Сколько российский потребитель готов заплатить за смартфон

По подсчетам консалтинговой компании Business Planner, средняя цена смартфона, продаваемого в России, в октябре 2017 года составила 12 251 рубль, притом, что во втором полугодие 2016 года она равнялась 9500 рублям. Если же абстрагироваться от более дорогих смартфонов iPhone и брать только устройства на платформе Android, то их средняя цена составила 8320 рублей.

В 2017 году 69% продаж смартфонов в России находится в категории до 10 тыс. рублей. Средняя цена смартфона премиум-сегмента составила 27 575 рублей. Отмечается, что наиболее динамично развивается ценовой сегмент среднего класса смартфонов от 10 тыс. до 20 тыс. рублей. Доля подобных устройств на рынке в 2017 году вплотную приблизилась к 30%. Подобная динамика связана с существенным ростом продаж гаджетов китайских бюджетных брендов, таких как Xiaomi, Meizu, ZTE, Huawei и Honor.

Средняя цена смартфона варьируется в зависимости от региона – от 17,5 тыс. рублей в Москве до 8600 рублей в Приволжском федеральном округе.

Крупнейший региональный рынок смартфонов, московский, в 2017 году демонстрирует существенный спад. Продажи смартфонов в столице сократились на 8%. Всего было продано порядка 1,35 млн смартфонов на сумму более 23 млрд рублей. Московский рынок в 2017 году составил 11% российского рынка, тогда как в 2016 году Москва занимала 13% от общероссийских продаж смартфонов. Причин падения позиций Москвы несколько: столица перенасыщена предложением, доля москвичей, у которых есть смартфоны, гораздо выше общероссийской. К тому же в 2016 году активные продажи iPhone создали эффект высокой базы по отношению к 2017 году.

Среди других городов-миллионников больше всего спрос на смартфоны вырос в Новосибирске (+18%), Омске (+17%) и Красноярске (+16%). В рублях лучшую динамику показали Красноярск (+25%), Новосибирск (+23%) и Уфа (+22%). Падение продаж, кроме Москвы, замечено еще в одном городе-миллионнике – Краснодаре.

Лидерские позиции сохраняют аппараты Samsung, чей смартфон в среднем стоит 10 505 рублей. Компания занимает почти четверть (23%) российского рынка смартфонов в штуках. На втором месте идет Apple, восстановившая свои позиции после падения продаж в 2015 году (в денежном выражении Apple обгоняет Samsung и занимает первое место). На третье место вышла Huawei.

Китайцы активно захватывают российский рынок, отвоёвывая долю у корейских брендов. Средняя цена китайского смартфона в прошлом году составила 5656 рублей, что гораздо ниже средней цены Samsung. Китайские смартфоны за первые 9 месяцев 2017 года заняли больше половины российского рынка в штучном выражении. Ожидается дальнейший рост доли товаров из Поднебесной, по крайней мере, до 60% рынка. При этом, средняя цена на них в ближайшее время вряд ли поднимется выше 6500 рублей. За прошедшие несколько лет китайские производители смартфонов добились впечатляющих успехов и теперь их продукция часто не уступает, а по некоторым параметрам и превосходит лидеров рынка по своим техническим характеристикам.

Ключевыми факторами для россиян при выборе смартфона, помимо цены, являются срок работы батареи, качество и сохранность аппарата для длительного пользования. Среди достоинств Samsung пользователи выделяют разрешение экрана и сетевые возможности. В Apple привлекает бренд, операционная система и разрешение камеры. А те, кто покупает китайские модели, отдают предпочтение соотношению цена / качество. Китайские бренды второго эшелона успешно конкурируют с большинством брендов первого эшелона, за исключением гаджетов от фирмы Apple. Престиж – основная мотивация покупки смартфона на платформе iOS.

Относительно твёрдыми на российском рынке позиции остаются только у смартфонов iPhone, которые всегда найдут своего потребителя. Доля Samsung продолжит сокращаться за счёт роста китайских смартфонов, которые будут предлагать пользователю всё более качественный товар по конкурентоспособным ценам. Впрочем, Samsung постарается удержать свои позиции в штучном выражении. Всё же бренд в России имеет высокую репутацию за счёт 25-летней истории продаж в нашей стране аудио-, видео- и бытовой техники. Успешная маркетинговая политика, партнерская программа и связи с розничными сетями позволят компании более или менее успешно противостоять китайской экспансии.

Компания: Pronline – онлайн PR-агентство