Закон сохранения энергии. Решение кейса

Закон сохранения энергии. Решение кейса

Executive.ru в рамках совместного проекта с порталом FD.ru «Решаем проблемы финдиректоров» предложил участникам Сообщества проверить свои силы и поделиться опытом решения предложенной бизне-ситуации – кейса «Закон сохранения энергии».

В кейсе описывалась следующая ситуация.

После реформы электроэнергетики «РАО ЕЭС России» в сферу деятельности «РЖД» помимо грузовых и пассажирских перевозок стала входить и транспортировка электрической энергии. Как компании снизить уровень потерь электроэнергии при оказании услуг по ее передаче?

Мы попросили участников Сообщества предложить свое решение этой проблемы.

Сегодня мы представляем все решения этого кейса, присланные участниками Сообщества. Автор лучшего решения Анатолий Андреев, генеральный директор «Консультант по туризму», в качестве приза получает бесплатный доступ к электронному архиву журнала «Финансовый директор» на 3 месяца.

Автор кейса – Иван Долинин, руководитель Энергосбыта Горьковской железной дороги – филиала «РЖД».

Комментарий эксперта:

Андрей Воронов, руководитель проекта FD.ru

В тех решениях кейса, что уже опубликованы на FD.ru, затронуты многие аспекты проблемы (технические, организационные, ИТ). На мой взгляд, каждое из предложенных решений отвечает заявленной просьбе о креативности и нестандартности.

Но одним из наиболее важных является вопрос о «бездоговорном потреблении» и от его решения в первую очередь зависит возможность управления энергетическими ресурсами компании.

Решить этот вопрос без политической воли руководства компании не возможно. Никакие организационные и технические решения на среднем уровне не заставят платить за электроэнергию ведомственный детский сад и «кинувшего» провода к линии владельца торгового киоска на вокзале.

И если разобраться со вторым, в принципе, возможно, то при решения вопроса с первым стоит оценивать и политическую целесообразность.

Для решения вопроса в комплексе, необходимо три составляющих:

1. Наличие того, что в управлении проектами называется «спонсор проекта»;

2. Заключение формальных и неформальных договоренностей между руководством ГЖД и руководителями регионов, через которые она проходит, о том «кого можно трогать», а «кого нет» (детские сады, школы, воинские части и т.п.). Без наличия союзников в региональных администрациях все изменения будут существенно тормозиться;

3. Удержаться на тонкой грани между «социальной ответственностью бизнеса» (снабжение электроэнергией ведомственных детских садов и спорт сооружений) и «борьбой с бездоговорным потреблением электроэнергии». Здесь практически невозможно обойтись без грамотной PR-кампании в СМИ (для объяснения своей позиции населению и органам государственной власти).

И четвертое:

После того, как этот вопрос решен: воспользоваться предложениями из решений кейса.

Решение Анатолия Андреева

1. Рациональный расход электроэнергии на предприятиях филиала.

Система управления передачей электроэнергии строится на квотировании и заявках. Как это работает. По данным расхода за последний год рассчитываются текущие лимиты на месяц. Делим на три, получаем лимит на декаду. Заявку на очередную поставку предприятие — потребитель подает незадолго до исчерпания текущей поставки. По результатам экономии и оплаты составляются рейтинги.

Заявки предприятий удовлетворяются в порядке нахождения определенного предприятия в рейтинге экономии, а затем оплаты (порядок может нами изменяться в зависимости от выбранного нами критерия оптимизации).

2. Контроль и исполнение договорных отношений.

Очевидно, железная дорога вопиет об автоматизации означенного процесса. И решение уже внедрено во многих компаниях производственной сферы. По результатам внедрения имеется статистика, говорящая, что время согласования договора снижается с 14 до 3-4 дней. Также, система позволяет автоматизировать и контроль исполнения. Название системы здесь не приводится по соображениям этики.

3. Формирование цены на электроэнергию

В соответствии с пунктом 2 статьи 40 федерального закона 35-ФЗ от 26.03.03 «Об электроэнергетике» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.12.2004 N 211-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 04.11.2007 N 250-ФЗ) «цены (тарифы) на электрическую энергию, поставляемую потребителям электрической энергии энергосбытовыми организациями, не являющимися гарантирующими поставщиками, являются свободными, складываются под воздействием спроса и предложения и не подлежат государственному регулированию».

Исходя из этого, делим предприятия-потребителей на те, которые обеспечивают инфраструктурную деятельность железной дороги (стратегия субсидирования цены на электроэнергию), и которые находятся в конкурентной среде (стратегия зарабатывания денег через установление цены на уровне рынка).

4. Снижение потерь электроэнергии в сетях при передаче.

Решение задачи лежит на путях обращения к институту страхования риска потери электроэнергии. Страховщик по необходимости будет уделять внимание превентивным мероприятиям. Кроме этого, включится экономический механизм, позволяющий страховщику требовать возмещения убытков у компании-потребителя, по вине которой (установленной в судебном порядке) произошли непроизводительные потери, а железной дороге получать страховое возмещение по факту непроизводительных потерь, удостоверенному актом страховой компании.

Другие решения кейса «Закон сохранения энергии»:

В текстах решений сохранена авторская орфография и пунктуация

Решение Георгия Джиошвили

Я предлагаю следующую схему управления передачи электроэнергии: Фактически вся схема интересна. Горьковская ЖД — является как потребителем, так и поставщиком. Затраты на передачу электроэнергию при передаче, не компенсируется в целом поставщикам электроэнергии, что приводит к убыткам и нарушает права потребителей электроэнергии.

Полагаю разумным заключить напрямую со смежными сетями (схема) договоры на услуги по передаче электроэнергии. Транзит через Горьковскую ЖД прекратить. Потери за электроэнергию Горьковская ЖД будет нести сама, что приведет к экономии электроэнергии. В случае необходимости, при перерасчете общего потребления энергии возможно перезаключения всех договоров как со смежными электросетями, потребителями, так и с Горьковской ЖД исходя из потребляемой мощности. Тем самым финансовые потоки будут централизованы и полностью контролироваться основным поставщиком в соответствии со всеми требованиям и методиками по организации расчетов с потребителями электрической и тепловой энергии и соответствовать всем рекомендациям и указаниям РАО ЕЭС России по организации энергосбытовой деятельности.

Решение Кирилла Нестерова

В данном случае сложность решения заключается преимущественно в способе ее постановки. Попробуем разобрать подробно. В запросе можно выделить четыре совершенно не связанные друг с другом задачи.

1. Рациональный расход электроэнергии — для решения этой задачи нет ни малейшей разницы, является ли потребитель центром затрат или нет и какой деятельностью занимается. Есть два обязательных пути — технический (разобраться в электросхеме потребления каждого из потребителей, выявить избыточное потребление, заменить точки потребления на минимально возможные — лампы накаливания на галогеновые, двигатели — на менее мощные, замерить сопротивление внутренних сетей, отменить отопление электричеством и т.д. Никакого креатива, сплошная скучная рутинная работа. После чего установить нормы потребления в зависимости от времени года и т.д.) и мотивационный — опять же все по максимуму оптимизировать, установить нормы потребления и доплачивать за экономию.

2. Контроль за исполнением договоров — опять же ничего из описания не меняет сути работ. Правда небольшое количество их делает нецелесообразным внедрение каких бы то ни было сложных информационных продуктов. Опять же — технически — это счетчики, организационно — люди, которые за это отвечают своей з/пл и утвержденные правила и сроки действий в случае неоплаты (очень скучные — когда пишется письмо о задолженности, когда отключается подача, когда подается в суд...). Единственное, нужно создать примитивную ежедневную отчетность о состоянии дел.

3. Варианты установления цен на электроэнергию — вопрос вообще непонятен. Есть ограничения, устанавливаемые государством, есть политика компании по социальным вопросам, есть издержки передачи, есть закупочная цена. Для социальных групп — закупочная цена+издержки передачи. Для всех остальных — максимально возможная.

4. Снизить уровень потерь при передаче — задача опять из двух частей. Технически — подбор напряжения, уменьшение сопротивления.... Организационно — после оптимизации расхода у каждого из потребителей создается общая схема с точками потребления и точками подключения к внешним источникам. После чего оптимизируются объемы закупки в каждой точке с тем, чтобы суммарные потери были минимальны (если, например потери зависят от расстояния передачи — максимально уменьшается среднее расстояние, если от качества линий — максимум энергии передают по этим линиям, если от напряжения — то по этому параметру — в кейсе нет информации об основных причинах потерь.

5. Не прозвучала как задача, но похоже подразумевается — борьба с воровством энергии. Для этого, как и для оптимизации потоков необходимо создавать систему счетчиков, с которых в регулярном режиме собирается и анализируется информация. Это позволяет одновременно оперативно выявлять участки на которых происходит воровство или идет перерасход по нормам и дает информацию для анализа, по результатам которого происходит оптимизация.

Решение Сергея Лукьяновича

Автор просит, чтобы мнение было креативным и не стандартным. Насчет креативности — не в этом кейсе, а вот по поводу не стандартности — уверен, что ответ таковым и будет, т.к. я предлагаю не ломать голову над «усложнением» ситуации, а в соответствии с указанной блок-схемой организовать соответствующий учет и использование информации для управления результатом.

Пример совершенно не сложен, более того даже примитивен. Единственное — масштаб деятельности, география компании, большое количество ответственных лиц в различных регионах создают эффект того, что «страшно». Система продажи билетов на железной дороге куда сложнее, при этом ЖД справляется.

В данном примере энергия является и товаром для перепродажи и одним из видов основных затрат. Соответственно необходимо понимать результат от перепродажи, правильно исключать товары из себестоимости услуг. При этом, в момент приобретения энергии компания еще не знает, где она будет использована, т.е. дебет счета расчетов с поставщиками энергии отражает все количество мегаватт, но с кредита списание должно быть на основании различных документов: списание на реализацию, списание на затраты.

Тут АЖ ДВА аналитических кода необходимо иметь :). Безусловно, аналитическая структура бизнеса сложнее, я не знаю, как организован учет в компании, но в консолидированной базе все расходы на электроэнергию должны быть с необходимой аналитической привязкой. По направлению деятельности, по регионам, по поставщикам и т.п. Чтобы дать точный ответ необходимо понимать бизнес-процесс.

Результаты реализации электроэнергии — отдельная зона контроля. Также необходимо понимать принципы ценообразования, что их лимитирует, толи энергорынок или есть лимиты, обусловленные регулированием данного рынка со стороны государства. Но в любом случае по данному направлению необходимо иметь свой P/L в разрезе каждого покупателя в каждом регионе.

По поводу учета договоров и взаиморасчетам по ним — должен быть прописан данный процесс и закреплен за ответственными лицами. Наверняка, это направление деятельности имеет не одно ответственное лицо в компании, которое отвечает за данный процесс. В этом бизнесе, как и в любом другом, необходимо планировать объемы потребления, «привязывать» их к поставщикам и покупателям. Сложности также не вижу. 70 договоров — 1 день работы бухгалтера, это скорее вопрос к бухгалтеру, нежели к CFO. Финансовый директор должен проконтролировать соответствие аналитики для корректного формирования результата (вернее даже проконтролировать то, думал ли над этим вопросом аналитик).

Извиняюсь на нестандартность, но, действительно, я не увидел сложности ситуации, а детали, которые, действительно, могут усложнить процессы учета, контроля, документооборота, работы с информацией в кейсе не указаны, да это было бы ни к чему — т.к. они усложняют процессы их внедрения систем, а сам бизнес-процесс не сложен.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Оставлять решения могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Высшая школа бизнеса ВШЭ провела первый выездной модуль МВА в Китае

Партнером ВШБ стала бизнес-школа CEIBS (China European International Business School).

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.