Директор по маркетингу — руководитель, относящийся к категории топ-менеджмента и находящийся в прямом подчинении у генерального директора. В крупной компании в его команде работают маркетологи, менеджеры по интернет-маркетингу, бренд-менеджеры, трейд-маркетологи. PR-служба может быть вынесена как в отдельное подразделение, так и находиться в департамента директора по маркетингу
Позиция директор по маркетингу появилась в российских компаниях в начале 90-х годов. Профессия достаточно статична по своей сути. «Миграция» отдельных составляющих в профессии, главным образом, связана с появлением нового инструментария по продвижению товаров и услуг. Ключевая обязанность директора по маркетингу заключается в формировании эффективной маркетинговой стратегии, которая будет приносить компании стабильную прибыль.
Директор по маркетингу должен знать о «своем» продукте практически все, начиная от стадии производства (вплоть до учета себестоимости) и заканчивая его запуском на рынок. Он должен обладать различными навыками: маркетолога, бренд-менеджера, специалиста по PR, менеджера по рекламе и др. Директор по маркетингу несет ответственность за успешное позиционирование товаров/услуг компании у потребителя, поддерживает стабильный спрос и прибыль от продаж, выводит на рынок новые продукты, занимается аналитикой и прогнозированием.
В связи с тем, что продвижение отдельных групп товаров и услуг требует специфических отраслевых знаний, разные целевые аудитории диктуют свои правила формирования маркетинговой стратегии и, соответственно, различные задачи. Как правило, директор по маркетингу работает в определенных сегментах рынка. Так, FMCG сектор с его массовостью, требует владение одним инструментарием для продвижения, а к примеру, рынок Luxury — совершенно иного. Ключевое различие также заключается в сегменте рынка: B2C и B2B.
Директор по маркетингу в крупной компании выполняет функцию стратега и руководителя. В небольших кампаниях его функционал будет пополняться различными обязанностями операционного характера и более тесным взаимодействием с отделом продаж.
Стратегическое мышление, аналитический склад ума и дипломатические качества. Коммуникабельность, энергичность, активность, инициативность. Готовность постоянно генерировать новые идеи. Самостоятельность и высокая организованность. Лидерские качества и интеллект. Стремление к постоянному саморазвитию, желание участвовать в развитии своей команды, коучинг.
Уровень компенсации на позиции директора по маркетингу, имеющего опыт работы от трех лет, составляет 200-700 000 рублей до вычета налогов в базе (ежемесячный оклад), кроме этого, предусмотрена бонусная система поощрения. Кандидат становится дешевле на рынке, в случае, если занимается адаптацией международных брендов на рынке, и повышается в цене, если занимается разработкой нового продукта. Самый высокий уровень компенсации у директора по маркетингу, который занимается алкогольной или сигаретной продукцией.