Как спланировать телемаркетинг в b2b

Телемаркетинг многими до сих пор воспринимается как навязчивые звонки, предлагающие совершить какую-либо ненужную покупку или записаться на бесплатное мероприятие. Однако «холодный прозвон» – это всего лишь инструмент развития бизнеса. При помощи телефона и штата обученных специалистов в сегменте b2b можно решить три задачи:

  • Актуализация существующей базы данных. То есть обновление списка контактных лиц, новых точек продаж / производства, телефонных номеров и email-адресов. Специалисты телемаркетинга проверяют уже имеющуюся информацию и вносят в базу новые данные. Задача актуальна, если никакой подобной работы не велось долгое время, либо если база была получена от партнеров и не была проверена.
  • Расширение базы потенциальных клиентов (поиск новых клиентов). В этом случае нужен сценарий, позволяющий выяснить, является ли та или иная компания потенциальным клиентом. Если ответ положительный, название и контакты организации заносятся в список с соответствующей пометкой. Телемаркетинг работает как сито, отделяя зерна от плевел, и не навязывает услуги / товары тем, кому это не нужно и не интересно.
  • Поиск горячих интересов (лидов). Это одна из самых сложных и одновременно важных задач телемаркетинга, именно качественные лиды проводят к продажам. Крайне редко путем холодного обзвона удается найти «горячий лид» с первого звонка. Чаще всего это история выстраивания коммуникации с клиентом в несколько шагов – от знакомства до выяснения сроков, когда будет актуально приобретение и передача клиента в отдел продаж. Иногда весь процесс может проходить за месяц, иногда доходит до года и больше. Последовательность действий может быть разная, важно то, что нужно обзванивать всех клиентов хотя бы два раза в год и все вносить в CRM. Так формируется история общения с клиентом.

Помните, что телемаркетинг в b2b – это не продажи по телефону! У нас нет цели продать дорогостоящее оборудование или услугу, мы ничего не навязываем и не продаем. Мы знакомим с нашей компанией или вежливо напоминаем о себе и узнаем потребности и планы. Иногда для повышения лояльности нужно просто сказать: «Спасибо за то, что вы наш клиент».

Свой телемаркетинг или внешний?

Сформулируем основные плюсы и минусы организации собственного отдела телемаркетинга внутри структуры компании, а также подбора внешнего колл-центра.

In-house

Out-source

Плюсы:

  • Постоянная работа отдела на выполнение цели, а значит постоянные новые продажи.
  • При условии грамотной мотивации – высокие показатели эффективности.
  • Специалисты разбираются в том, что они предлагают, хотя бы поверхностно.
  • «Эффект памяти клиентов». Специалисты по телемаркетингу ведут своих клиентов до момента генерации лида.
  • Можно настроить записи разговоров и обучать специалистов по телемаркетингу на реальных примерах.
  • Плюсы:

  • Возможность решить одну задачу по исходящим звонкам, не имея собственных ресурсов.
  • При условии обучения со стороны заказчика эффективность выполнения простых задач выше.
  • Гибкая схема оплаты. Можно договориться о разных схемах оплаты: за разговор, за успешный разговор, за лид, за контакт, за количество охваченных организаций.
  • Можно получить записи разговоров и прослушать ответы клиентов и не тратить время и деньги на настройку записи разговоров у себя в офисе.
  • Минусы:

  • Постоянные затраты на зарплату и премии.
  • В случае ухода одного из специалистов сразу падают показатели всего отдела.
  • Требуется 2-3 месяца на обучение сотрудников.
  • Минусы:

    • Нет возможности решить сразу несколько задач.
    • Низкая, практически нулевая эффективность при прозвонах по сложным сценариям множеством вариантов развития разговора.
    • Нет понимания темы. Операторы задают вопросы строго по сценарию, не вникая в ответы. Часто случаются глупые ситуации, когда клиент уже ответил, а ему повторно задают этот же вопрос в другой форме.
    • Нет мотивации на поиск качественных клиентов / лидов.
    • Нужно тратить время на обучение временного персонала.
    • Разговор не заносится в CRM.

    Конечно, во всем есть свои плюсы и минусы. Внешний телемаркетинг больше подходит для первых двух задач, то есть для актуализации базы данных и для поиска тех, кто потенциально может стать клиентом. Собственный телемаркетинг – это конвейер по генерации лидов.

    Как сделать прогноз продаж и обзвонов?

    Рассмотрим на примере, как сделать расчет по продажам. Предположим, что у нас есть цель – поднять продажи по результатам обзвона новых клиентов на 20% по сравнению с прошлым кварталом. Например, мы продавали на 1 млн рублей, хотим продавать на 1,2 млн рублей, наш средний чек 30 тыс. рублей. И таким образом, чтобы добиться цели нам необходимо получить 40 заказов.

    Проведем расчет при условии, что конверсия из лида в продажи составляет 10%, конверсия из разговора в лид 7%, а процент успешного дозвона по организациям по базе составляет 60%.

    Сколько лидов нужно собрать. Формула

    Сколько разговоров нужно сделать. Формула

    Сколько организаций нужно обзвонить. Формула.

    Если в штате четыре телемаркетолога, и каждый из которых совершает по 25 разговоров в день, значит длительность обзвона = 5 715 разговоров / 4 человека / 25 разговоров в день = 95 дней.

    Где найти базу?

    С учетом современного российского законодательства, купить базу данных для обзвона практически невозможно. На рынке сегодня представлены следующие поставщики информации:

    • Сетевое издание «Информационный ресурс СПАРК». База данных информационного агентства «Интерфакс», основанная на множестве источников (в том числе ФНС, ФСГС, Верховный суд РФ, Международная корпорации Dun&Bradstreet).
    • Агентство деловой информации «Бизнес-карта» и аналоги.
    • Отраслевые порталы, городские каталоги, списки участников профильных выставок.

    Выбор невелик. По опыту, какой бы список компаний вы не приобрели, результативность дозвона по холодным базам достаточно низкая и составляет от 30% до 40%. Этот факт необходимо учитывать при планировании. Именно поэтому так важно сформировать собственную качественную базу потенциальных и существующих клиентов.

    Маленькие хитрости, или Прозвон шаг за шагом

    Успешный прозвон можно условно уложить в пять шагов, каждый из которых имеет свои особенности и требует определенных навыков не только общения, но и работы с CRM. Какие они? И какие маленькие хитрости можно использовать, чтобы справиться с трудностями, возникающими на разных этапах?

    Шаг 1. Обойти секретаря:

  • «Мне нужно сообщить ЛПР о том, что поменялась версия ПО».
  • «Мне нужно срочно сверить серийный номер оборудования».
  • «Мне нужно узнать, как работает оборудование после тестирования».
  • Шаг 2. Заинтересовать ЛПР любым инфоповодом:

  • Вышла новая модель чего-либо, или новая версия.
  • Специальные цены.
  • Установка бесплатно.
  • Приглашаем на выставку.
  • Поздравляем с Новым годом.
  • Благодарим за то, что вы наш клиент.
  • Шаг 3. Задать все интересующие вопросы и записать в CRM все ответы. Цепочка общения должна быть видна всем, кто взаимодействует с клиентом.

    Шаг 4. Поблагодарить за разговор, подвести итоги общения и обозначить сроки следующего контакта:

  • «Мы договорились, что наш менеджер с вами свяжется».
  • «Мы договорились, что я вам перезвоню через месяц».
  • «Наш менеджер свяжется с вашим техническим специалистом для обсуждения деталей ТЗ».
  • «Я вышлю вам наше коммерческое предложение и повторно перезвоню завтра».
  • Шаг 5. Подтверждение договоренностей:

  • Выслать всю информацию в течение часа.
  • Убедиться, что менеджер, если он задействован, свяжется с клиентом в обещанный срок.
  • Подводя итог, обращу внимание на две мысли. Первая: телемаркетинг в b2b действительно помогает увеличивать продажи, а также решать другие задачи, направленные на расширение базы потенциальных клиентов.

    И вторая мысль: принимая решение, просчитайте свои ожидания и затраты. Решить сразу все задачи при помощи телемаркетинга не получится. Выбирайте, что важнее или разграничивайте задачи во времени. Удачи в продажах!

    Расскажите коллегам:
    Комментарии
    Консультант, Санкт-Петербург

    Благодарю за статью!

    Очень легко и ненавязчиво прошли по теме "сейчас настрою холодные звонки и утону в заказах". Спасибо, что коснулись и темы с аутсорсингом.

    Жду продолжения с советами Как лучше наладить работу телемаркетолога в b2b!

    Руководитель, Санкт-Петербург

    Спасибо за статью! Все четко и понятно! Присматривалась к телемаркетингу, но в опыте не довелось выстраивать работу по нему.

    Поэтому прочитать о чужом опыте очень интересно. Еще раз - благодарю!

    Директор по маркетингу, Москва

    Спасибо за обратную связь! В ближайшее время я еще подготовлю материал по мотивации телемаркетинга и оценке эффективности.

    Все, о чем я пишу, было пройдено за 5 лет на собственном опыте. Рада, что статья оказалось полезной!

    Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург

    Добрый день, Екатерина! В целом, многое верно. Однако, по описанному вами опыту можно сказать, что вы не использовали полностью весь потенциал телемаркетинга. Полноценно работать можно и в В2В и в В2С и на пром.рынке с аутсорсинговым колл-центром. В своей таблице вы только лишь отчасти освятили и плюсы и минусы работы своими силами или силами внешнего исполнителя-партнёра. Здесь, справедливо и уместно уточнить, что в телемаркетинге,как и в любой другой сфере есть разные специализации, подходы к решениям поставленных задач и конфигурации их исполнения.

    Директор по маркетингу, Москва

    Валерий, добрый день,

    Я описала процессы с точки зрения своего опыта, а он, как вы понимаете, не совпадает с академическими знаниями о вопросе. Вы использовали в своей работе другие подходы по телемаркетингу? Поделитесь, было бы интересно узнать какие-то новые подходы.

    Спасибо!

    Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
    Статью прочитали
    Обсуждение статей
    Все комментарии
    Дискуссии
    Mini sk self
    Сергей Корчанов
    Делить руководителей на типы можно разными способами.Адизес предложил свой вариант.Работают ли ег...
    3
    Евгений Равич
    Из недавних версий - случайно услышал: роковой выстрел (их было несколько) произошел случайно и ...
    Все дискуссии
    HR-новости
    Исследование: чем россияне займутся летом в отпуске

    70% опрошенных запланировали посещение культурных мероприятий во время летнего отпуска.