Эдуард Шендерович о непростом искусстве инвестирования

Эдуард Шендерович – человек многочисленных и разнообразных талантов: поэт, философ, филолог, предприниматель. И ко всему этому – успешный инвестор, основатель и управляющий директор управляющей компании Kite Ventures. Вполне возможно, что именно совмещение различных и с виду противоречивых способностей позволяет ему вкладывать деньги в нужные проекты, в нужное время и нужными суммами. На своей лекции для слушателей специализации «Менеджмент в сфере интернет-технологий» Государственного университета управления Эдуард Шендерович рассказал азы непростого искусства инвестирования.

«Где взять инвестиции?», – с этого вопроса Эдуард Шендерович начал свою лекцию. Для ответа на вопрос он обратился к примеру собственной компании: «Осенью мы запустили венчурный фонд Kite Ventures и на данный момент уже инвестировали в два проекта, мобильный сервис и игровой. И еще два проекта находятся сейчас на стадии рассмотрения. У нас средних размеров венчурный фонд, поэтому по мне можно увидеть, чем занимается средний венчурный капиталист. Меня привлекает возможность инвестировать в проекты от 1 миллиона и выше. В то же время с фонда в 30 миллионов я не могу инвестировать больше, чем в 10-12 проектов. Тут надо заметить, что любой фонд строиться так, что есть конкретное количество денег в самом фонде, часть которых расходуется на управление. Из размеров фонда выстраиваeтся и инвестиционная стратегия. Затраты на управлениe в целом всегда пытаются сократить, чтобы максимизировать доступный инвестиционный капитал».

Любой инвестиционный фонд выбирает проекты для вложения среди множества заявок. В своей лекции управляющий директор Kite Ventures коснулся схемы этого процесса и критериев оценки проектов.

«Чтобы описать процесс определения проектов для вложения инвестиций часто используется метафора: ракета Дрейпера. Имеется в виду Тим Дрейпер, значимый венчурный капиталист, основатель фонда DFJ. К примеру, вначале приходит в фонд 30000 заявок. Встречаются с владельцами только 800 из них. Затем ведутся дальнейшие переговоры – со 100-150 проектами. А финансируются лишь 10-12 из всего объема рассмотренных проектов. Причем в дальнейшем лишь один из проинвестированных проектов принесет значительный доход. Безусловно, это идеальная картина. В России ситуация несколько различается от описанной. Здесь не так много проектов и сложно найти даже 1000 для рассмотрения. К примеру, с 1 ноября до 1 декабря я встретился с представителями лишь 20-ти компаний. Конечно, уменьшение числа проектов зависит и от кризиса. Кстати, здесь радует, что уменьшение количества проектов сопровождается увеличением их качества.

При принятии решений об инвестировании мы рассматриваем проекты по трем критериям:

1. люди;
2. продукт;
3. рынок.

На мой взгляд, главным критерием среди перечисленных является рынок. Компания может приносить деньги только в том случае, если она действует на рынке, где эти деньги есть. Либо может получать деньги из других рынков. Поэтому в любом случае надо ясно представлять, каким образом продукт будет делать деньги на определенном рынке. Для иллюстрации расскажу о двух схожих продуктах: ЖЖ и MySpace. Когда мы основали SUP, деятельности компании началaсь с покупки части ЖЖ у компании Six Apart. Это было хорошее начало с той точки зрения, что мы громко заявили о себе. Возможно, было много различных ошибок в начальный период работы. Но главным было то, что блоги очень сложно монетизируются. Не только ЖЖ и не только в России, а в целом по рынку. Есть, конечно, и исключения, но скорее только в определенных вертикальных сегментах. ЖЖ изначально задумывался создателем как некоммерческий проект – это был маленький кустарный бизнес, не рассчитанный на рынок, созданный для друзей. И когда он стал неинтересен – проект был продан. В отличие от ЖЖ, MySpace изначально задумывался как коммерческий проект продукт, целью которого являлось получение денег. Сейчас он значительно разросся и является достаточно прибыльным бизнесом. Очевидно, что идеи у ЖЖ и MySpace были схожими, но различался подход к рынку. Это и определило дальнейшее развитие этих проектов».

В инвестировании важен не только вопрос «в кого инвестировать», но и вопрос «когда инвестировать». Поэтому отдельно Эдуард Шендерович рассказал об этапах для инвестирования.

«Есть различные стадии инвестирования компаний и тут, как говорил Чарли Чаплин, перефразируя Шекспира, «важны входы и выходы». Когда инвестировать? Есть классический график развития компаний, на котором выделяются этапы запуска проекта – когда ничего неизвестно, роста, стабильного существования и стагнации/падения. Большинство инвесторов входят на этапе начала роста и выходят по его окончанию. Выход крайне важен при инвестировании. Сейчас, когда выход на IPO для компаний практически закрыт, практически единственным способом выйти является продажа компании. Продажа происходит тогда, когда инвестор видит, что рост компании замедлился и прибыльнее вкладываться в другие проекты».

Ответив на вопрос «куда» и «когда», инвестор отвечает на вопрос «сколько».

«Не менее важный вопрос: сколько инвестировать? Самый популярный способ для определения этого – договорной, когда обе заинтересованные компании совместно оценивают проект. При этом обычные финансовые методы тут не применимы. Поэтому в Силиконовой долине был изобретен специальный метод – венчурный. Оценка по нему проводится следующим образом.

1. Приблизительно прогнозируется стоимость компании на выходе, то есть после истечения периода инвестирования.

2. Определяется некий «процент риска» Х (в долях от единицы), который показывает вероятность того, что проект может «не выстрелить».

3. Реальная стоимость компании рассчитывается как отношение прогнозируемой стоимости к сумме (1 + Х) в степени n, где n – число лет в периоде инвестирования. Конечно, этот метод не точен и субъективен, но он позволяет иметь хоть какую-то оценку».

В ходе проведения лекции Эдуард Шендерович ответил на ряд вопросов.

О монетизации проекта «Одноклассники». С ними сложилась интересная ситуация. Сначала это был сервис, сделанный по подобию Classmates. Затем они начали использовать другую схему и технологию, разработанную одной латышской компанией. Когда они поняли, что у них много трафика, они начали пытаться монетизировать его. И сейчас делают это, надо признать, достаточно успешно. На прошлом КИБе Альберт (Попков) говорил, что за 2008 должны зарабoтать 25 миллионов. Не могу судить, насколько верна эта цифра, но то, что они зарабатывают немало хотя бы на тех платных сервисах, которыми увешана каждая учетная запись, несомненно.

Идеальный инвестор – это пессимист или оптимист? Конечно, инвестор должен быть оптимистом. Иначе он не будет вкладывать деньги в те проекты, которые только начинают развиваться.

Основная ошибка стартаперов при попытке получить инвестиции. Мне кажется, главная ошибка тут – прийти слишком рано. Ведь у стартапера будет только один шанс.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Если архивы открыты - работай. Почему нет. Если планируются археологические раскопки и экспедици...
Все дискуссии
HR-новости
80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.

В Москве утвердили новые требования к курьерам

Новые требования вступят в силу постепенно в течение года.

Рабочие специальности в России стали самыми дефицитными

В топ-3 сфер по востребованности вошли сегменты производства и сельского хозяйства, строительства, а также транспорта и логистики.

76% россиян не принимают встречное предложение от работодателя, если решили уволиться

Большинство из них отметили, что новое предложение о работе все равно оказалось лучше по условиям, чем на предыдущем месте.