Путь в экономику знаний

В экономику знаний можно прийти двумя путями. Один, более характерный для США – невмешательство государства, дающее компаниям необходимую свободу для инноваций, привлечения и развития талантов, применения высоких технологий. Другой, более свойственный Европе – выработка межгосударственных стратегий, направляющих национальные экономики в нужное русло. Европа поставила себе цель – достичь экономики знаний к 2010 году. И приняла специальный документ, призванный в этом помочь, – Лиссабонскую стратегию, ключевые положения которой вам представляет E-xecutive.

Эффективный внутренний рынок

Цель: расширение и углубление внутреннего рынка.
Основные идеи:

  • В сфере услуг необходимо достичь баланса между рыночной интеграцией и упрощением трансграничной деятельности по оказанию услуг, с одной стороны, и защитой социальных и потребительских интересов, с другой. Однако существующее положение вещей – не альтернатива. Выгоды от открытых рынков очевидны: больше выбора, больше инноваций, выше уровень производительности.
  • В области финансовых услуг проблема состоит в том, чтобы внедрить оговоренные ранее изменения с целью действительной интеграции финансовых рынков и ликвидации существующих пробелов в законодательстве. Более доступные и более дешевые финансовые услуги и более тесная интеграция финансового рынка снизит стоимость капитала для потенциальных корпоративных инвесторов.
  • Более доступное, защищенное законодательством и отлаженное патентование и другие методы защиты интеллектуальной и промышленной собственности помогут привлечь и удержать в Европе исследования и инновации. Целью является создание внутреннего рынка знаний и стимулирование спроса на «контент». Предложенная Общественная патентная система обеспечит патентную защиту в 25 странах – членах ЕС примерно за ту же (или чуть более низкую) цену, которую нужно заплатить за отдельные патенты всего в пяти странах.
  • Европе нужен более высокий уровень мобильности квалифицированной рабочей силы. Необходимо облегчить людям возможность переезжать туда, где есть рабочие места. Это потребует резкого и значительного упрощения процедуры признания профессиональной квалификации, и законодательство в этой сфере уже разрабатывается. Также будут рассматриваться новые предложения по профессиональной квалификации.

Свободная и честная торговля

Цель: Обеспечить открытость и конкурентность внутреннего и внешнего рынка
Основные идеи:

  • Конкурентоспособность Европы зависит от открытой и честной системы международной торговли. Конкурентоспособность Европы снижается, когда тарифные или нетарифные барьеры препятствуют притоку сырья на европейский рынок или европейских товаров на рынки за пределами Европы.
  • Европейским производителям необходим доступ на внешние рынки для распространения их товаров и услуг. Устранение барьеров и обеспечение конвергенции законодательной базы с торговыми партнерами Европы будет способствовать открытию новых рынков для экспорта. Это критически важно для сектора услуг, важность которого для европейской экономики возрастает, но барьеры на котором выше, нежели на товарном.
  • ЕС последовательно устраняет барьеры и является одним из самых открытых рынков в мире. Тем не менее, ЕС должен способствовать дальнейшему повышению открытости рынка, где это возможно.
  • Для обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке европейские компании должны встречать достойную конкуренцию на своих национальных рынках. В связи с этим Европейская Комиссия должна обеспечить строгое соблюдение антимонопольного законодательства и правил, направленных против несправедливых государственных субсидий.

Усовершенствованное правовое регулирование

Цель: Улучшение общеевропейского и национального законодательства
Основные идеи:

  • Наша цель – предоставить бизнесу возможность заниматься бизнесом и гарантировать потребителям получение всех выгод на внутреннем рынке.
  • Снижение административного бремени для компаний сделает их более конкурентоспособными и таким образом позволит создавать новые рабочие места.
  • Европейская Комиссия не может обеспечить все это только своими силами. Она будет оказывать целенаправленную поддержку на уровне ЕС, однако фактически большинство ограничений, осложняющих жизнь бизнесу, лежит на уровне стран – членов ЕС.
  • Наша цель состоит не только в разработке более совершенного нового законодательства, но и в улучшении существующего.
  • Европейская Комиссия оценит влияние своих предложений на бизнес в рамках процедуры Оценки влияния.

Развивающаяся европейская инфраструктура

Цель: Расширить и улучшить европейскую инфраструктуру
Основные идеи:

  • Создание надежной европейской транспортной системы может повлечь за собой существенный рост производительности. Транспорт как сектор экономики дает более 10% ВВП ЕС, и в этой сфере занято более 10 млн человек, таким образом, повышение производительности в этой сфере может значительно содействовать достижению целей, утвержденных Лиссабонской стратегией.
  • Европа излишне зависит от автотранспорта, что сдерживает ее экономический рост и приводит к отрицательному воздействию на окружающую среду. В связи с этим, Европейская Комиссия будет способствовать более равномерному распределению нагрузки между различными видами транспорта, фокусируясь на железнодорожном и водном транспорте.
  • Европа лидирует в мире по достижениям в энергоэффективных технологиях, и необходимо использовать это с максимальной выгодой для роста и рынка труда.

Инвестиции в исследования и разработки

Цель: Повысить количество и качество инвестиций в исследования и разработки
Основные идеи:

  • Высококачественные инновационные продукты и услуги обеспечат конкурентоспособность Европы на международном рынке. Для их производства нужны исследования и разработки.
  • Инновации в экологии – экономическая возможность для ЕС, обладающая реальным потенциалом роста. Европа сильна в этой сфере и может использовать эту силу для упрочения конкурентоспособности в мировом масштабе. Следовательно, Европейская Комиссия будет поощрять исследования и разработки в области эко-инноваций.
  • Страны – члены ЕС и Европейская Комиссия должны работать над приближением уровня инвестиций в исследования и разработки в 3% ВВП. Если Европа будет продолжать инвестировать в исследовании и разработки меньше и менее эффективно, она не сможет надеяться на достижение своей цели – превращение в наиболее динамичную и конкурентоспособную экономику в мире.
  • Окупаемость инвестиций в исследования и разработки рассчитывается в терминах экономического роста и роста производительности.
  • Новая Базовая программа по исследованиям и разработкам будет направлена на проблемы европейских инвестиций в исследования и разработки. Для достижения успеха эта программа должна финансироваться в необходимом объеме.

Развитие инноваций

Цель: Способствовать инновациям, использованию информационно-коммуникационных технологий и разумному использованию ресурсов.
Основные идеи:

  • Европа должна стать более инновационной. Инновации в виде вывода на рынок новых продуктов или совершенствования производственных методов необходимы для сохранения конкурентоспособности.
  • Инновации тесно связаны с готовностью принимать риски и опробовать на рынке новые идеи, и здесь критически важно наличие венчурного капитала.
  • Одна из областей с высоким потенциалом – инновации в экологии. Они могут обеспечить экономический рост, сохраняя и создавая рабочие места. Инновации влияют на производительность, а повышение производительности означает больше продукции на выходе при меньших затратах сырья на входе, что положительно сказывается на окружающей среде. В этом секторе в Европе уже занято более 2 млн человек.
  • Увеличение объема инвестиций в исследования – необходимое, но не достаточное условие для инноваций и сохранения конкурентоспособности. Усилия по расширению исследовательской деятельности должны, следовательно, подкрепляться мерами, способствующими восприятию знаний организациями.

Создание мощной производственной базы

Цель: Способствовать развитию мощной производственной базы в Европе.
Основные идеи:

  • Проект Galileo и аэрокосмическая отрасль – прекрасные примеры успешной консолидации европейского превосходства, в обоих случаях обеспечивающего значительные выгоды для европейской экономики. Подобный подход, способствующий сотрудничеству государственного и частного сектора, должен применяться в тех случаях, когда преимущества, получаемые обществом, больше выгоды частного сектора – например, процесс получения энергии из водорода.
  • Необходим целостный и упреждающий подход к развитию отраслей промышленности, определяемому потребностями рынка.

Повышение количества и качества рабочих мест

Цель: Обеспечить занятость большего количества людей и модернизировать систему социальной защиты.
Основные идеи:

  • Уровень занятости стагнирует: в странах – членах ЕС начались реформы рынка труда, но они должны получить продолжение.
  • Для экономического роста в 70% к 2010 году необходимо достижение темпов роста в 1,5% в год (по сравнению с 0,7% в 2000–2003 годах).
  • Уменьшить гендерный разрыв в уровне занятости, поощряя участие большего количества женщин в рынке труда.
  • Снизить гендерный разрыв в уровне оплаты труда (в среднем 16% в ЕС).
  • Значительно повысить уровень занятости работников старше 55 лет (активные стратегии для старшего возраста).
  • Повысить средний возраст выхода на пенсию на пять лет к 2010 году.
  • Снизить уровень безработицы среди молодежи, особенно в плане долгосрочной занятости (обучение, консультирование, субсидирование занятости молодежи).
  • Преодоление проблемы недекларируемой занятости и неофициальной экономики.
  • Повышение уровня занятости является сильнейшим средством борьбы с нищетой. Для обеспечения постоянного роста уровня занятости необходимо достичь баланса между ростом и социальной защитой.

Адаптация рабочей силы

Цель: Повысить способность работников и предприятий к адаптации и увеличить гибкость рынков труда.
Основные идеи:

  • Работники и работодатели должны быть более гибкими и адаптируемыми.
  • Должна быть большая свобода перемещения работников и капитала.
  • Лиссабонская стратегия направлена не только на увеличение количества рабочих мест, но и на повышение их качества.

Повышение уровня образования и профессиональной квалификации

Цель: Увеличить инвестиции в человеческий капитал путем повышения уровня образования и профессиональной квалификации.
Основные идеи:

  • Инвестиции в образование достигают критического значения, как никогда, в контексте «общества, основанного на знаниях».
  • Инвестиции в образование дают отдачу на всех уровнях – государства, работодателя и личности.
  • Должна быть выработана последовательная и внятная стратегия, гарантирующая каждому доступность пожизненного обучения. Государственное вмешательство должно быть направлено на наиболее нуждающихся.

Слитно или раздельно?

Так что все-таки лучше – подробные инструкции на надгосударственном уровне или полная свобода? Этот вопрос E-xecutive задал двум лидерам международных высокотехнологичных корпораций.

Стив Возняк, соучредитель Apple:

– Все зависит от ситуации, и здесь трудно дать однозначный ответ. Мне кажется, компании и люди, которые своей инновационной деятельностью обеспечивают прогресс и переход к новой экономике, должны быть свободны в своем творчестве. Высокотехнологичные компании должны иметь возможность свободно выбирать пути развития, способы привлечения сотрудников и использования их потенциала, а также направления разработки новых продуктов. У них должно быть право на ошибку при разработке и производстве нового продукта – таким образом, этот процесс не должен строго регламентироваться. Но при этом очень важно иметь общие стандарты и законодательство, регулирующее взаимоотношения между участниками рынка, а также права интеллектуальной собственности. Поэтому я не могу сказать, что экономика должна быть полностью свободной от государственного регулирования. В любом случае, главное – чтобы у компаний была возможность выпускать качественные инновационные продукты.

Джефф Смит, вице-президент IBM по стратегии в области ПО с открытым кодом и Linux:

– Опыт взаимодействия правительственных структур и частных компаний по вопросам применения открытого кода показывает, что совместная работа государственных структур и корпораций может быть очень эффективна. Во многих странах и правительственные учреждения, и частные компании заинтересованы в распространении открытого кода, поскольку не хотят, чтобы их критически важные данные и документы, фактически, находились во власти одного поставщика IT-услуг, технологий, программного обеспечения. В связи с этим государственные и частные структуры сотрудничают в области распространения открытого кода, вырабатывают общие стандарты и принципы взаимодействия, определяя степень регулирования и регламентации использования ПО с открытым кодом. Это верно и для России, и для Китая, и для США, и европейских развитых стран. Органы государственной власти и частные корпорации проводят одинаковую политику, и их сотрудничество очень эффективно, когда интересы совпадают.

Светлана Шишкова, E-xecutive

Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии