Насколько тренинги по НЛП полезны для бизнеса

Почему я нахально заявляю, что могу рассказать об НЛП то, о чем другие молчат? Дело в том, что НЛП – не единственная и не главная «поляна», которую я освоил. Я изучал и практиковал онтопсихологический метод, когнитивную психологию, телесно-ориентированные практики, технологии креативности... Я применял все эти подходы в бизнесе, а потом и в работе тренера и консультанта.

Мое отношение к НЛП с одной стороны, очень теплое. Я искренне люблю НЛП, прочитал, наверное, все книги, изданные на русском языке, и ключевые на английском. С 1995 по 1997 годы прошел курс практика и мастер-практика НЛП. И до сих пор успешно применяю эти технологии в работе. С другой стороны, я не испытываю к этому направлению фанатизма. Это позволяет мне трезво оценивать его пользу и практический смысл.

Мне неоднократно приходилось видеть объявления о семинарах и тренингах, посвященных применению нейролингвистического программирования в деловых переговорах. Обычно обещают быстро и легко научить управлять поведением и реакциями людей. Если честно, то форма и содержание некоторых таких объявлений производят на меня странное впечатление: как будто меня приглашают на курсы наперсточников или лохотронщиков.... Также я встречал немало людей бизнеса, которые относятся к НЛП, как чему-то вроде шаманства или надувательства. Давайте попробуем понять, откуда сформировалось такое отношение?

бизнес

В первой части статьи я рассмотрю историю НЛП не с точки зрения НЛП-фанатика, а с точки зрения человека бизнеса. Это мой взгляд, который основан на личном опыте, практике и взаимодействии с бизнесменами. Во второй части немного расскажу о том, что можно получить на тренингах НЛП по переговорам и насколько это применимо.

У нейролингвистического программирования в России интересная судьба. Массовая публика впервые это название вычитала в одной из книг популярного психиатра-психолога Владимира Леви. Если не ошибаюсь, это произошло в конце 1970-х годов. Мэтр высмеял ажиотаж, который подняли первые энтузиасты НЛП в Москве. Вторая волна нейролингвистического программирования прокатилась по стране уже значительно шире и была инициирована перестройкой и открытыми границами. Люди получили возможность съездить в Америку и пройти семинары у отцов-основателей НЛП Ричарда Бендлера и Джона Гриндера.

Я был знаком с некоторыми людьми из этой первой волны. Честно говоря, эти люди мне очень нравились. И то, что они делали, нравилось тоже. Эти люди были успешны, талантливы и чрезвычайно убедительны. Но, самое главное, они учились у «отцов-основателей», а это дорогого стоило. Первая волна людей, занимавшихся НЛП, в основном использовала эти технологии для психотерапии, образования и программ личностного роста. Применение для бизнеса они, практически, не рассматривали.

Следующие поколения НЛП-истов было уже совершенно другим. Большинство из них не учились у Бендлера и Гриндера, а учились у наших и западных тренеров и мастеров первой волны. Кроме того, энтузиазм второго поколения был направлен уже и в область заработка денег с помощью изученных методик, а не только на личностный рост или помощь пациентам.

Следующие волны НЛП-истов, кроме «классики», начали заниматься всяческими «улучшениями» НЛП, скрещивая НЛП с шаманизмом, биоэнергетикой и прочими «потусторонними» вещами.

Что может дать НЛП-тренинг?

Чаще всего не больше чем то, что изложено в самых первых книгах Бендлера, Гриндера, а также Роберта Дилтса и Майкла Холла. Человек, приходящий на тренинг, который ведет НЛП-специалист, должен помнить, что НЛП было разработано в 1970-е годы, как система, моделирующая высококлассных психотерапевтов. И все первые технологии НЛП касались больше психологии, а не бизнеса.

Что, как правило, люди получают во время стандартного НЛП-тренинга по бизнес-переговорам?

Первое: вам обязательно расскажут о прессупозициях или базовых предположениях НЛП

С этого начинается практически любой НЛП-тренинг. Эти утверждения задают «систему верований» о мире, человеке и его возможностях. Базовые прессупозиции НЛП – это некие позитивные утверждения о мире и вас. Пример подобного утверждения: «Карта – это не территория», или «Вселенная – это дружественная сфера, изобилующая ресурсами». НЛП-фанатики принимают пресупозиции за абсолютную истину, забывая о том, что даже Гиндер писал, что все эти утверждения – всего лишь одна из возможных моделей. Практическая ценность пресуппозиций существует, но для бизнеса она не является основополагающей. Более того, базовые пресуппозиции НЛП – вдохновляющие, позитивные и гуманистические, но их глубокий идеализм может откровенно навредить как людям бизнеса, так и компаниям.

Второе: наверняка, расскажут о каналах восприятия

Научат делить людей на «визуалов», «аудиалов», «кинестетиков» и «дигиталов». Вы научитесь определять, какая из систем восприятия является у человека ведущей, по его словоупотреблению и поведению. Кроме того, вас будут учить распознавать так называемые глазные сигналы доступа: то есть, определять по направлению взгляда, рассматривает ли человек внутренние картинки, прислушивается ли к внутренним ощущениям или ведет внутренний диалог.

Все это действительно можно применять в ходе переговоров, хотя для бизнеса эти умения, возможно, не являются ключевыми. Кроме того, для уверенного определения, а тем более использования, ведущей системы восприятия или интерпретации положения глаз клиента в ходе переговоров, вам однозначно будет недостаточно ни двух-, ни трех-, ни десятидневного тренинга. Для уверенного освоения этих методик нужны недели и месяцы практики. Если не верите, почитайте книгу Джона Гриндера «Шепот на ветру», где подробно описано, как неистово тренировались создатели НЛП, когда открывали, разрабатывали и осваивали эти методики.

Третье: это «постановка якорей»

Эта техника позволяет фиксировать и вызывать у партнера по переговорам определенные и нужные вам психологические состояния. Чтобы эта техника хоть как-то работала, вы должны овладеть искусством «калибровки». «Калибровка» – это умение различать тончайшие изменение во внешнем облике, поведении и состоянии клиента. Приведу пару любопытных примеров.

Меня учили, например, отслеживать изменение цвета кожи человека в ходе взаимодействия с ним, степень кровенаполнения губ, высоту голоса, темпа речи и т.п. Если упражняться каждый день, то мало-мальски пристойно вы научитесь «калибровать» приблизительно за месяц. Мое мнение: калибровка – это не просто нужное, а чрезвычайно нужное умение для тех, кто ведет переговоры. Калибровка позволяет считывать нюансы того, что происходит с человеком. Это умение позволяет увидеть как на человека, на самом деле, действуют те приемы, с помощью которых вы пытаетесь оказать на человека (клиента, бизнес-партнера) влияние.

Здесь я, пожалуй, закончу эту статью. Приводить примеры того, чему учат на стандартных тренингах НЛП в переговорах можно долго. Но есть два ключевых момента. Момент первый: для человека бизнеса НЛП – это всего лишь техники. Для НЛП-тренера – это его жизнь, любовь и идеология. И эта идеология может вам не подойти. Второй момент: чтобы применять в реальной жизни техники НЛП (не с пациентами, а с бизнес-партнерами), требуются очень серьезные и длительные тренировки. Если вам обещают, что вы сможете их использовать после двух, трех, четырех дней тренинга, не верьте! На тренинге вы просто познакомитесь с новым материалом.

Чтобы нормально освоить техники НЛП и применять их в переговорах, нужны постоянные занятия: индивидуальные и групповые. И занятия эти должен вести не специалист по психотерапии, а тот, кто знает НЛП и имеет приличный опыт ведения бизнес-переговоров.

Впервые статья была опубликована на Executive.ru 21 июня 2013 года в рубрике «Творчество без купюр». Реанонсирована в контентном блоке в рамках специального проекта редакции

Расскажите коллегам:
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Казахстан

Очень часто и очень многие преподносят какую-то теорию или методику как волшебную палочку, как панацею. И очень важно не стать одержимым одним методом. В этом смысле данный материал полезен для понимания того, что можно ожидать, а чего не стоит в области НЛП. А касательно НЛП я всегда скептически относился к обещаниям в этой области. Как собственно и в других областях, где обещается решение проблем за 5 минут.

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Неназойливое ''впаривание'' :) Цитата: [COLOR=blue=blue]Для того, чтобы нормально освоить техники НЛП и применять их в переговорах, Вам нужны постоянные занятия: индивидуальные и групповые. И занятия эти должен вести не специалист по психотерапии, а тот, кто знает НЛП и имеет приличный опыт ведения бизнес-переговоров.[/COLOR] Читаем между строк - и кто же этот тот?
. . . . Директор по развитию, Москва

Вот странная ситуация получается, вы заметили? С одной стороны нлп тренера советуют нам с вами больше молчать и слушать. С другой стороны должны быть те кого мы должны слушать - это конечно нлп технологи. Тут все понятно, - чтобы вас энелпи-уболтать, требуется что бы вы как минимум закрыли свой рот.
Мой совет достаточно прост - как только вы поймете что перед вами нлпи-продавец, говорите тогда когда он говорит и слушайте - когда он молчит. Успех гарантирован, - вы купите то, что вам действительно нужно!

Партнер, Москва

Не очень поняла смысла опубликования данной статьи. Автор привел в пример только 3 пункта (пресуппозиции, каналы восприятия и якоря), хотя для обучения бизнес-переговорам существуют гораздо более полезные техники НЛП. Их далеко не 3. И вывод о том, что этому невозможно научиться за 2 дня, отдает тренинговой пропагандой 90-х годов. Ну да, невозможно. Так ни на одном тренинге вы за 2 дня навыкам не научитесь несмотря на то, что подобные обещания всегда содержатся в каждой программе каждого бизнес-тренинга. Почему люди нормально читают это и входят в праведный раж, когда то же самое им обещает НЛП?
НЛП в первую очередь - технология моделирования. Вам дают инструмент и потом вы ему тренируетесь сколько влезет :)

HR-директор, Москва

Согласна с Анной - это технология моделирования, а то, что предлагают, как волшебную палочку, набор техник, это есть в любом виде тренингов. НЛП в этом не исключение. Плохо только то, что НЛП дискредитировали массовостью и низким уровнем преподавания. Если эту технологию давать ''с умом'' и профессионально, а также встраивать в обучение не ради технологии, а для оптимального достижения поставленных целей бизнеса, то она хорошо заиграет.

Менеджер по персоналу, Ростов-на-Дону
Анна Иванова пишет: Не очень поняла смысла опубликования данной статьи. Автор привел в пример только 3 пункта (пресуппозиции, каналы восприятия и якоря), хотя для обучения бизнес-переговорам существуют гораздо более полезные техники НЛП.
Смысл в том, чтобы сообщить сообществу менеджеров, что автор обучает бизнес-переговорам с использованием НЛП, а конкретно, именно на его тренинге мы сможем изучить пресуппозиции, каналы восприятия, якорение, но более всего времени будет отдано калибровке субмодальностей и это не НЛП для психотерапии, а НЛП для бизнеса, что и отличает автора от всяких там других ''шаманов-биоэнергетиков'' и ''наперсточников-лохотронщиков''. Да, еще важно помнить, что заплатить нужно за полугодичный курс, как минимум, потому что ''Вам однозначно будет недостаточно ни 2-х, ни 3-х ни 10- дневного тренинга''. . Надо срочно записываться, где ж я еще НЛП выучу? Простите, кто последний? . Поражает, чесное слово, то, как ''мастер-практики'' нейро-ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО программирования пишут статьи.
Партнер, Москва

Галина, я сейчас, кстати, не вижу массового предложения коротких тренингов по НЛП. Был некогда ажиотаж, но естественным образом спал, поскольку все поняли, что этому тоже надо учиться, а не пассы глазами делать. Такое ощущение, что статья очень старая, была вынута из кладовки, чтобы, как заметил Владимир, дать автору немножко подзаработать.

Бренд-менеджер, Москва

Добрый день!

А что плохого в желании заработать?) Вполне коррелирует с основным предложением автора: научиться применять что-то новое в бизнесе людям, у которых есть деньги для этого тренинга)

А потом индивидуальная работа)

Партнер, Москва
Анастасия Благова пишет: А что плохого в желании заработать?)
Да ничего плохого нет, просто так и нужно писать: ''Алё, приём, хочу заработать'' :)
Researcher, Москва
Анастасия Благова пишет: А что плохого в желании заработать?)
В ''желании заработать'' ничего плохого НЕТ. А вот в желании обмануть, объегорить, надуть... Есть что-то с душком... Не ощущаете ???
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.