Мотивация бухгалтера

Всем привет. Возник вопрос по мотивации бухгалтера. Зарплата до последнего времени состояла из одного оклада и иногда аккордных премий. Сейчас рассматриваю возможность ввести ежемесячную премию. И сразу возник вопрос по каким показателям и, как определить результативность работы в процентном отношении к премии.
Это не главный бухгалтер. Налоговую отчетность ведет и сдаёт фирма аутсорсер.
В обязанности бухгалтера входят все платежи, контроль и внесение первичной документации в налоговой и управленческих базах, подготовка документации при встречных, камеральных и таможенных проверках.Контроль за разнесением издержек, контроль за кадровым учетом. В подчинении бухгалтер-кассир и секретарь-делопроизводитель.Так же Старший бугхалтер является ЦФО. Если кто-то уже решал подобную задачу если не жалко поделитесь опытом.
Пока в голове несколько показателей к которым можно привязать премию:

1) Штрафы и пени за ошибки в документах и за нарушения сроков предоставления оных.
2) Расходы на Бухгалтерию.
3) Выполнение плана продаж? (не пинайте сильно - это только мысли :) , иногда затягивается оплата поставщикам)

Расскажите коллегам:
Комментарии
Денис Родионов Денис Родионов Руководитель проекта, Москва

Немного уточню, видимо вопрос про премию, а не мотивацию? т.е. за что платить, чтобы отжимались?
Хорошая идея контроля затрат, предлагаю ее улучшить то контроля за прибылью (операционной или чистой). т.е. чтобы экономили, но не в ущерб бизнесу.
За штрафа из налоговой лучше не надо, за это аутсорсер ответит.
Еще как вариант - качество обслуживания продаж по итогам опроса. т.е. чтобы продавцы не клянчили документы из бухгалтерии для клиентов

Researcher, Москва
Алексей Костин пишет: Возник вопрос по мотивации бухгалтера.
Менеджеры должны решать проблему!! У Вас какая проблема, что вы решили ее «лечить» мотивацией бухгалтера? Вот возможные варианты проблемы: 1. Ну просто хороший человек (подруга, любовница ….) – Ну просто повысьте зарплату. 2. Может, но плохо работает. Определитесь с понятием «плохо» Если сможете это понятие перевести в измеряемую форму, то вот вам и премия! 3. Не может и плохо работает – выгоняйте! 4. Увеличились объемы работы, может, но не очень стремиться выполнять. Определитесь, что значит МНОГО. Сможете измерить? Если сможете, то вот вам и премии на единицу «меры». 5. Увеличился объемы работ. Не может стравиться. – Нанимайте другого. Если проблемы нет, все работают, то нечего и заморачиваться, только потеряете деньги
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Временами я касался вопросов организации работы бухгалтерий. С бухучётом, на условиях аутсорсинга, дела не имел. Догадываюсь по общему пониманию и по опыту общения с теми, кто сопровождает многострадальную эксплуатацию 1С. Целевое назначение бухгалтерии – защита фирмы от государства. При наличии фирмы-аутсорсера, своя бухгалтерия участвует в выполнении этой функции, как исполнитель. Известно, что персонал тяжелее принимает невыплату части зарплаты, чем потерю премии. Поэтому, скажем, ожидаемый средний размер премиального фонда для бухгалтерии, я установил бы как надбавку за безупречную работу. А за нарушение нормативов работы, штрафовал бы вычетами из этой надбавки. Опыт показывает следующее: - Штрафовать бухгалтера-кассира и секретаря-делопроизводителя должен тот, кто им выдаёт задания. То есть – старший бухгалтер. Иначе, его будут «мелко видеть». - Штрафовать старшего бухгалтера должен тот, кто контролирует его работу. - «Автоматическое» применение любой системы оплаты/премирования, неизбежно, извращается. Поэтому, применение любой системы оплаты/премирования необходимо постоянно контролировать-корректировать по-существу. Репрессии, в виде штрафов, желательно устанавливать на собрании коллектива бухгалтерии. Может быть, по «горячим следам. Может быть, в конце месяца. Важно довести до сотрудников знание последствий их недоработок. Тогда, они, вряд ли, будут считать, что «их обижают». Во всяком случае, сотрудники должны понимать, что у них был выбор: - надлежащим образом выполнить свои обязанности; - не выполнить, молча, свои обязанности; - не выполнить, но своевременно проинформировать о невозможности выполнения. По второму варианту штраф может быть на все 100% надбавки. По третьему варианту, возможна – только частичная потеря надбавки. Важно, чтобы сотрудники понимали ответственность за результаты своей работы. Если фирма потеряла денежку из-за невыполнения «кем-то» своих обязанностей, то с чего платить часть или всю надбавку, этому «кем-то». По большому счёту, у этого «кем-то» должна была быть потеря и части зарплаты. ---------------------------------------------------. Теперь, о показателях [COLOR=blue=blue]к которым можно привязать премию[/COLOR]. [COLOR=blue=blue]Выполнение плана продаж[/COLOR] не может быть показателем для премирования. Потому что, целевое назначение бухгалтерии – защита фирмы от государства. А сроки оплаты поставщикам можно нормировать. И за их нарушение, без уважительных причин – штрафовать безусловно. Другое дело, что [COLOR=blue=blue]выполнение плана продаж[/COLOR] должно быть обязательным условием для наличия надбавки. Иначе, с чего платить? [COLOR=blue=blue]Расходы на бухгалтерию[/COLOR] (наверняка, их снижение), тоже, не показатель для премирования. Целевое назначение бухгалтерии зависит от внешней среды – от фискальной политики государства; а она – изменчива. Поэтому, кто сможет, заранее, определить бюджет бух-расходов, чтобы потом премировать за его экономию? «Старший бухгалтер», как исполнитель, вряд ли, сможет оптимизировать бюджет для бухучёта. [COLOR=blue=blue]Штрафы и пени за ошибки в документах и за нарушения сроков предоставления оных[/COLOR]. Вот они – это, точно, показатели, относящиеся к целевому назначению бухгалтерии. Их наличие – это повод для штрафов. Таким образом, показатели для вычетов из надбавки – это нарушения нормативов создания и движения документов. Разработка нормативов – это внутреннее дело фирмы. Я думаю, что басни о неэффективности материального поощрения труда распространяют те, кто не представляет работу подчинённых и не умеет её нормировать. Хотя бы, экспертными оценками. А нормативы, в процессе их применения, конечно, нужно постоянно корректировать. Обосновано и заблаговременно. ---------------------------------------------------. Кстати, посмотрел я сайт фирмы инициатора дискуссии. Мне кажется, что свой квалифицированный главбух обошелся бы фирме дешевле, чем расходы на аутсорсинг бухучёта + оплата старшего бухгалтера. Свой-то главбух не только защищал бы фирму от государства, но и, например, участвовал бы в налоговом планировании.
Партнер, Воронеж
Денис Родионов пишет: Немного уточню, видимо вопрос про премию, а не мотивацию? т.е. за что платить, чтобы отжимались?
:) Не отделяю премию от мотивации.
Денис Родионов пишет: Хорошая идея контроля затрат, предлагаю ее улучшить то контроля за прибылью (операционной или чистой). т.е. чтобы экономили, но не в ущерб бизнесу. За штрафа из налоговой лучше не надо, за это аутсорсер ответит.
На мой взгляд, аутсорсер имеет большее влияние на прибыль, а на штрафы можно попасть в случае не правильно оформленной или неправильно проведенной первички легко и непринуждённо.
Денис Родионов пишет: Еще как вариант - качество обслуживания продаж по итогам опроса. т.е. чтобы продавцы не клянчили документы из бухгалтерии для клиентов
Здесь палка о двух концах. Бухгалтер контролирует сдачу и оформление приходных документов и пока менеджер не отчитается по документам бухгалтер зарплату ему не отдаст. Если зарплата буха станет зависеть от мнения менеджера, может начаться сведение счетов или начнут покрывать друг-друга. Тогда уж лучше привязать к выполнению плана продаж.
Партнер, Воронеж
Валерий Овсий пишет: 1. Ну просто хороший человек (подруга, любовница ….) – Ну просто повысьте зарплату. 2. Может, но плохо работает. Определитесь с понятием «плохо» Если сможете это понятие перевести в измеряемую форму, то вот вам и премия! 3. Не может и плохо работает – выгоняйте! 4. Увеличились объемы работы, может, но не очень стремиться выполнять. Определитесь, что значит МНОГО. Сможете измерить? Если сможете, то вот вам и премии на единицу «меры». 5. Увеличился объемы работ. Не может стравиться. – Нанимайте другого.
Не любовница :D . Когда человек пришёл на должность бухгалтер, ему пришлось разгребать и восстанавливать, я думаю это обычная ситуация. На тот момент жалобы о большом объёме работе были объяснимы, прошёл год, жалобы остались, ввел дополнительную единицу в штат - жалобы остались. Боюсь если просто тупо поднять зарплату жалобы останутся. Ловлю себя на мысли, что уже неудобно давать ей поручения. Бухгалтер на окладе, вот я и думаю привязать надбавку к показателям.
Партнер, Воронеж
Владимир Зонзов пишет: Целевое назначение бухгалтерии – защита фирмы от государства.
Здесь я с Вами полностью солидарен. :D Но от бухгалтера должна ещё поступать достоверная информация о финансовом состоянии (реальная себестоимость товара, дебиторка, кредиторка, расходы разносится с соответствии с ЦФО и утвержденными статьями, и тд.)
Владимир Зонзов пишет: Поэтому, скажем, ожидаемый средний размер премиального фонда для бухгалтерии, я установил бы как надбавку за безупречную работу. А за нарушение нормативов работы, штрафовал бы вычетами из этой надбавки.
Почему нет? Не вопрос. Для меня название не главное.
Владимир Зонзов пишет: Расходы на бухгалтерию (наверняка, их снижение), тоже, не показатель для премирования. Целевое назначение бухгалтерии зависит от внешней среды – от фискальной политики государства; а она – изменчива. Поэтому, кто сможет, заранее, определить бюджет бух-расходов, чтобы потом премировать за его экономию? «Старший бухгалтер», как исполнитель, вряд ли, сможет оптимизировать бюджет для бухучёта
Конечно, размер налогов не стоит включать в показатель по расходам на бухгалтерию, но зарплату подчинённых, канцтовары, и прочее я бы ввёл, можно ведь письмо отправить заказным, можно курьером, разница в стоимости ощутимая, тем более если сроки не жмут. Или например вызовы программиста по любому поводу.
Владимир Зонзов пишет: Штрафы и пени за ошибки в документах и за нарушения сроков предоставления оных. Вот они – это, точно, показатели, относящиеся к целевому назначению бухгалтерии. Их наличие – это повод для штрафов. Таким образом, показатели для вычетов из надбавки – это нарушения нормативов создания и движения документов. Разработка нормативов – это внутреннее дело фирмы. Я думаю, что басни о неэффективности материального поощрения труда распространяют те, кто не представляет работу подчинённых и не умеет её нормировать. Хотя бы, экспертными оценками. А нормативы, в процессе их применения, конечно, нужно постоянно корректировать. Обосновано и заблаговременно.
Спасибо, надо подумать. Ещё отпишусь, а то бежать надо. :)
Партнер, Воронеж
Всем привет! На ваял показатели. Естественно появились вопросы по контролю. Интересно услышать мнение по нижеизложенному. Не слишко ли много показателей? 1) Не должно быть ошибок и несоблюдения установленных форм в: a) Поступивших и отданных первичных документах. b) Вводе этих документов в базу для налоговой отчетности c) Безошибочное ведение кадрового и кассового учета. Возникает вопрос кому и как контролировать? Сидеть самому и проверять всё не вариант. 2) При любых проверках документы должны быть подготовлены вовремя и без ошибок. Думаю это должна быть дополнительная премия при проверке, которая может быть и отрицательной. 3) При импорте товара документы должны быть подготовлены вовремя и без ошибок (Сроки подготовки при импорте в соответствии с регламентом) В данной ситуации в раздумье платить деньги за каждое получение груза или снимать деньги при ошибках и нарушении сроков. Импорт может быть от 2-х до одного раза в 2 месяца. 4) Штрафы и пени связанные с нарушениями по вине старшего бухгалтера влияют на премию. 5) Подготовка установленных отчетов в соответствии с установленным графиком. Подготовить график отчетов: 1. Платежный календарь 2. Отчет по видам расходов 3. Баланс управленческий 4. Бюджет по ЦФО и общий(сведенный). 6) Отсутствие ошибок в программе искажающих реальную себестоимость, прибыль, издержки ЦФО и направлений. Постоянный ежемесячный контроль отчётов придётся проводить самому. 7) Своевременность оплаты счетов по России . Не знаю, что лучше: уложиться в 2 дня для перевода или достаточно премии за выполнение плана . За просрочку в оплате налогов я думаю однозначно штраф от премии. 8) Экономия издержек как ЦФО. Возможно, ввести какой-то процент от экономии для всех сотрудников. 9) Выполнение плана продаж. Понимаю, что бухгалтер мало имеет влияние на этот показатель, но на мой взгляд всё-таки имеет.
HR-директор, Москва
Валерия поддержу не только двумя руками, но и ногами!!!! Мне кажется, что приделать показатели чуть ли не к уборщице - это уже управленческая мания какая-то! У офисного персонала функуционал типовой и достаточно линейный. Справляется - молодец, не справляется: 1. Внушение. 2. 1001 китайское предупреждение. 3. За дверь. Алексей, вы своей попыткой не только не рушите, а наоборот укрепите в сознании своих сотрудников следующую парадигму: "За зарплату я работаю кое-как, а вот чтобы я начал работать хорошо ( читай выполнять функционал за который платят з/п) - давайте мне премию". У большого числа персонала я регулярно встречаю подобную логику, но я всегда её рушу, причем нещадно. Премия платится за сверхрезультат - подвиг. Качественное и своевременное исполнение обязанностей = заработная плата. С ув.
Валерий Овсий пишет: Менеджеры должны решать проблему!! У Вас какая проблема, что вы решили ее «лечить» мотивацией бухгалтера? Вот возможные варианты проблемы: 1. Ну просто хороший человек (подруга, любовница ….) – Ну просто повысьте зарплату. 2. Может, но плохо работает. Определитесь с понятием «плохо» Если сможете это понятие перевести в измеряемую форму, то вот вам и премия! 3. Не может и плохо работает – выгоняйте! 4. Увеличились объемы работы, может, но не очень стремиться выполнять. Определитесь, что значит МНОГО. Сможете измерить? Если сможете, то вот вам и премии на единицу «меры». 5. Увеличился объемы работ. Не может стравиться. – Нанимайте другого. Если проблемы нет, все работают, то нечего и заморачиваться, только потеряете деньги
HR-директор, Москва
Алексей Костин пишет: Всем привет! На ваял показатели.
Алескей, теперь впишите их в должностную инструкцию как функциональные обязанности ( т.к. всё что вы написали по сути и есть функции бухгалтера), требуйте исполнения, если не исполняет см. способы борьбы с исполнительской дисциплиной в посте, который я ранее написал. С ув.
Партнер, Воронеж
Юрий Горковенко пишет: т.к. всё что вы написали по сути и есть функции бухгалтера
А ведь так оно и есть. И работу эту нельзя сделать лучше или хуже, её надо делать как надо. Остановился на окладе + премия (или надбавка) зависящая от меня и партнёра за своевременное предоставление необходимых нам отчетов по принципу:
Владимир Зонзов пишет: Во всяком случае, сотрудники должны понимать, что у них был выбор: - надлежащим образом выполнить свои обязанности; - не выполнить, молча, свои обязанности; - не выполнить, но своевременно проинформировать о невозможности выполнения. По второму варианту штраф может быть на все 100% надбавки. По третьему варианту, возможна – только частичная потеря надбавки.
. Ну и небольшая надбавка за прохождение проверки (срок предоставления документов ограничен, так-что иногда приходится бухгалтеру задерживаться)
HR-директор, Москва

Добрый день, Алексей!

Не знаю позно или нет, но я предлагаю такие критерии премирования:

- Своевременное и корректное отражение движений денежных средств на расчетных счета, в кассовых документах, подготовка оперативной отчетности по ним.
- Сохранность вверенных ему материально-денежных ценностей и бухгалтерской документации
- Своевременное и корректное отражение документации в программе
- Своевременная и корректная сверка с поставщиками, заказчиками (если она есть)

Главный бухгалтер, Москва

Закрытие периода до определенного числа.

Ежедневная актуальный отчет по ДЗ, КЗ

Собранные оригиналы документов, сверка расчетов - подписанная со стороны контрагента.

Повышение квалификации.

Для Главбухов - обучение сотрудников смежных отделов, своих бухгалтеров, проведение аудита, написание и предложения в усовершенствовании бизнес процессов и проч.

В свое время был опыт работы с очень мудрым на мой взгляд руководителем- он в конце месяца проводил анализ- что мы все заработали ( в мы- я включаю и бухгалтерию) и каждому отделу был небольшой утвержденный процент . И пусть мне как премию выдавали- немного денег- но я чувствовала себя в общем деле)) и очень старалась и своих бухгалтеров настраивала на борьбу за идеальную работу.)

Главное начать! Мотивировать!


Главный бухгалтер, Москва
Владимир Зонзов пишет:
Целевое назначение бухгалтерии – защита фирмы от государства.

Вот это да)))))))

бедные бухгалтера.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.