Первое лицо компании, которое в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами юридического лица (организации), несет всю полноту ответственности за ее деятельность, в том числе за сохранность и эффективное использование всех ресурсов, финансовые результаты, стратегическое планирование и развитие.
В случае, если речь идет о международной компании, в зависимости от формы собственности, данная позиция может быть обозначена как глава представительства.
Несмотря на то, что должность генерального директора всегда являлась фундаментальной и основополагающей в любой структуре, с течением времени она претерпела ряд изменений. Если говорить о новых юридических нюансах, то после вступления в силу Федерального закона от 05.05.2014 №99-ФЗ, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в компании может быть два генеральных директора, что, соответственно, будет закреплено в ее уставе. При этом закон подразумевает, что функционал между двумя генеральными директорами должен быть четко разграничен. Отсюда вытекают зоны ответственности каждого из руководителей и ключевые направления в деятельности.
Должность генерального директора — это всегда вершина в профессиональной деятельности. Разделяют несколько основных типов генеральных директоров:
Также можно привести примеры, когда генеральным директором, в зависимости от вида деятельности компании, становится юрист или web-разработчик.
Генеральный директор не может быть глубоким специалистом во всех направлениях деятельности компании. В зависимости от его исходного профиля, формируется команда и в целом структура компании. Так, например, в компании, которая занимается производством и продажей продукции генеральный директор-производственник скорее всего будет иметь минимум 3 заместителей: Коммерческого директора, Финансового директора и Директора по логистике.
В любом случае, генеральный директор — это всегда формальный и неформальный лидер организации. Он управляет ключевым направлением, которое, по мнению менеджмента компании, требуется взять под особый контроль. Именно от этого параметра зависит выбор в пользу того или иного кандидата.
Основной функционал напрямую зависит от индустрии и сектора, в котором работает компания, но основная обязанность генерального директора коммерческой организации всегда связана с эффективностью и увеличением показателей из года в год.
В небольших компаниях (до 10 человек) генеральный директор выполняет большой объем административной нагрузки и становится руководителем, который в буквальном смысле отвечает «за все».
Безусловно, функционал зависит также от стадии развития компания и задач, которые стоят на данном этапе. Если в небольших копаниях генеральный директор прежде всего коммерчески ориентирован, в крупных – это управленец и стратег, грамотно использующий все ресурсы, которыми обладает компания для ее всестороннего развития.
На позицию генерального директора рассматриваются кандидаты с высшим образованием и успешным опытом работы (как правило, не менее 10-ти лет) в конкретной отрасли. Предметом многочисленных дискуссий становится наличие/отсутствие MBA. Отечественный рынок уделяет больше внимания опыту и отличным референциям кандидата. MBA по-прежнему трактуется больше как долгосрочная выгодная инвестиция в себя, нежели чем гарантия перехода на высокую управленческую позицию.
Это стандартный набор личностных компетенций топ-менеджера, который предъявляется к каждому кандидату на сегодняшний день: лидер, опытный стратег с безупречной репутацией и авторитетом на рынке. Отличный переговорщик и дипломат. Великолепный коммуникатор, умеющий мотивировать и вести за собой команду.
Динамичный отечественный рынок позволяет претендовать на позицию генерального директора кандидатам в возрастной категории уже от 30 лет. Стандартный возраст претендентов колеблется в диапазоне 35-45 лет. При этом, согласно статистике, Россия находится в числе передовых стран, где большое количество генеральных директоров – женщины.
«Портрет» генерального директора будет корректироваться в зависимости от конкретных задач компании и цикла развития, в котором она находится.
Уровень компенсации составляет от 250 000 рублей до более одного миллиона рублей до вычета налогов в базе (ежемесячный оклад). В среднем, генеральный директор получает от 500 000 рублей.
Размер бонусной части варьируется в зависимости от внутрикорпоративной политики премирования компании и составляет до 25-50% от совокупного годового дохода до вычета налогов.