Родственники на работе: как сохранить бизнес и не перестать быть семьей

«Слушай, племянник институт заканчивает на менеджера, пристроишь его к себе?». Случалось вам слышать такие просьбы от родственников? Мне – да. И все складывалось очень удачно – ни одному свату-брату помочь не удавалось, уж очень сфера была специфическая. Хотя нет, был один случай, но о нем попозже. 

Такое мое утверждение может привести в замешательство: ну как же, свои люди и не хочешь помочь! Но подсознательно каждый руководитель понимает, что, пригласив к себе родственника, можно столкнуться с большими проблемами как дома, так и в офисе. Конечно, бывают исключения, когда знаешь, что брат или дядя – очень квалифицированный и способный человек и будет великолепно справляться со своими обязанностями, потому сам зовешь его в компанию.

Но когда «сам» заменяется на просьбу пристроить, то может оказаться, что в коллективе через время обнаружится балласт, который к тому же будет надеяться на вашу протекцию. 

Так или иначе, нанимая на работу родственника, придется постоянно балансировать в отношениях с ним между задачами управляющего и психолога, ведь нужно будет давать задания «по-особенному», критиковать «помягче», финансовые вопросы решать «аккуратно». И не забывайте, что в эту историю также будет включена вся семья… 

А что плохого?

Давайте начнем с интересного – со сложностей. Позитивные моменты прибережем напоследок. 

Родственник не ожидал, что нужно будет работать

Смешно звучит, но практика такова. В процессе обсуждения родственникам может все нравиться, особенно когда вопрос касается оплаты труда. Они согласны даже по выходным выходить и иногда страховать, если вам надо отлучиться. Рабочее время подходит, место для офиса выбрано идеально, обязанности надо будет подтянуть, но согласны подучиться и даже просят вас подтянуть по нужным моментам. Одним словом – все супер! Но как только родственник пересекает порог вашего офиса и оказывается в подчинении, то искренне удивляется, что это все надо будет реально делать, причем без скидок. 

Может показаться, что я преувеличиваю. Соглашусь, немного есть. Но это для того, чтобы вы реально понимали трагедию ситуации, когда приглашенная на работу сестра-брат-мама начинает с первого дня размывать понятия «Начальник» и «Подчиненный», потому что для них офис – это пространство, являющееся продолжение дома. 

Поделюсь своим опытом: мой муж однажды пригласил на работу папу, который оказался в процессе смены места труда и загрустил. Мама попросила поддержать. Хорошо, что папа с молодости неплохо писал, мужу нужны были статьи для контента на тему науки, вот они и договорились. 

Надо сказать, взялся он за работу с большим интересом: за годы жизни накопилось много знаний, которыми хотелось поделиться. Выдавал небольшие статьи с завидным постоянством около двух месяцев, пока… идеи не кончились. И тут постепенно ответственность начала теряться, ведь для появления качественного материала теперь требовалось много читать, зачастую и зарубежные издания, чтобы быть в курсе новинок. В общем, появилось напряжение. Они все реже стали общаться, в какой-то момент появились взаимные претензии, которые логично перетекли во фразу «Что ты меня учишь, сынок». На семейном совете было принято решение папу уволить, сославшись на появление в штате профессионального копирайтера. Да и он уже был рад такому исходу событий. 

Так вот, как только в офисе с родственником в диалогах появляются названия семейных ролей, вроде «сынок», «племяш», «сестренка», «папочка» и т.д., рабочие отношения закончены. Такой подчиненный не отнесется к вам, как к начальнику, а значит, никакие традиционные рычаги влияния на него не подействуют.

Сложно уволить

Это в моей истории все закончилось полюбовно – муж и свекор договорились, обоюдно почувствовав, что дело начинает мешать семейной идиллии. Но так происходит не всегда. Представьте, что родственник не согласен, что делает работу некачественно. Он может начать подключать к спору всю семью, предлагая свою версию, в которой вы выглядите как бесчувственный тиран.

В итоге даже самые жесткие руководители долго обдумывают, как избавиться от такого балласта: юридически они в праве это сделать, отвечая за судьбу компании, а вот фактически оказывается, что у подчиненного родственника есть невидимый иммунитет, выраженный мыслью «я подведу семью» или «что скажет мама». Детские установки напомнят о себе.

И даже если родственник уже сидит в кресле напротив вас и разговор об увольнении идет полным ходом, он может воспринять критику о качестве работы как личное оскорбление, которое станет реальной проблемой дома, зацепив и коллектив. В такой ситуации, ваша репутация как руководителя может пострадать.

Никаких секретов 

Кстати, об этом. Подчиненный родственник не только несет работу домой, обсуждая ваши качества начальника с домочадцами, но и дом может принести в офис. И железная субординация, о которой договаривались «на берегу», не поможет, если человек – болтун. 

Будьте готовы, что коллеги узнают о вашем детстве, неудачных любовных отношениях и привычках, которые вы тщательно скрываете. Каждый, думаю, сам может прикинуть, чем это может закончиться: начиная от подколов коллег, заканчивая косыми взглядами вышестоящего начальства. 

Отношения разрушатся

Это история с плохим концом, которая начинается всегда хорошо. Речь о ситуации, когда родственники в бизнесе занимают равноправные позиции, попросту говоря, вместе его организуют. Когда разговор о семейном бизнесе, идущим из поколения в поколение – тут все проще: есть лидер, который является родителем, все остальные занимают роли, примерно равнозначные семейному положению. Это всех устраивает. А вот когда дело открывается, например, братьями, которые с детства имели даже крепкую связь и во всем друг на друга полагались, то две лидирующие позиции редко усиливают компанию, скорее, начинается конкуренция. 

Так, например, в небезызвестной истории брендов Adidas и Puma, которые придумали два родных брата – Адольф и Рудольф. То, что начиналось как общее хорошее дело – фабрика по производству обуви, превратилось в серьезную вражду, шпионаж, судебные иски, которые передались «по наследству». К близким мы всегда относимся с большей претензией на понимание, ждем от них больше. Это обоюдные пожелания, потому и истории могут заканчиваться так трагично для семьи.

Это безысходность?

Нет. Есть истории с хорошим концом. Ну или мне так повезло в жизни. Иногда, если роли между лидерами распределены верно и люди работают на один результат, то работа с родственником может вполне сложиться.

Мы с мужем успешно создали и поддерживали бизнес более 15 лет, занимая равноправные позиции и находясь вместе практически 24/7. Семья от этого только выигрывала. Раскрою небольшие секреты наших договоренностей, которые мы выполняли строго:

  1. Каждый занимается своим делом. У каждого из нас был штат сотрудников и бюджет на него, который всех устраивал. Я не знала, сколько и кому платит муж, он не уточнял, кого нанимала я. Наши рабочие отношения стыковались в точке выполнения общего задания, когда мы ставили друг другу понятные обеим сторонам задачи, чтобы итоговый результат был идеальным. Это все. Как будет сделана задача: самим, через подрядчика или штатом сотрудников, мы не выясняли. Устанавливались только техническое задание и сроки.
  2. Общая прибыль. Считаю, что это второй по важности пункт. У нас всегда был общий кошелек, куда шла прибыль. Благо, ее было достаточно, чтобы каждый брал по мере необходимости, и недостатка не чувствовалось. Бывало с каждым, что заносило в количестве или сумме покупок, но такие моменты решались тактично. Каждый понимал, что вкладываемся мы одинаково активно, потому порядочность всегда помогала решить спорные моменты.
  3. Семья и работа – отдельно. Споры на уровне семьи никогда не отражались на бизнесе: все оставалось дома. Строго. Кстати, это часто помогало сгладить острые углы личных взаимоотношений, потому что общий бизнес успех позволял найти точки соприкосновения во всех аспектах жизни.
  4. Разная специализация. Этот пункт является причиной первого. У нас была настолько разная работа, что один не мог заменить второго. Это создавало условия необходимости друг в друге, а не соперничества, как в истории с Adidas и Puma. Если один уходит, бизнес разваливается.
  5. 24/7. То, что другие видят, как проблему, для нас было радостью. Мы работали бок о бок, и каждый был уверен, что второй вкладывается с такой же отдачей. Отдыхали мы тоже вместе, потому часто ключевые идеи рождались именно в моменте релакса. На месте и обсуждались. 

Заключение

Не уверена, что наш опыт подойдет всем читателям, работающим с родственниками. Тем более, что не всегда родственники – это супруги. Но из своего опыта могу сказать, что важно с близкими на работе, если это ваши подчиненные, придерживаться базовых правил:

  1. Все вопросы семьи оставлять за дверью офиса, а рабочие вопросы не решать дома, отдельно от коллектива.
  2. Не сплетничать о коллективе. 
  3. Жестко придерживаться субординации и требовать выполнения обязательств на ровне со всеми.
  4. Не оказывать протекции: один раз поможете – будете должны все время.
  5. В спорных случаях всегда отдавать себе отчет, кем вы недовольны – подчиненным или родственником.
  6. И последнее: поймите заранее, вы берете человека из семьи на работу или помочь? Если это жест поддержки, то лучше просто поддержите финансово и помогите найти другое место или же иметь план на увольнение. Редко такая помощь заканчивается хорошо.

А вы работали когда-нибудь с родственниками? Расскажите об этом в комментариях.

На фото в анонсе: кадр из фильма «Жмурки»

Читайте также:

Работали ли вы когда-нибудь с родственниками?
Проголосовать и увидеть результаты опроса могут только зарегистрированные пользователи
Расскажите коллегам:
Комментарии
Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург

Плохого ничего нет. Но... есть нюансы... И, картинка показательная)) 

Генеральный директор, Москва

Как правило, я рекомендую своим клиентам, не брать сразу своих детей в свои компании.

На мой взгляд, первоначально, их детям, лучше поработать в чужих компаних. В которых, их

а) приучат к работе

б) научат субординации

в) не будут с них "сдувать пылинки"

г) не будут минимизировать требования с оглядкой на папу

д) ну и т.д. и т.п.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Есть разница между взрослым и опятным родственником на работе и "сынком". Не вижу ничего плохого в том, чтобы позвать к себе сильного специалиста, который еще и родственник. точно также, нет ничего плохого в том, что в одной компании работает муж и жена. НО, для того, чтобы работа была эффективна, нужно разводить всех родных и друзей, ставить им руководитлей не из семьи.

И еще, есть разница между маленькой компанией, так сказать семейным бизнесом и большой структурой. холдингом,

Адм. директор, Санкт-Петербург
Елена Курочкина пишет:
точно также, нет ничего плохого в том, что в одной компании работает муж и жена.

На чём базируется это утверждение? Мы с женой работали в одно время и в одном месте, пока не были мужем и женой, и недолго - она работала под моим руководством. Могу утверждать, что мне было некомфортно, когда приходилось ей руководить, поскольку в этом случае "исполнительность и послушание" сотрудника хромали...

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

С выводами в основном не согласен - но круг пролем очерчен верно. То есть вывод я сделал бы глобально один - если есть возможность с рлолственниками (или с друзьями детства и т.д.) - НЕ работать в одной организации в отношениях руководитель/подчинённый - лучше не надо. Риски велики, близки к 100%. исключение - семейное предприятие, но таких достаточно мало, и в них каждый родственник уже учредитель, что меняет суть взаимоотношений. Ну или в госструктурах - когда банкет за казённый счёт, родственники уместнее некуда. В некоторых планах им доверия конечно больше чем посторонним

 

А так - любой ролственник неважно на какой должности всегда почуствует себя и соучредителем, и правлй рукой босса, и обязательно о чём то ненужном проболтается. Выражаясь совсем уже конкретно - рлдственник в любом случае слабое звено. Надо его поддержать - лучше всего дать ему денег в долг. Или выучить на кого то полезного.

 

 

Адм. директор, Санкт-Петербург
Марат Бисенгалиев пишет:
А так - любой ролственник неважно на какой должности всегда почуствует себя и соучредителем, и правлй рукой босса, и обязательно о чём то ненужном проболтается. Выражаясь совсем уже конкретно - рлдственник в любом случае слабое звено. Надо его поддержать - лучше всего дать ему денег в долг. Или выучить на кого то полезного.

Надеюсь - исключения бывают... Иногда ведь банально нет другого способа, кроме как "взять к себе" на время....

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Вообще эта проблема хорошо видна в фильмах например итальянского производства - в культуре этой страны нет самого понятия "нужно ли работать с родственниками". В Италии - к сожалению наверное для итальянцев - ты не можешь родственнику в работе отказать. Вот и результаты там видны хорошо

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Сергей Алейников пишет:
Надеюсь - исключения бывают... Иногда ведь банально нет другого способа, кроме как "взять к себе" на время....

тут вижу только один вариант - взаимная необходимость. очень тупой пример - нужно посадить кого то на приём наличных денег. Понятно, что жена в таком раскладе - хороший выбор))) А всё остальное - совершенно не обязательно. Придумал хороший пример - то же самое как поселить в свою квартиру. Можно? да можно. бывает такое - да бывает. Но снять родственнику что то отдельное и пусть там живёт - куда как вернее

Адм. директор, Санкт-Петербург
Марат Бисенгалиев пишет:
В Италии - к сожалению наверное для итальянцев - ты не можешь родственнику в работе отказать. Вот и результаты там видны хорошо

Результаты разные... Есть несколько десятков устойчивых итальянских брендов мирового уровня! Есть и поныне здравствующие концерны Olivetti, есть Ferrari, есть и нестабильные компании, живущие не более года... 

Но в целом - да, в Италии у семейных отношений - приоритет, тут не поспоришь!

Адм. директор, Санкт-Петербург
Марат Бисенгалиев пишет:
очень тупой пример - нужно посадить кого то на приём наличных денег.

Другой пример - на первое время нужен бухгалтер, который не подставит, а тут как раз закончены удачные курсы по перепрофилированию сокращённых инженерных кадров... Так я и нашёл на время себбе бухгалтера...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Почти половина россиян сталкивалась с синдромом самозванца при повышении

Они сомневались, что заслуживают новой должности, и были не уверены в своих компетенциях.

Премия E+ Awards открыла набор в жюри юбилейного сезона

Заявки принимаются до 31 декабря 2024 года.

Четверть россиян на удаленке испытывают больше стресса, чем в офисе

Многие удаленные сотрудники отмечают, что в домашней обстановке даже больше раздражителей, чем в офисе.

Россияне оценили пользу программ онбординга

Большинство работающих россиян признались, что программы адаптации положительно сказались на их продуктивности.