29 Июля - 2 Августа 2019
ТЕМА 1.
«Практический опыт по организации кадровой безопасности как системы».
- Требования к кадрам и кадровой безопасности на современном предприятии. Как формируются подходы к набору персонала?
- Определение кадровой безопасности и Политика управления персоналом. Какие существуют направления по формированию Политики управления персоналом?
- Внутренние документы, регламентирующие деятельность руководителя СБ и подразделений Компании по управлению кадрами. Какие регламенты необходимо разрабатывать и для чего?
- Организация режимов и распорядка дня, как начальный шаг в обеспечении кадровой безопасности. Зачем, для чего и кому нужно обеспечение режимности на предприятии, какие режимы использовать?
- Общие принципы по организации взаимодействия с Руководством и руководителями структурных подразделений по направлению КБ. Какова роль и зона ответственности СБ и подразделений Компании в обеспечении системы КБ?
Выполнение практического задания: «Кадровая безопасность».
ТЕМА 2.
«Практический опыт по оценке состояния кадровой безопасности на предприятии. Анализ собственными силами и с использованием аутсорсеров».
- Критерии оценки общего состояния защищённости предприятия. Каковы методики проведения анализа состояния безопасности в целом?
- Риски и угрозы в кадровой безопасности. Какие основные риски КБ характерны для российского бизнеса и в других странах СНГ?
- Общая классификация и градация рисков и угроз КБ. Как правильно оценить «в денежном выражении» потенциальный и реальный ущерб от реализации рисков?
- Анализ и оценка рисков КБ. Какие методы, способы и «инструменты» применять для эффективного выявления рисков и угроз в КБ?
- Алгоритм проведения оценки кадровой безопасности. По каким методикам и какими силами проводить аудит КБ?
- Организация работы по выявлению и минимизации рисков коррупции и мошенничества в Компании. Что может указывать на наличие криминальных схем и каналов утечки ТМЦ и финансов, организованных персоналом?
- Подготовка выводов и рекомендаций по повышению эффективности КБ. Как правильно подготовить рекомендации и оформить итоговый документ по аудиту безопасности?
Выполнение практического задания: «Разработка Матрицы рисков и угроз КБ».
ТЕМА 3.
«Информационно-аналитическая работа СБ в направлении кадровой безопасности».
- Сбор статистики нарушений Службой Безопасности, как «инструмент» систематизации кадровой безопасности. Как использовать статистику нарушений в целях повышения лояльности персонала?
- Информационно-аналитическая деятельность и информационные технологии в СБ. Какова роль информационно-аналитической деятельности в обеспечении КБ?
- Использование Интернет ресурсов для поиска информации о персонале. Какие сайты и информационные ресурсы можно использовать при проверке кадров?
- Использование специальных программ для контроля персонала. Какие программы и технологии используются для контроля персонала?
- Экономическая контрразведка, как элемент кадровой безопасности. Какие подразделения и для чего вовлекать в систему контрразведки?
- Организация сотрудничества с контрагентами и конкурентами в направлении КБ. Как организовать сотрудничество с другими Компаниями, когда и по каким вопросам можно сотрудничать даже с конкурентами?
- Противодействие рискам и угрозам кадровой безопасности, исходящим из внешней среды. Как противодействовать, «гринмейлу» и «черному PR» и можно ли их использовать в интересах Компании?
Выполнение практических заданий: «Кадровая безопасность и контрразведка»; «Анализ Матрицы рисков и угроз КБ».
ТЕМА 4.
«Разработка системы по обеспечению защиты персональных данных».
- Виды рисков и угроз информационной безопасности Компании. Что и какой информации, циркулирующей на предприятии, угрожает?
- Определение объектов информационной защиты. Как правильно выбрать информацию, подлежащую защите?
- Законодательство РФ и СНГ о «коммерческой тайне» и «персональных данных» в предпринимательской деятельности. Что именно необходимо отнести к «коммерческой тайне» предприятия и что является «персональными данными»?
- Законодательство РФ и СНГ в области защиты персональных данных. Какова судебная практика в области защиты персональных данных?
- Рекомендации по разработке внутренних нормативных документов, регламентирующие деятельность Компании по защите персональных данных. Как с наименьшими затратами сил и средств организовать защиту персональных данных?
- Механизмы образования физических и технических каналов утечки информации и их классификация. Как конфиденциальная информация и персональные данные могут «уходить» с предприятия и почему?
- Снижение рисков утечки персональных данных через различные каналы. Как определить каналы утечки информации, и какие меры необходимо предпринять для их локализации?
- Взаимоотношения руководителей ОК и СБ с представителями правоохранительных, контролирующих, надзирающих органов при плановых и внезапных проверках организации хранения и использования персональных данных. Как себя вести при осуществлении проверок предприятия, какие меры противодействия неправомерным действиям проверяющих лиц?
Выполнение практических заданий: «Персональные данные и коммерческая тайна»; «Выбор документов, необходимых для защиты персональных данных».
ТЕМА 5.
«Организация взаимодействия подразделений с СБ по обеспечению кадровой безопасности».
- Разработка и утверждение у Руководства Алгоритма проверки кандидатов на работу в Компанию. Как правильно составить Алгоритм проверки, и в какой регламент его включить?
- Организация взаимодействия с отделом кадров в управлении кадрами и в кадровой безопасности. Каковы основные направления взаимодействия и зоны ответственности ОК и СБ?
- Организация взаимодействия с юристами в управлении кадрами и кадровой безопасности. Каковы основные направления взаимодействия и зоны ответственности юридического отдела и СБ?
- Организация взаимодействия с Руководством и другими подразделениями Компании в управлении кадрами и кадровой безопасности. Каковы основные направления взаимодействия и зоны ответственности подразделений?
- Методические рекомендации по внутренним локальным документам, определяющим и закрепляющим порядок взаимодействия структур Компании по направлению КБ. Какие положения и регламенты закрепляют зоны ответственности подразделений?
- Организация внутреннего служебного расследования при реализации рисков в КБ. Как правильно организовать и закрепить «институт» внутренних служебных расследований на предприятии?
- Использование полиграфа при приеме на работу и при проведении внутренних служебных расследований. Какие типы детекторов существуют, и каких полиграфологов целесообразно привлекать?
Выполнение практических заданий: «Проверь кандидата на работу»; «Организация внутреннего служебного расследования».
ТЕМА 6.
«Планирование, отчетность, оценка эффективности кадровой безопасности в Компании и мотивация персонала».
- Назначение и виды планирования деятельности СБ. Какие планы должны разрабатываться СБ, какова их структура и наполнение?
- Разработка планов оперативных мероприятий СБ по снижению рисков мошенничества и повышению лояльности персонала. Каковы показатели эффективного планирования деятельности подразделений безопасности?
- Согласование планов оперативных мероприятий с Руководством и руководителями структурных подразделений. Как правильно организовать согласование планов СБ со всеми заинтересованными лицами в Компании?
- Отчетность менеджеров СБ в направлении кадровая безопасность и показатели эффективности их работы. Какие критерии оценок существуют для различных направлений безопасности?
- Мотивация персонала Компании на выполнение требований СБ. Как мотивировать персонал на взаимодействие с СБ?
- Порядок подчинения менеджеров СБ по направлению кадровая безопасность и их контроль внутри Компании. Кто принимает (может принимать) участие в контроле подразделения безопасности?
Выполнение практических заданий: «Планирование и отчетность СБ»; «Разработка Плана оперативных мероприятий СБ по проверке лояльности персонала».
ТЕМА 7.
«Организация взаимодействия подразделения СБ с другими подразделениями Компании по минимизации рисков мошенничества».
- Причины возникновения мошенничества в Компаниях РФ и СНГ. Какие условия способствуют возникновению мошенничества?
- Международное и российское законодательство по противодействию коррупции и мошенничеству. Какие существуют законодательные акты по противодействию незаконному присвоению активов?
- Условия, сопутствующие мошенническим и коррупционным проявлениям на предприятии. Как избежать «подталкивания персонала к совершению противоправных действий?
- Виды мошеннических действий руководителей и персонала на различных предприятиях. Какие наиболее характерные виды мошенничества для предприятий из различных секторов экономики?
- Методы борьбы со злоупотреблением доверием менеджерами различного уровня. Как правильно бороться с откатами и злоупотреблениями руководящего персонала?
- Преодоление «сопротивления» Руководства и менеджмента внедряемым нормам по контролю рисков мошенничества. Кто и почему будет сопротивляться введению технологий по контролю рисков мошенничества?
- Привлечение к сотрудничеству Руководства Компании. Как «убедить» Руководство в необходимости мероприятий по снижению уровня рисков мошенничества?
- Организация взаимодействия СБ с отделом кадров и другими подразделениями компании по вопросам противодействия коррупции и мошенничеству. Каковы основные направления взаимодействия и зоны ответственности Руководства и СБ?
- Разработка программы по предотвращению коррупции и мошенничества. Какие мероприятия следует включить в программу?
- Алгоритм действий руководителя СБ по внедрению мероприятий по предотвращению потерь от рисков мошенничества. Каково «место» СБ в программе по противодействию мошенничества?
- Кодекс деловой этики в Компании, как «инструмент» противодействия мошенничеству. Как правильно разработать Кодекс этических норм в Компании?
- Методические рекомендации по внедрению во внутренние локальные документы принципов противодействия коррупции и мошенничества. Что и как изменить во внутренних регламентах подразделений?
- Основные направления комплаенс-контроля, как «инструмента» противодействия мошенничеству. Что представляет собой комплаенс-контроль и на каких предприятиях он нужен?
- Отчетность СБ по управлению рисками мошенничества. Что и почему необходимо включить в План – Отчет СБ?
Выполнение практических заданий: «Противодействие мошенничеству»; «Разработка программы по снижению рисков мошенничества».
ТЕМА 8.
«Подбор и прием персонала с позиции безопасности. Безопасное увольнение».
- Процедуры приема на работу, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации и оформление трудового договора. Какие причины могут служить основанием для отказа в приеме на работу?
- Порядок анализа резюме и проверка персонала при приеме на работу. Сбор и анализ информации о физическом лице по методу SMICE и Анкеты для кандидатов. Какая информация собирается о кандидате и на что обращать внимание при изучении трудовой книжки, дипломов, характеристик и иных официальных документов?
- Использование информационных ресурсов Интернет для сбора информации о кандидате (ФМС РФ, ФНС РФ, ФССП РФ и иных государственных органов). Какие ресурсы и как правильно использовать при проверках?
- Правила проведения индивидуальных бесед с кандидатами на работу и психологические особенности кандидатов, представляющие опасность для предприятия. Как сформировать психологический портрет кандидата и какие ролевые игры можно использовать для этого?
- Методы выявления лжи в процессе коммуникаций (профайлинг) и анализ «языка тела». Какие манипуляции в общении и технологии убеждения можно использовать?
- Основания прекращения трудового договора и позиции судов при рассмотрении трудовых споров о неправомерном увольнении. Какие методы применяют адвокаты для защиты своих клиентов в трудовых спорах?
- Порядок взаимодействия СБ с руководителями подразделений по вопросам увольнения персонала и расставание с сотрудником, который может представлять опасность при увольнении. Как грамотно найти компромисс между работником и работодателем?
- Увольнение сотрудника не прошедшего испытательный срок и работа аттестационных комиссий для подтверждения квалификации. Как правильно расстаться с непрофессионалами?
- Сокращение штата и/или изменение условий трудового договора как «инструментарий» по избавлению от ненужных сотрудников. Как грамотно применить указанные способы?
- Особенности увольнения материально ответственных лиц и процедура проведения инвентаризации имущества. Как уволить сотрудника, к которому утрачено доверие?
- Особенности использования права работодателя на увольнение сотрудника из-за неоднократного неисполнения им трудовых обязанностей или за однократное грубое нарушение. Как правильно использовать данное право?
- Особенности работы с профсоюзами как с элементом защиты сотрудника при увольнении. Как убедить профсоюз согласовать процедуры увольнения?
- Способы достижения лояльности членов профсоюза по отношению к работодателю. Как убедить профсоюз к повышению лояльности персонала по отношению к работодателю?
- Порядок взаимодействия менеджеров СБ с юристами по безопасному увольнению сотрудников. Как СБ правильно организовать взаимодействие с юридическим отделом?
- Отчетность менеджеров СБ в направлении кадровая безопасность и показатели эффективности их работы. Какие критерии оценок существуют для различных направлений безопасности?
Выполнение практического задания: «Безопасное увольнение».