HR-стратегия компании. Аудит. Аналитика. Автоматизация бизнес-процессов
- Разработка и реализация HR-стратегии: HR-директор: роль, компетенции, функции. Ключевые тренды в управлении персоналом до 2020г. Выбор HR-стратегии на основе бизнес-стратегии компании. Влияние социально-экономической среды
- HR-аудит: взгляд на свою функцию со стороны «заказчика»: Технологии и методы экспресс-оценки. Комплексная диагностика системы управления персоналом. Корректировка HR-системы после аудита
- Практикум: HR-аудит собственной компании. План действий
- HR-аналитика: Цели и задачи. Удовлетворенность, лояльность и вовлеченность - показатели эффективной реализации HR-стратегии. Пирамида показателей. Эталонные значения и бенчмаркинг. Обзор ключевых метрик. Возврат инвестиций в персонал. Мониторинги рынка труда: баланс материальной и нематериальной мотивации, риски недоплаченности и переплаченности сотрудников
- Практикум: Разработка пирамиды HR-показателей и методик расчета для конкретных стратегий
- Бизнес-процессы HR-подразделения и их автоматизация: Процессы стратегического и тактического уровня. Принципы и уровни регламентации HR-процессов: «Политики», «Регламенты», «Процедуры», «Инструкции». Выбор бизнес-процессов и выбор ПО для автоматизации
Бюджетирование затрат на персонал (16:30-19:30)
- Ключевые тренды в области бюджетирования. Приоритетные направления по затратам на персонал. Взаимосвязь с другими бюджетами. Формирование, коррекция и защита бюджета. Методы снижения затрат на персонал в кризисных условиях
- Практикум: Расчет отдельных статей бюджета на персонал
Актуальные вопросы кадрового делопроизводства
- Оформление трудовых отношений
- Алгоритм действий до заключения трудового договора. Принятие решении о приеме на работу. Оценка состояния здоровья кандидата. Организация обязательных медосмотров. Правовые последствия за допуск к работе без медосмотра
- Анализ документов (обязательных, с учетом специфики), предъявляемых при заключении трудового договора. Ознакомление с локальными нормативными актами
- Трудовой договор: требование к содержанию, сроки, порядок заключения. Обязательные и дополнительные условия трудового договора. Отличие трудового от гражданско-правового договора
- Оформление кадровых документов: приказ, личная карточка Т – 2: правила ведения и хранения ЛК, страховой стаж, воинский учет, внесение изменений и исправлений в личную карточку, практические нюансы оформления ЛК. Порядок заполнения, основные ошибки. Оформление личного дела работника
- Дополнительные документы при приеме: документы о персональных данных, соблюдение коммерческой тайны, сообщение о госслужащих. Материальная ответственность работника и работодателя
- Особенности оформления работы по совместительству. Дополнительная работа: совмещение исполнение обязанностей отсутствующего и т.д. Порядок оформления и отмены
- Особенности документирования трудовых отношений, предоставление гарантий и компенсаций отдельным категориям: водители, совместители, дистанционные работники, бывшие госслужащие, вахтовики, беременные женщины и лица с семейными обязанностями
- Организация кадрового учета при массовом приеме и увольнении. Метод Поточного КДП: секреты профессионала
- Переводы и изменение трудового договора.
- Журналы (книги) учета и регистрации (необходимый перечень, правила ведения, заполнения и хранения)
- Трудовая книжка: правила хранения, ведения, учета и выдачи ТК. Назначение ответственного лица за работу с ТК. Необходимые книги учета при работе с ТК. Обязанность работодателя выдать ТК в день увольнения. Сложные вопросы и наиболее частые ошибки при работе с ТК. Внесение изменений и исправлений в ТК. Практические примеры основных записей в ТК
- Рабочее время и время отдыха
- Рабочее время. Норма рабочего времени. Табель учета рабочего времени. Обзор отклонений от стандартного рабочего времени. Современные тенденции
- Работа за пределами рабочего времени. Оформление документов при ведении ненормированного рабочего дня. Оформление привлечения к сверхурочной работе. Оплата сверхурочной работы
- Сокращённое и неполное рабочее время. Предоставление гарантий
- Работа в выходные дни и компенсация за такую работу
- Суммированный учет рабочего времени. Типичные ошибки. Графики работы, правила их составления
- Графики отпусков: правила составления. Предоставление отпуска по графику и вне графика. Оформление различных видов отпусков. Разделение отпуска на части. Когда возможен отзыв из отпуска. Отпуск без сохранения заработной платы. Учебный отпуск: кому предоставлять и как правильно оформить. Отпуск по беременности и родам и по уходу за ребенком
- Компенсации (удержания) за неиспользованный (предоставленный авансом) отпуск при увольнении работника
- Командировки: оформление документов
- Больничные, прогулы (в том числе «потерявшиеся работники»), иные неявки: на что обратить внимание при учете рабочего времени
Разработка ключевых документов компании (16:30-19:30)
- Локальные нормативные акты: обязательные и факультативные. Цели документов и значение для бизнеса. Порядок разработки, утверждения, ознакомления работников, внесения изменений
- Штатное расписание. Правила внутреннего трудового распорядка. Должностные инструкции / должностные обязанности. Коллективный договор. Положение об оплате труда и Положение о премировании. Положение о защите персональных данных. Положение о командировках. Организационно-штатная структура. Положения о структурных подразделения
Правовое регулирование нормирования и оплаты труда
- Оплата труда в локальны х актах и трудовых договорах
- Значение оплаты труда в трудовых отношениях. Правовое регулирование оплаты труда. Локальные нормативные акты об оплате труда, их структура и содержание. Оплата труда в трудовом договоре
- Сроки выплаты заработной платы, изменение в правовом регулировании
- Индексация заработной платы. Текущая судебная практика по вопросам индексации заработной платы
- Системы оплаты труда, их законодательное и локальное регулирование
- Типовые ошибки установления оплаты труда в ЛНА и трудовых договорах. Примеры правильных формулировок
- Ответственность компании при нарушениях в сфере оплаты труда. Изменения в КоАП РФ
- Оплата труда: надбавки, доплаты, премии
- Премия как инструмент повышения эффективности. Локальные нормативные акты, регулирующие премирование. Риски работодателя при формулировании условий премирования, удачные формулировки. Судебная практика.
- Оплата труда в северных регионах. Северная надбавка и районный коэффициент. Кому и как платить. «Северные» в трудовом договоре и ЛНА. Типовые ошибки при установлении «северных»
- Повышенная оплата за «вредность». В каких случаях устанавливаются. Как зависят «вредные» доплаты от спецоценки условий труда. Судебная практика
- «Разъездная» надбавка. В каких случаях устанавливается надбавка за разъездной характер работы. Изменение в судебной практике по налогообложению надбавки
- Рабочее время и оплата труда
- Норма рабочего времени. Обзор отклонений от нормы и их оплата. Сверхурочная работа и работа в выходной день. Оплата труда при сверхурочной работе и работе в выходной день. Особенности при суммированном учете рабочего времени. Типовые ошибки работодателей. Судебная практика
- Ненормированный рабочий день. Оформление документов. Предоставление компенсации.
- Должностные инструкции, как инструмент регламентации оплаты труда
- Значение должностной инструкции. составление должностной инструкции, как использовать для этого профстандарты. Риски при отсутствии должностной инструкции, судебная практика. Алгоритм разработки должностной инструкции, распределение зон ответственности отдела кадров и подразделений
- Правовые проблемы при изменении должностной инструкции. В каких случаях работник может отказаться от изменений. Как быть, если работник не согласен. Судебная практика
- Нормирование труда и его применение на практике
- Нормирование труда, как определение количества труда. Виды норм труда, их использование в современном бизнесе. Правовое регулирование нормирования труда. Нормы управления и их значение для руководства компанией
- Нормированные задания для офисных работников. Нормы времени их применимость для различных должностей и профессий
- Разработка норм труда в компании. Фотография рабочего дня, хронометраж как способы разработки норм труда. Алгоритм проведения фотографии рабочего времени. Расчет численности на основании норм труда
- Применение результатов фотографии рабочего времени для различных сфер детальности компании. Практикум по работе с инструментом «фотография рабочего дня»
- Изменение оплаты труда
- Изменение системы оплаты труда при изменении бизнес-среды. Возможные варианты и сопутствующие риски. Правовое регулирование изменения заработной платы
- Изменение системы премирования. Внесение изменений в локальные нормативные акты
- Изменение оклада или соотношения оклад-премия. Необходимость изменению трудового договора. изменение оклада с согласия работника
- Этапы изменения условий трудового договора без согласия работника. Оформление документов, сопровождающих изменения
- Увольнение в связи с отказом изменения трудового договора
- Риски работодателей при изменении заработной платы. Судебная практика
- Разбор ситуаций работников, ответы на вопросы, проработка образцов документов по темам
Практикум по грейдированию разными методами: Hay, Tower Watson и другие школы (16:30-19:30)
- Система грейдов. Принципы построения и условия применения. Методы разработки факторов оценки
- Оценка должностей – выбор метода оценки. Формирование грейда: определение размера вилки и шага. Построение системы грейдов. Опыт применения в различных компаниях
- Совершенствование системы грейдирования
- Практикум: Оценка должностей и построение системы грейдирования разными методами
Управление эффективностью сотрудников. Материальная и нематериальная мотивация
- Понятие системы мотивации и ее роль в управлении персоналом
- Составляющие и принципы системы мотивации персонала. Причины и факторы демотивации сотрудников. Диагностика системы мотивации, мониторинг удовлетворенности персонала
- Система вознаграждения персонала и компенсационного пакета. Соотношение постоянной и переменной части в структуре личного трудового дохода для различных категорий сотрудников
- Постоянная часть вознаграждения
- Тарифная и бестарифная системы оплаты труда. Принципы построения и условия применения
- Система грейдов. Методы разработки факторов оценки: простое ранжирование, интегральный метод, балльный метод с анализом по ключевым факторам. Преимущества и недостатки. Разработка структуры заработных плат. Оптимальная цена должности. Оптимальное соотношение постоянной и переменной частей. Определение роста зарплат внутри диапазона (грейда). Система доплат, надбавок и льгот. Принципы построения и условия применения. Пересмотр зарплат
- Переменная часть вознаграждения
- Основные элементы системы премирования. Традиционные и нетрадиционные виды премирования. Порядок и условия премирования, требования к показателям премирования. Структура премиальных выплат в разрезе должностей
- Показатели, используемые для оценки эффективности и мотивации персонала
- Разработка и управление переменной частью оплаты труда на основе системы KPI: цели и задачи системы KPI. Построение дерева целей и декомпозиция целей. Определение результативности сотрудника. Критерии премирования. Формирование индивидуальной карты KPI сотрудника. Учет индивидуальных и коллективных результатов. Особенности разработки, внедрения и применения системы KPI. Неоправданные ожидания
- Система управления по целям (Management by objectives) и система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard). Политика долгосрочных премиальных планов для руководителей высшего звена
- Социальные льготы / Социальный пакет
- Построение системы социальных льгот. Структура социальных льгот. Принцип «Кафетерия». Источники финансирования. Оценка эффективности социального пакета
- Нематериальная мотивация
- Факторы нематериальной мотивации персонала. Мотивационный профиль и психотип сотрудника. Инструменты определения. Источники финансирования и структура нематериальной мотивации. Корпоративная культура. Формирование управленческий команд и эффективное управление ими. Кадровый резерв. Обучение и наставничество. Оценка эффективности нематериальной мотивации
Практикум по разработке KPI (16:30-19:30)
- Система ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators), ее цели и задачи
- Декомпозиция целей
- Определение результативности сотрудника. Критерии премирования
- Формирование карты KPI сотрудника и оценка их выполнения
- Практикум:
- Построение дерева целей подразделения/компании
- Определение KPI сотрудника на основе дерева целей
- Построение карты KPI сотрудника и расчет премии на ее основании
Управление изменениями при работе с персоналом
- Человеческий ресурс и изменения: особенности восприятия и освоения
- Теория поколений в контексте коммуникаций и работы с изменениями
- Сопротивление изменениям. Конфликты при внедрении изменений. Профилактика и преодоление
- Готовность к изменениям на уровне компании. Создание среды изменений
- Эффективное внедрение изменений
- Вовлечение в процесс разработки изменений. Агенты изменений
- Моделирование изменений, пилотные проекты. Оценка эффективности изменений. Ловушки статистики и оценки результатов
- Дорожная карта сопровождения изменений в разрезе поколений. Опыт компаний
- Каскадирование информации по изменениям. Подготовка менеджмента
- Оценка эффективности внедрения изменений. Особенности проведения опросов
- Матрица коммуникаций и инструментов сопровождения изменений
- Создание эффективной коммуникационной среды. Принципы построения эффективной коммуникации: язык, каналы, форма, время
- Матрица коммуникаций при внедрении изменений
- Выбор и реализация ключевых HR-инструментов, поддерживающих систему изменений (обучение и развитие, кадровый резерв, материальная и нематериальная мотивация)
- Практикум: Разработка дорожной карты внедрения изменений
HR-маркетинг. Создание и продвижение HR-бренда. Профессиональный внутренний и внешний PR (16:30-19:30)
- Сущность и принципы маркетинга персонала. Маркетинговые исследования и маркетинговая информация в области персонала
- Виды, содержание, способы получения и обработки маркетинговой информации
- Оценка эффективности каналов коммуникации в маркетинге персонала
- Анализ внутренней и внешней среды деятельности организации по управлению человеческими ресурсами
- HR-практики и инструменты по работе с внешней и внутренней аудиторией компании; приоритетные внешние и внутренние коммуникационные каналы в зависимости от целей и характеристик бренда
- Позиционирование бренда «сильного и привлекательного» работодателя
- Технология и инструментарий digital-продвижение HR-бренда
- Формирование имиджа и управление репутацией
- Работа над личным брендом первых лиц
- Влияние имиджа работодателя на рынке труда на корпоративный имидж компании и качество привлекаемых соискателей
- Методика создания ценностного предложения EVP, коммуникационная стратегия для этого предложения
- Оценка команды и на основе полученных данных формирование эффективной программы для повышения лояльности персонала и рекомендаций по снижению затрат на HR