Как снизить риск наступления страхового случая?

Большая часть нашей жизни уходит на ошибки
и дурные поступки; значительная часть протекает
в бездействии, и почти всегда вся жизнь в том,
что мы делаем не то, что надо.
Луций Анней Сенека

В основании методологии страхования лежат различные идеи. Среди них – идея «риска». Есть старая английская шутка, отлично иллюстрирующая эту идею. Один человек падает с верхнего этажа небоскреба. Падая все ниже и ниже, пролетая мимо каждого этажа, он повторяет: «Пока все нормально, пока все нормально, пока все нормально». Суть шутки заключается в том, что этот человек принял за риск то, что было уже определено – он уже не рисковал, так как было очевидно, что он упадет и разобьется.

Современная методология оценки рисков, основанная на вероятностном подходе, не в состоянии учесть влияние бесчисленного множества внутренних и внешних обстоятельств жизни человека, которому далеко не безразлично, наступит страховой случай или нет, особенно если речь идет об его здоровье или жизни. Потребителю страховой услуги нужна гарантия безопасности – на меньшее он не согласен и в большинстве случаев даже готов внести свой посильный вклад в ее формирование. Проблема заключается в том, что человеку, приобретающему страховой полис, страховая компания, как правило, не может передать в пользование инструментарий управления рисками, а гарантирует лишь финансовую компенсацию в случае уже произошедшего несчастья.

Но случайность (в том числе непредвиденные риски) – это непознанная закономерность. Принятие этого тезиса за основу размышлений заставляет продавца и потребителя страховой услуги в корне пересмотреть свои взгляды на страхование, благодаря чему клиент больше не перекладывает ответственность за свое будущее на страховую компанию, а страховая фирма освобождает себя от дачи клиенту невыполнимых гарантий.

Довольно сложно не согласиться с идеей о том, что «самое непостижимое в этом мире то, что он постижим», так как она заставляет изменить отношение к страхованию в целом. Страховая компания предлагает самому клиенту самостоятельно делать свободный и независимый выбор своего будущего и оценивать его с помощью специальных критериев, представляющих собой комплекс универсальных морально-нравственных и этических инструментов. Критерии, о которых пойдет речь в данной статье, адекватно характеризуют инновации, привносимые человеком в свою жизнедеятельность, и помогают лучше понять фундаментальные основы страхования как системной технологии решения проблем, связанных с вопросами определения будущего.

Суть страхования заключается в подготовке к нежеланным, несущим опасность событиям. Подобная трактовка в методологическом плане дает нам возможность широкого использования методов проектного управления для оценки жизнедеятельности отдельно взятой личности, а также различных социальных групп.

Будучи от природы наделенными инстинктом самосохранения, мы озадачены вопросами личной и общественной безопасности в целях продолжения рода, реализации собственного творческого потенциала, создания личностно и общественно значимых ценностей. Стараясь всеми силами воспроизвести, сохранить и передать последующим поколениям результаты собственного труда и творчества, мы преодолеваем различные естественные и искусственные барьеры, и, достигнув желаемой цели, ставим перед собой новые задачи.

Жизнь человека дискретна и поэтому подвержена различного рода влияниям, как изнутри, так и извне. С одной стороны, самопознание является источником различного рода инноваций, свершений, с другой стороны, влияние общества в определенном смысле форматирует наше миросозерцание и предъявляет требования к нашей деятельности. Другими словами, человек пребывает в состоянии хронического стресса, вызванного различными причинами и, со временем, под давлением поступающей информации начинает испытывать страх, который старается преодолеть всеми доступными методами, в том числе и при помощи страхования.

Психологи определяют страх как эмоцию, возникающую в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленную на источник действительной или воображаемой опасности.

Для страховщика же в финансовом отношении представляет наибольший интерес человек, который владеет методиками эффективного управления собственной жизнедеятельностью и сопутствующими ей рисками. В этом случае возможность возникновения страхового случая в результате неадекватных действий клиента сводится к минимуму, соответственно, можно предположить, что возможность страховых выплат также будет минимизирована. Закономерно возникает вопрос: каким образом страховой компании нужно действовать, для того чтобы создавать и постоянно увеличивать число таких потенциальных клиентов, которые могли бы адекватно ориентироваться в современной действительности, не отягощая себя различного рода социальными проблемами? Получается, что страховщику самому необходимо активно озаботиться вопросами обучения своей клиентуры навыкам безопасной жизнедеятельности – либо самостоятельно, либо создавая партнерские программы совместно со специализированными образовательными учреждениями, заключая аутсорсинговые договоры.

Не будем забывать и об интересах потребителей страховых услуг. Клиенту можно показать, что ему выгодно приобретать комплексную программу страхования с интегрированным в нее образовательным модулем. Подобный симбиоз несет в себе инновационный потенциал, достаточный для удержания страховщиком страхователя среди своих постоянных клиентов. Универсальность получаемых клиентом знаний позволяет ему использовать их для успешного решения различных жизненных ситуаций, напрямую не связанных с договором страхования, и извлекать из обучения дополнительную косвенную прибыль, оставляя за собой право на бессрочное использование методологического ноу-хау.

Теперь задумаемся о критериях, которым должна соответствовать образовательная программа повышения качества жизни человека, ставящая целью превратить его из пассивного наблюдателя за быстротечной действительностью и «нежелательными случайностями» в активного участника жизненных процессов. Отметим некоторые из них:

  1. Системность
  2. Научность
  3. Междисциплинарность
  4. Инновационность
  5. Масштабируемость
  6. Универсальность
  7. Предельная практичность

Еще Сенека говорил, что «большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки; значительная часть протекает в бездействии, и почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо». Решение задач по повышению эффективности обучения сотрудников часто упирается в трудности управления их собственным временем.

В качестве возможного примера образовательной программы, удовлетворяющей перечисленным требованиям, мы рассмотрим курс «Системный тайм-менеджмент» (далее СТМ), который, на наш взгляд, способен максимально эффективно помочь человеку определиться в идентификации, оптимизации и своевременной нейтрализации собственных рисков. Данный курс может быть весьма полезен страховым агентам и менеджерам, желающим добиться большей эффективности за счет правильной организации времени и собственного труда.

Принято считать, что модульный формат образовательной программы способствует наиболее эффективному обучению и усвоению полученных знаний. Программа СТМ состоит из семи базовых модулей, управляемых объединенными в соответствующие иерархии качественными системными критериями, претерпевающими последовательные фазовые превращения на всем протяжении реализуемого проекта и характеризующими различные функциональные состояния исследуемых объектов. Объектом исследования являются риски клиента. Перечислим модули курса СТМ:

  1. «Идея»
  2. «Концепция»
  3. «Стратегия»
  4. «Тактика»
  5. «Технология»
  6. «Организация»
  7. «Результат»

Модульность курса СТМ позволяет нам фиксировать свое внимание на ключевых аспектах (вехах) реализации уникального системного проекта: давать им названия, определять меру специфичности, характеризовать различными количественными оценками.

Каждый модуль представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов – параметров проекта, качественно либо количественно характеризующих данную фазу. Содержательная часть модулей выстроена в соответствии с ключевыми понятиями, которые специфичны для каждой фазы.

Системные критерии, рассматриваемые в курсе СТМ, имеют диалектическую природу, отражают динамику изменений различных системных параметров и определяют в конечном итоге объем и глубину инноваций, привносимых человеком в свою жизнедеятельность в процессе ее оптимизации. Системные критерии характеризуют целые иерархии функциональных параметров, интегрируя их с различнми количественными показателями проекта. Вот некоторые из них:

1. единоначалие – характеризует иерархию родства функциональных параметров;

2. уважение - характеризует иерархию приоритетов функциональных параметров;

3. честность – характеризует иерархию идентичности функциональных параметров;

4. искренность – характеризует иерархию преемственности функциональных параметров;

5. контроль – характеризует иерархию подчиненности функциональных параметров;

6. выбор – характеризует иерархию последовательности функциональных параметров;

7. равновесие - характеризует иерархию распределения функциональных параметров;

8. компетентность - характеризует иерархию независимости функциональных параметров;

9. дополнительность - характеризует иерархию целостности функциональных параметров;

10. подобие – характеризует иерархию уникальности функциональных параметров.

Курс СТМ достаточно объемен и универсален и требует от человека глубинного погружения в многочисленные аспекты его проблемного поля. Следование рекомендациям курса, как правило, приводит к необходимости глубоких структурных изменений в системе ценностей личности, изменению мироощущений, мировоззрения и в целом системы миросозерцания.

Опыт обучения слушателей МАСП показал, что человек, начавший учиться по программе СТМ, переоценивает свое отношение к окружающему его миру: начинает больше ценить время своей жизни, возможности социального статуса, материальные ресурсы, материальные ресурсы, так как у него появляется долгосрочная стратегия самореализации. Уровень рисков как таковых заметно снижается в силу того, что возрастает ценность собственной жизни для самого человека: он начинает опасаться опрометчивых поступков, реально осознавая ответственность и необратимых последствий, учится взвешивать каждый шаг, тщательно планировать свою деятельность, анализировать полученные результаты, при этом учится на чужом опыте (на примерах и кейсах СТМ), соответственно вероятность личных ошибок и связанных с ними потерь уменьшается.

Рассматривая идею риска в контексте системного тайм-менеджмента, можно уверенно утверждать, что проблема неопределенности будущего нивелируется в процессе планомерного следования осваиваемым методикам. Системные критерии позволяют оценивать процессы жизнедеятельности наиболее адекватно, а значит, максимально верно и быстро реагировать на стимулы внешней среды, требования действительности.

Перспективы обучения в рамках курса СТМ достаточно привлекательны, особенно если учесть тот факт, что на рынке страховых продуктов комплексных предложений (страховой полис + образовательный модуль, рассматриваемый как одно из превентивных мероприятий) практически нет.

Появление в товарной линейке страховых компаний синтетических пакетов, в которые входили бы страховые и образовательные услуги по типу курса СТМ, на наш взгляд, приведет к изменению отношению потребителей страховых услуг к способам управления страховыми рисками. Также можно предположить, что интерес клиентов к финансовым инструментам будет сконцентрирован в основном на накопительных долгосрочных программах; личностно же ориентированная методология управления жизнедеятельностью будет положена в основу концепции социального страхования.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.