Развитие инновационного потенциала России

Сегодня Россия занимает только 66 место рейтинга глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума. По данным Союза машиностроителей, не более 50 из 7,5 тыс. крупных и средних предприятий отечественного машиностроительного комплекса являются конкурентоспособными на международной арене.

Причины плачевного положения автор видит, в первую очередь, в катастрофической инновационной пассивности отечественных предприятий:

  • Доля принципиально новой продукции в совокупном объеме промышленного производства в России составляет только 0,4 %. В Финляндии этот показатель равен 16 %, в Германии – 12 %.
  • Лишь 5-7 % российских предприятий занимаются инновациями, в то время как доля таких предприятий в США и Японии составляет 75-80%.
  • По объему экспорта высокотехнологичной продукции мы уступаем Южной Корее в 14 раз, а США – в 42 раза.
  • В 2010 году 22 госкорпорации и крупные государственные компании получили только около 1 тыс. патентов. Это в три раза меньше, чем Microsoft, и в пять раз меньше, чем IBM.

Компании добиваются устойчивых конкурентных преимуществ именно через инновации, а инновационная активность компаний напрямую зависит от национальных условий ведения бизнеса.

Согласно общепризнанному исследованию Майкла Портера, конкурентные преимущества страны основаны на четырех главных характерных признаках, которые определяют контекст роста, инноваций и повышения производительности:

  • Условия для факторов производства;
  • Состояние спроса на внутреннем рынке;
  • Наличие родственных и поддерживающих отраслей;
  • Устойчивая стратегия, структура и соперничество: существующие в стране условия для создания, организации и управления компаниями.

Рассмотрим более подробно текущую ситуацию и возможные меры ее улучшения.

Условия для факторов производства

К факторам производства относятся: земля, трудовые ресурсы, капитал, местная инфраструктура, коммерческое и административное окружение, природные ресурсы, научные знания.

У нас есть дешевые природные ресурсы и блестящая научная школа по отдельным областям знаний. Однако ситуация с остальными факторами оставляет желать лучшего: большой износ и низкие темпы технологического перевооружения, нехватка квалифицированных рабочих кадров и, естественно, «знаменитые» административные барьеры.

Обилие свободных земель компенсируется тяжестью их оформления и подведения коммуникаций. Высокие ставки по кредитам усугубляются отсутствием внятных программ субсидирования бизнеса. 62% бизнесменов ощущают угрозу нехватки профессиональных кадров (исследование ВЦИОМ), и только 40,8% работодателей удовлетворены уровнем подготовки выпускников (это для инженеров, а для экономических специальностей такой показатель составляет еще меньшие 35%).

Предлагаемые меры

1. Фокусирование на наиболее перспективных направлениях. Ни одна страна не может быть конкурентоспособна во всем. Мы хорошо строим ракеты и платформы для спутников, но неконкурентоспособны в создании электронной начинки.

В России, по оценкам РАН, присутствуют отрасли с существенными возможностями по достижению технологического прорыва и занятию значимой доли мирового рынка. Это прежде всего:

  • ядерная энергетика;
  • ракетно-космические системы;
  • авиастроение;
  • наноиндустрии.

В то же время уровень отставания в отдельных отраслях настолько велик, что единственной рациональной возможностью дальнейшего развитие будет копирование и адаптация зарубежного опыта, развитие стратегического сотрудничества с иностранными конкурентами.

2. Создание программ субсидирования инновационной деятельности. Программы субсидирования должны быть ориентированы на достижение конкретных результатов за ограниченный период времени. В качестве образца можно взять набор мер поддержки предприятий принятый в Японии.

3. Развитие профессионально-технического образования. Сейчас скорость изменения производственных технологий настолько высока, что рабочее население необходимо постоянно учить и переучивать, и это необходимое условие обеспечения конкурентоспособности отечественной промышленности. Также в условиях демографического спада дефицит молодежи необходимо будет компенсировать своевременной переподготовкой взрослого населения. Поэтому крайне актуальным является создание и развитие центров подготовки и переподготовки профессионально-технических кадров. Именно здесь лежит интеграция образования и производства.

Удачными примерами активности в этом направлении могут служить работа отраслевых центров машиностроения в отдельных регионах Российской Федерации, а также проект организации Центра Инженерно-Технических Компетенций в Санкт-Петербурге.

Состояние спроса на внутреннем рынке

Наличие искушенных и требовательных местных потребителей заставляют компании искать способы удовлетворения повышенных требований.

Однако наследие плановой экономики до сих пор влияет на требовательность соотечественников к качеству предлагаемой им продукции. Помимо этого, налицо инновационная пассивность граждан. Так, в европейских странах доля потребителей, ответивших «нет» на вопрос о готовности покупать инновационные товары взамен используемых, составляет 13%. В России их в два раза больше – 26% (по данным исследования аналитического центра МГТУ им. Баумана).

Аналогично отсутствует постоянный спрос на высокотехнологичные решения производственного назначения. Особенно наглядна ситуация на рынке государственного заказа. Сроки постройки современных морских судов на отечественных верфях в три раза выше, чем у Южнокорейских конкурентов. Однако твердая уверенность в получении государственных заказов абсолютно убивает желание работать над оптимизацией длительности производственного цикла и, соответственно, размораживанием гигантских оборотных средств. Естественно, ни о каких систематических победах в водах международной конкуренции не может быть и речи. Не случайно большинство успешных компаний давно отказались от полностью вертикально интегрированных структур. Уверенность в получении заказа неминуемо расслабляет интегрированного поставщика.

Да и низкая стоимость энергоносителей оказывает свое негативное влияние: с точки зрения расхода топлива Волга в своем классе является одним из самых дорогих автомобилей в мире, а ТУ-154 безнадежно проигрывает Boing-737 (стоимость эксплуатации отечественного самолета более чем на 30% выше).

Предлагаемые меры

Разработка инновационных стандартов качества продукции и процессов. Экономическая политика государства может оказывать влияние на условия спроса. Жесткие стандарты в области энергосбережения, безопасности, воздействия на окружающую среду и иных характеристик продукции или процессов могут стимулировать инновационную активность отечественных предприятий.

Наличие родственных и поддерживающих отраслей

Близость к местным поставщикам и наличие родственных организаций сокращает задержки импортирования и взаимодействия, а также обеспечивает большой выигрыш от эффективного обмена знаниями и удобства внедрения инноваций.

Открывая завод во Всеволожске специалисты Ford оценили более 2 тыс. потенциальных российских поставщиков автокомпонентов. Продукция только 18 из них соответствовала стандартам качества автопроизводителя.

Усугубляет ситуацию экономическая отдаленность регионов. Неудовлетворительная транспортная инфраструктура существенно повышает издержки, создает препятствия на пути движения граждан и грузов, тормозит развитие многих городов (Самара, Уфа и др.).

Предлагаемые меры

1. Создание кластеров. Кластер – это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Кластер представляет собой некий совокупный актив, формирующий среду, в которой фирмы могут легко и эффективно накапливать необходимые знания, профессии и ресурсы. Все это способствует повышению производительности и ускорению темпов инноваций.

Уже сейчас можно говорить об определенных успехах в данном направлении. Положительным примером является создание в Санкт-Петербурге Инновационно-Технологического кластера машиностроения и металлообработки (ИТК ММ).

2. Стимулирование образования отраслевых ассоциации. Отраслевые ассоциации должны играть важную роль в обсуждении вопросов формирования стандартов и технологий, внедрении инноваций, информационном обеспечении участников рынка и построении конструктивного диалога между представителями власти и бизнесом. Подобные ассоциации уже существуют, например, Инженерный Клуб и Союз Литейщиков, объединяющие ведущие промышленные предприятия Северо-Западного региона. Однако деятельность таких объединений пока не находит должного внимания со стороны органов власти.

3. Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. В первую очередь необходимо уделить внимание развитию автодорожного хозяйства и скоростного железнодорожного сообщения.

Устойчивая стратегия, структура и соперничество

Налоговая система, упорядочение и защита прав на интеллектуальную собственность, стабильность макроэкономической и политической среды

Ситуация из жизни: сроки строительства завода составляют 11 месяцев, а на согласования уходит 15 месяцев. Исследование Всемирного Банка показало, что на получение необходимых согласований при строительстве завода в России может уходить в шесть раз больше времени, чем в развитых странах. И это действительно ужасно.

По уровню административных барьеров Россия занимает «почетное» 124 место из 133 участников рейтинга глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума.

Административные проблемы тесно сопряжены с коррупционным вопросом. Transparency International оценивает ежегодный объем российского коррупционного рынка в $300 млрд. Коррупция переводит конкурентную борьбу из пространства инновационного соперничества в область налаживания «правильных» знакомств.

Предлагаемые меры

1. Реальная борьба с коррупцией. Устранение коррупционной составляющей является фундаментальной задачей развития, как отечественной промышленности, так и общества в целом. И в мире накоплен серьезный успешный опыт в решении этой проблемы:

Развитие системы декларирования доходов чиновниками, и необходимость доказательства правомочности получения этих доходов (Южная Корея);

  • операция «Чистые руки» (Италия);
  • операция «Шейх» (США);
  • высылка из страны «воров в законе» (Белоруссия);
  • создание информационно прозрачной среды (США);
  • развитие практики конфискации имущества (в нескольких странах).

Резюме

Итак, в настоящей статье были рассмотрены наиболее актуальные, с точки зрения автора, проблемы отечественной промышленности и предложены следующие первостепенные меры.

  1. Фокусирование на наиболее перспективных направлениях.
  2. Создание программ субсидирования инновационной деятельности.
  3. Развитие профессионально-технического образования.
  4. Разработка инновационных стандартов качества продукции и процессов.
  5. Создание кластеров.
  6. Стимулирование образования отраслевых ассоциации.
  7. Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры.
  8. Реальная борьба с коррупцией.

Многие серьезные аспекты остались за рамками материала, как то: необходимость реформы высшей школы, демонополизация отдельных отраслей, привлечение зарубежных инвестиций, улучшение работы фискальных органов в вопросах формирования налоговой базы и прочее.

Крайне важным является то, что меры должны быть конкретными, результаты измеримыми и прозрачными, а ответственность за исполнение персонифицированной.

Для достижения успеха в создании инновационно плодовитой среды необходимы координированные напор, воля и даже определенная позитивная агрессивность – как со стороны власти, так и от общества и бизнеса. Однако в настоящее время взаимоотношения общества, бизнеса и власти скорее напоминают «игру с нулевой суммой», нежели полноценное и однонаправленное взаимодействие. Надеюсь, что в ближайшем будущем ситуация измениться в лучшую сторону и мы будем свидетелями прорывного развития отечественной промышленности.

На фото: Мэр Москвы Юрий Лужков на церемонии открытия X Московского Международного салона инноваций и инвестиций.
Александр Щербак/Коммерсантъ

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по маркетингу, Москва

Итак, в настоящей статье были рассмотрены наиболее актуальные, с точки зрения автора, проблемы отечественной промышленности и предложены следующие первостепенные меры.

Забавно в этой статье то, что ровно те же меры и тем же языком предлагают российские власти...
Что делать - знают все. Вопрос в том, как это реализовать...
Автор не учитывает некоторых особенностей современного управления государством российским. В этой системе, например, коррупция - это не зло, а всего лишь дорогостоящий, но при этом и достаточно эффективный экономический инструмент. Разумееется, для тех, кто знает как им пользоваться... Но В России эта наука не из самых трудных :)

Инновации в такой системе тоже возможны. Только надо найти способ как встроить их в коррупционный механизм. Это сложно, но почему бы не поработать над этой проблемой? Ей-богу, это легче, чем побороть коррупцию в стране, которая живет по закону, который предельно откровенно сформулировал генерал Франко: ''Друзьям - все, врагам - закон'' :)

Преподаватель, Москва

''Нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал при 300% прибыли'' - Маркс. Прибыль разворовавших страну была и есть намного большей.

Исполнительный директор, Челябинск

Добрый день Вячеслав,

Вопрос - вы сколько заводов построили? Я кстати сейчас строю очередной завод. Могу сказать что тем для производства и в том числе инновационного миллион. Одна химия и нефтехимия могут создать сотни производственных инновационных предприятий в разных регионах страны. Уже к примеру тема ''экструзия из полимеров'' это бизнес тысяч малых предприятий.
Что реально надо сделать?
1. В регионах должны появиться через аукционы разнообразные площадки (земля).
2. Подвод сетей должен производиться быстро и дёшево. Сейчас 1-2 года, куча взяток и согласований (от региона зависит).
3. Суды должны работать в области защиты патентов. Иначе нет смысла патентовать на РФ.
4. Тариф по ж/д должен быть разумным или производственные зоны нужно ставить у портов.
5. Тарифы монополий (газ, э/э) должны быть разумными.
6. Исследовательские программы должны быть совместными. Те темы, которые вы ''похоронили как хронически потерянные'' возможно ''раскрутить'' - важно по опыту японии собрать все частные заинтересованные компании, и обьединив усилия сделать совместный продукт как лучший на рынке, вложив в разработку в т.ч. и государственные деньги. Затем это становится для компаний стартовой платформой для развития своих продуктов.
7. Приоритеты нужно ставить не от того что мы ''могём'' а на то ''что мы должны мочь''.
8. Я бы поставил на
- Роботы
- Программное обеспечение
- Точное машиностроение
- Нефтехимию
- Исследование недр
- генерация э/э, передача э/э на расстояние
- работа на морских шельфах
9. Относительно космоса - пока это детсад, относительно нано технологий - игрушка Чубайса, авиастроение - оно вообще-то разное - F-22 и Boeing-747 принципиально разные вещи. Хотя можем поднять и superJet....

Директор по развитию, Московская область
Основной ''инновационный'' бизнес в России - это нишевый, своя таможня или таможенный брокер, ввоз компонентов (китайских) и сборка (российская). :cry: Госмонополизм в России основан на том, что государство делится с населением выручкой от продажи энергоресурсов и минерального сырья, а также увеличивает госзаказ за счет этого. Большая часть инвестируемых бизнесом денег, как раз и ориентированы на эти ресурсы. Что имеем - сборочные производства из китайских компонентов, расфасовка лекарств и химических веществ из иностранного сырья и производства по переработке пищевого сырья, большая часть которого импортируется. 8) Пример на сайте: http://i-russia.ru/all/analytics/6082/, http://www.facebook.com/l.php?u=http%3A%2F%2Fi-russia.ru%2Fall%2Fanalytics%2F6082%2F&h=fAQAAvGCi Именно такая структура и иностранных инвестиций в Россию. Реализуется ''программа модернизации'' освоения госбюджетных денег. Даже деньги в бизнес вкладываются не свои, последние публикации, подтверждают это, ''Росатом'' скачивал свои ноу-хау из Интернета, http://top.rbc.ru/society/20/07/2011/606475.shtml, а деньги вкладывались в личный бизнес. ''В России, по оценкам РАН, присутствуют отрасли с существенными возможностями по достижению технологического прорыва и занятию значимой доли мирового рынка. Это прежде всего: ...........наноиндустрии.'' - зто уже ближе к репертуару Миши Задорнова. :(
Директор по маркетингу, Москва
Леонид Юнышев пишет: Что реально надо сделать?
Снова рецепты из разряда ''что делать''... Обратите внимание, сколько раз в Вашем тексте встречается слова ''должен'', ''должны'', ''должно''... Все это я могу услышать от любого ярославского (нижегородского, ульяновского, etc.) таксиста Может быть, пора уже начать формулировать ''как это сделать''?..
Леонид Юнышев пишет: Хотя можем поднять и superJet....
Не можем... Мало того, что это продукт кооперационный, так он давно уже выбился и из графика, и из бюджета... Самолет, конечно, будет. И даже полетит. Серийно... Скорее, мелкосерийно... Но одновременно это будет ''лебединая песня'' отечественного авиапрома...
Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Экономика, товар, деньги - все это производное Системы разделения труда - фундамента государства и человеческих взаимоотношений. Все перечисленные вопросы и нужды есть производное противоестественных пороков, которые принудительно внесены в естественные правила функционирования Системы разделения труда. Пока они там можно сколько угодно безрезультатно генерировать тысячи и миллионы идей улучшения состояния экономики и жизни населения. Что, собственно, мы и наблюдаем вокруг. Идей, благих пожеланий куча - результат ноль.

Генеральный директор, Москва
Как же надоели эти разговоры про инновации! Можно нисколько не сомневаться что навязывают их нам глобальные конкуренты России, прежде всего США, с единственной целью направить по ложному пути, чтобы мы истощили свои силы, пытаясь достичь не достижимые и самое главное не нужные для нас цели. Результат - деградация страны и постепенное физическое вымирание некогда самого сильного народа до необходимой минимальной численности, способной обслуживать сырьевые отрасли. Против России, как и против ряда других стран - потенциальных конкурентов США, применяют современный вид оружия идеи-вирусы, действующие разрушительно на общество. Другие идеи в этом же ряду ''демократия'', ''информационное общество'', ''глобализация'' как объективный и неизбежный процесс и целый ряд других. Вместе они являются средствами реализации технологии soft power (т.н.мягкой силы или мягкой власти), одним из источников современного господства США в мире. Мы, к сожалению, ''ведемся'' и тем способствуем самоуничтожению из самых благих побуждений. Несколько слов о том, почему инновации в бизнесе на сегодняшний день России не нужны. Дело в том, что инновационный путь развития бизнеса это сугубо американское изобретение, первой половины 20-го века. Предпосылками его возникновения стали сложившиеся к тому времени в США социальные условия, в т.ч. определенные типы коммерческих организаций и практика их взаимодействия, концепции в экономике и управлении, ценности и менталитет людей. Можно сказать, что бизнес- инновации как конкурентное преимущество США родились из определенных социальных условий, т.е. бизнес-инновациям предшествовали социальные инновации. Это был естественный и органичный процесс, который в свое время вывел США в лидеры. Но совершенно не факт, что в России сегодня существуют те же условия, точно также совершенно не факт, что конкурировать с лидерами нужно используя их же сильные стороны и преимущества. На самом деле все совершенно наоборот, идеи инноваций чужды нашему обществу, а люди в большинстве своем безучастно воспринимают призывы к инновациям, в т.ч. те кто эти призывы произносят с высоких трибун сами не особенно верят и понимают о чем речь. С другой стороны, для обеспечения конкурентоспособности России нужно не копировать чужие инновации, где мы заведомо проиграем, а создавать свои, нового качества. В основе должны лежать социальные инновации, т.е. изменения в обществе, отношениях и поведении людей. Причем нет необходимости изобретать какие-то сложные и заумные «формулы» успеха. На самом деле все просто, в основе будущей Великой России лежит семья. Наша «инновация» это семь детей в среднем на семью. Самое главное здесь не нужны действия правительства, иностранные инвестиции, ноу-хау и прочая чужая интеллектуальная собственность. Все в наших возможностях, дамы и господа! :) Разумеется, семья предполагает взаимную любовь и супружескую верность, жертвенность во имя друг друга и детей. Конечно, это потребует пересмотра многих сложившихся у нас стереотипов и глупых догм, но это того стоит. С учетом темы инноваций не будем касаться того что приобретут, те кто решится хотя бы на пятерых детей в семье, хотя это самое главное и самое ценное. Но для общества рост рождаемости это освоение огромных территорий России, рост внутреннего рынка, коренное оздоровление ценностей общества, развитие образования, сильная армия, можно также со всеми основаниями надеяться что среди прочих родятся новые Ломоносовы, Менделеевы, Циолковские, Курчатовы, Королевы и т.д. Вот тогда, лет через сорок, России можно будет всерьез подумать об инновациях в науках, технологии и бизнесе.
Преподаватель, Красноярск
Алексей Матвеев пишет: На самом деле все просто, в основе будущей Великой России лежит семья. Наша «инновация» это семь детей в среднем на семью.
Так вышло, что я много времени занимался исследованием роли семьи как экономического института. Семья как экономический институт и наследуемый капитал как основа инноваций начали изживать себя с того момента, как появилось первое акционерное общество. Возродить семью в прежнем статусе, увы, невозможно. Более того, даже если бы это было возможно, хорошего в этом было бы мало. Позволю себе коротенькую цитату: ''Система, в которой власть и бизнес были исключительно наследственной привилегией, обладала серьёзным недостатком. Такая система не соответствовала масштабам индустриального производства, не поспевала за машинным ритмом научно-технического прогресса, и всё более препятствовала развитию новых социальных потребностей ... (Лазуткин А.П. Постгосударственная парадигма управления акционерным капиталом. – Красноярск: СибГТУ, 2011 – 242с. С. 17). Если кого-то ВСЕРЬЁЗ интересует ответ на вопрос ''КАК сделать так, чтобы было не так'', электронный аналог всей книги выложен в свободный и бесплатный доступ на сайте Библиотеки Машкова: http://lit.lib.ru/img/l/lazutkin_a_p/poststate/index.shtml
Антон Софранов Антон Софранов Консультант, Москва
Андрей Лазуткин, по-моему, Алексей Матвеев в своем комментарии рассматривал семью не как экономический институт, а, скорее, как социальный. Нет?
Преподаватель, Красноярск
Антон Софранов пишет: Андрей Лазуткин, по-моему, Алексей Матвеев в своем комментарии рассматривал семью не как экономический институт, а, скорее, как социальный. Нет?
Скорее всего, Алексей Матвеев предлагает рассматривать семью в том числе и как основную форму хозяйствования. Такое предложение было бы логичным (ведь произвести на свет ''семерых детей'' любой дебил может, не велика премудрость ;) - однако их (детей этих), кроме того, ещё надо обеспечить конкурентными преимуществами и прибыльно (или хотя бы безубыточно) вписать в сложившуюся систему общественного разделения труда... Алексей Матвеев это наверняка понимает...). Впрочем, ручаться за логику Алексея Матвеева я не могу, так как понимаю её не всегда :oops:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.