный с непрерывным внутренним управленческим развитием, нацеленным на определенные стратегические цели. А в головах большинства наших предпринимателей горизонт планирования - не более 1 года, в лучшем случае. Все остальные мысли на более длительный период времени являются, как правило, мечтами, не более, поскольку будущее в нашей стране и в наших экономических условиях для среднего и малого бизнеса а) не экстраполируемо, и б) не прогнозируемо.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Чтобы бизнес не увели следует если можно так выразиться "предохраняться". Стандартные рекомендации - жёстко разделять продажи и закупки, чтобы эти отделы не имели доступа к базам друг друга. Обязывать сотрудников подписывать обязательства по коммерческой тайне. ну и иногда помогает информация. как собственник решил те или иные сложные проблемы с большим ущербом для тех, кто такие проблемы создал.

Директор по маркетингу, Москва
Марат Бисенгалиев пишет:
Чтобы бизнес не увели следует если можно так выразиться "предохраняться". Стандартные рекомендации - жёстко разделять продажи и закупки, чтобы эти отделы не имели доступа к базам друг друга. Обязывать сотрудников подписывать обязательства по коммерческой тайне. ну и иногда помогает информация. как собственник решил те или иные сложные проблемы с большим ущербом для тех, кто такие проблемы создал.

Какие ещё проблемы, Марат!

У нас рейдерство крупного бизнеса на государственном уровне. А малый - поглащают и закрывают множество конкурентов из числа бывших сотрудников.

Никакие подписки сейчас не помогают. Это в 90х ты подписываешь и бандиты(крыша или как они ещё там, служба безопасности этой компании) ставят тебя на счётчик. А сейчас это - филькина грамота. Полно уже судебных прецедентов.

Я в подписке о неразглашении у пары десятков своих клиентов из числа оборонщиков и сырьевиков. А вот в этих секторах за язык можно реально огрести.

Остальное лирика. Уводили, уводят и будут уволить. Значит ваша идея плодоносит.

У водили бы ещё грамотные люди, А-то и клиентскую базу загпживают и всю бизнес среду в этой прослойке

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
Цифры и факты
​Каков размер взяток в РФ

Цифра дня: Общая сумма выявленных взяток достигла почти 2 млрд руб.

​Работу офшоров ужесточают

Тренд дня: Резидентам офшоров придется открыть реальные офисы и нанять сотрудников.

Микрозаймы для малого бизнеса увеличились

Цифра дня: Размер микрозайма для малого и среднего бизнеса увеличен до 5 млн руб.

​Москвичи уходят в мессенджеры

Связь дня: Мобильный голосовой трафик в Москве снижается.