Декан WU Executive Academy рассказала о мегатенденциях будущего

История повторяется: в 1980-е годы это была глобализация, сегодня - диджитализация. Обе мегатенденции вызывали и продолжают вызывать в умах людей коллективный страх, заставляя их забывать, насколько позитив перевешивает негатив даже с учетом всех потенциальных угроз. В этом материале профессор Барбара Штёттингер, декан WU Executive Academy, объясняет, почему опасения в отношении этих двух тенденций совершенно понятны, но абсолютно контрпродуктивны.

Конец существования национальных особенностей не за горами. Это ключевая мысль известной статьи гарвардского профессора экономики Теодора Левитта, опубликованной еще в 1983 году. Он утверждал, что в то время как обычным национальным компаниям приходилось вкладывать много денег и ресурсов в адаптацию своей продукции к местным рынкам в разных странах, глобальные компании придерживались многообещающей стратегии, а именно, выпускали продукты, пользующиеся спросом, на глобальный рынок. Эта статья разожгла опасения, нарисовав мрачную картину зарождающегося феномена глобализации, которая, как утверждалось, способна полностью уничтожить местный бизнес, потревожить рынки и угрожать экономике. 

Видеть возможности, а не угрозы

«В то время все полагали, что глобализация окажется чем-то ужасным и выживут только крупные бренды и корпорации», - вспоминает декан WU Executive Academy Барбара Штёттингер. «Коллективный страх был заметен так же, как сегодня, когда мы говорим о диджитализации. Но ни глобализация, ни диджитализация не представляют собой нечто, зависящее от перипетий судьбы. Они созданы людьми и, таким образом, могут принимать нужную нам форму».

Опасения, связанные с глобализацией, оправданы лишь частично. В настоящее время национальные экономики тесно взаимосвязаны в результате интенсивной торговли - импорта и экспорта, и политические решения, например, планы президента США Дональда Трампа по введению тарифов на европейские автомобили, действительно могут иметь серьезные последствия. Также верно, что финансовый кризис и, в частности, банкротство Lehman в США в 2008 году, оказали огромное глобальное влияние. Но в конечном итоге ни глобализация, ни диджитализация не являются изначально чем-то плохим. «Все мы -исследователи, бизнес-лидеры, политики и граждане - несем ответственность за то, что сами создадим на их основе», - говорит Барбара Штёттингер.

Вот почему мы не должны допустить, чтобы наши страхи одержали верх:

1. В среднесрочной перспективе преимущества перевешивают недостатки

Глобализация не новое явление. Она началась много веков назад с установлением международной торговли после открытия Нового Света. Во времена Римской Империи восточные пряности и шёлк поступали на запад из Азии и с Востока. Начиная с конца 15 века конкистадоры везли болезни в Новый Свет, а золото и серебро - в Европу. Торговля всегда приводила к процветанию рынков. Именно благодаря глобализации, которую мы наблюдаем за последние 30 лет, бедность сократилась во всем мире, больше людей получили доступ к образованию, а экономический рост увеличился. Кроме того, если бы страны не были экономически взаимозависимыми, крупные войны, вероятно, были бы более частым явлением. 

Есть основания полагать, что диджитализация также выгодна для общества в целом. По данным Фонда Бертельсманна, в компаниях значительно сократились расходы на транспорт и связь. Кроме того, диджитализация способствует ускорению экономического роста. «Такие заголовки, как «Одно из четырех рабочих мест находится под угрозой» правдивы лишь наполовину. Неинтересные рутинные задачи становятся автоматизированными, это касается и более высококвалифицированных видов трудовой деятельности», - говорит Барбара Штёттингер. Но в то же время «возникнет множество новых профессий. Например, специалист по данным – многообещающая профессия с очень светлым будущим». Кстати, это одна из причин, по которой WU Executive Academy разработала специальную программу для начинающих специалистов в области данных. Оглядываясь назад, можно четко увидеть, что диджитализация создает возможности: первое рекламное онлайн-объявление было опубликовано в 2008 году и стало большим шоком для профессионалов оффлайн-маркетинга. С тех пор онлайн-агентства процветают, и появляются новые возможности для трудоустройства. «Важно держать руку на пульсе и использовать потенциал диджитализации», - говорит Барбара Штёттингер.

2. Каждое движение порождает противодействие

Мировые бренды присутствуют везде. На всех торговых улицах любого мегаполиса мира, похоже, можно найти одни и те же модные бутики. Дешевые товары из Китая лишают мелких региональных ремесленников средств к существованию. В этом нет ничего нового. Но по мере того, как мы все больше миримся с этой мыслью, маятник начинает качаться в другую сторону: растет спрос на региональные высококачественные продукты, особенно в городских районах на западе. Люди предпочитают региональную роскошь дешевым товарам – продуктам глобализации.

В области диджитализации существует аналогичная тенденция, призывающая к большей осознанности в вопросах наших цифровых привычек и использования Интернета. Феномен, известный как цифровая детоксикация, заставляет сотрудников и менеджеров уходить для уединения в лес или горы. Осознанность переживает подъем. В современном быстро меняющемся мире люди стремятся сфокусироваться на моменте и занимаются самоанализом. Что касается явлений, последствия которых предположительно могут быть негативными, стоит придерживаться четкой стратегии – видеть их развитие в перспективе и действовать соответствующе. Помимо Интернета, существует его нелегальный аналог, Даркнет, где люди торгуют заказными убийствами, оружием и наркотиками. Однако «никто никогда серьезно не подумает об отключении интернета из-за этого», - говорит Барбара Штёттингер. «Важно принять меры для противодействия негативным последствиям на раннем этапе. Именно здесь требуется наш вклад».

3. Глобализация и диджитализация - катализаторы инноваций

Новейшие методы лечения рака, роботы, позволяющие выполнять минимально инвазивные хирургические процедуры, беспилотники, помогающие спасать жизни, общение в реальном времени посредством смартфонов, ИИ, электромобили с автоматическим управлением, мобильные денежные переводы: список цифровых нововведений бесконечен. Темпы развития научно-исследовательских достижений в области медицины, экологии, транспорта или робототехники, никогда не были бы так высоки без средств коммуникации, полученных благодаря диджитализации. В нашем глобальном, взаимосвязанном мире, важные продукты и услуги могут быть доступны для людей повсюду, в том числе в так называемых развивающихся странах и государствах с переходной экономикой. «Без диджитализации многие инновации были бы невозможны, а без глобализации многие из них были бы незначительны», - заключает Барбара Штёттингер.

Компания: WU Executive Academy
Расскажите коллегам:
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.