Авторитет руководителя: как разрушить и как построить

Став руководителем любого уровня, менеджер, так или иначе, сталкивается с задачами, которые можно описать, поставив несколько вопросов. На чем сконцентрировать свое внимание в первую очередь? Какие усилия позволят объединить сотрудников в решении проблем и вызовов? Что в большей степени укрепит дух в компании? Что сэкономит драгоценное время, сократив до минимума споры и выяснения отношений внутри коллектива? А что исключит предательство и банальное воровство активов организации.

Врагов у руководителя действительно много, а вот союзник только один. Его зовут Авторитет. С одной стороны, он в одиночку способен справиться с любыми из перечисленных врагов и не только. С другой стороны, справедливо утверждение, что именно те, кто недооценивает роль авторитета в успехе руководителя, всегда ищут оправдания своим провалам и неудачам в никудышных сотрудниках, плохой конъюнктуре на рынке, в жадных банках или даже в несчастливом гороскопе. Занимающихся подобным самообманом, взявшихся руководить другими, к сожалению, целые армии. Им даже невдомек, что, лишь озвучивая подобные версии своих неудач, они прямым ходом движутся к еще более глубокой пропасти в своей карьере, нанося разрушительные удары по своему единственному союзнику.

Пять распространенных ударов по авторитету руководителя

  1. Управление в стиле чайки. Чайка прилетает и неприятно кричит. Руководитель-чайка внезапно обрушивается на головы своих сотрудников с очередной своей «гениальной идеей», ломает согласованный ранее порядок работы, наводит хаос и улетает до появления очередной «божественной искры».
  2. Высокомерие. Пренебрежительное, надменное поведение любого человека вызывает отторжение, особенно, если этот человек вылез на вершину и подсветил себя прожекторами власти. Яркий свет только подчеркивает уродство и недостатки того, кто ставит себя выше других. Невнимательность, пренебрежительное отношение к другим людям делает глубочайшие пробоины в авторитете руководителя. Если клиенты жалуются на ваших сотрудников, что те не внимательны, грубы или безразличны, наверняка, в вашей компании себя прекрасно чувствует вирус высокомерия.
  3. Слабость. Авторитет не сможет снискать себе и тот руководитель, который позволяет сотрудникам самостоятельно переформулировать его распоряжения. Другой пример слабости, когда, взявшись за дело, человек не доводит его до конца и берется за новое. Как правило, сотрудники и клиенты в таких компаниях чувствуют себя брошенными, когда на первом этапе знакомства или этапе продаж к ним было повышенное внимание, а через некоторое время внимание пропало без видимых на то причин.
  4. Неспособность слышать и понимать. Нет, со слухом у такого руководителя все в порядке. У него не развиты те части мозга, которые отвечают за понимание состояния другого человека. Обычно, данный тип руководителей прикрывает свою слабость в понимании других такими словами: «Я ориентирован на результат». Трагедия в том, что устойчивый результат невозможно получить без выстраивания уважительных отношений с окружающими нас людьми. Если руководитель, который бравирует тем, что он ориентирован на результат, не ипэшник, то он должен согласиться с тем, что не он сам создает этот результат, а в его создании задействовано огромное количество сотрудников. Именно от них зависит, каким будет этот итог работы, и как ее оценит клиент. Руководитель с плохим «слухом» никогда не узнает, что такое уважение и авторитет, и чем отличается руководство от работы надзирателя, которой он, на самом деле, сейчас занимается.
  5. Несправедливость. Эта черта имеет бесчисленное количество проявлений. От двойных, тройных стандартов в компании до отсутствия элементарного внимания к сотрудникам. От необъективной системы поощрения, до не так брошенного слова или взгляда. В нашей культуре люди очень остро и болезненно относятся к несправедливости. Руководитель, не уделяющий этому вопросу значительную часть своего времени и душевных сил, никогда не будет считаться своими сотрудниками справедливым, что намертво замурует ему дверь в зал славы, признания и авторитета.

В действительности, руководитель управляет с максимальным КПД только за счет высокого уровня авторитета. Чем он ниже, тем больше потерь в качестве исполнения распоряжений испытывает компания. Измерить свой КПД авторитета (КПДА) очень просто. Если вы замечали, что не все ваши распоряжения выполняются с оговоренным качеством и сроком, то вы имеете в распоряжении прибор измерения. Чем больше вам надо контролировать, проверять, давать «волшебных пинков», тем ниже ваш КПДА. Только не дайте себя искусить тем, что вы решите, что причина низкого КПДА в никудышных, глупых и жадных сотрудниках. Мысль эта может и согреет вас ненадолго, как алкоголь на морозе, только конечный эффект будет все равно отрицательный. Когда действие спирта пройдет, а лишенное тепла тело останется один на один с морозом, оно замерзнет. Если подобная судьба вашего бизнеса вас не греет, то самое время узнать, как закачивать энергию в столь драгоценного для руководителя союзника.

Авторитет – феномен весьма капризный. Его можно сравнить с плазмой в термоядерном реакторе. Энергией обладает безграничной, но удержать ее очень сложно. Тем не менее, это не повод, чтобы не бороться за него. Именно в этой борьбе и создается человек, личность, которая имеет право называться руководителем.

Пять условий создания сильного авторитета руководителя

  1. Целостность. Самый важный фактор, влияющий на рост авторитета. Одновременно с этим и самый сложный в реализации, потому что требует повышенной требовательности к самому себе. Целостность – это соответствие внутреннего содержания внешнему образу. Мы воспринимаем человека целостным тогда, когда он делает ровно то, что говорит, что обещает, к чему призывает. Для многих непреодолимым препятствием на пути к целостности встает желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле, прямо сейчас. Неспособность терпеть и продолжительно работать над совершенствованием самого себя беспощадно рушит основу авторитета. Именно потому, что целостным невозможно стать случайно или от рождения, а только благодаря титанической работе над своими слабостями, этот параметр вызывает огромное уважение. Например, если вы жалуетесь на то, что ваши сотрудники не могут работать самостоятельно и за ними нужен глаз да глаз, то начинайте заниматься своей целостностью. Дело в ней, а точнее в ее отсутствии.
  2. Результативность. Руководитель должен уметь добиваться поставленного результата, в чем бы он не заключался, но для высокого уровня авторитета только этого недостаточно. Сам факт достижения результата должен вызывать удивление и восхищение. Я называю это магией. Такое ощущение у сотрудников рождается тогда, когда руководитель творит чудеса, получая результат там, где, казалось бы, его получить уже невозможно. Конечно, для этого нельзя себя жалеть, нельзя бояться проигрывать. В противном случае не научиться совершать чудеса, а для роста авторитета они нужны. Впрочем, результативность руководителя складывается не только из «чудес». Например, такое качество, как пунктуальность, является обязательным условием для роста авторитета.
  3. Жизнестойкость. Руководитель, на каком бы уровне в структуре организации не находился, испытывает колоссальные физические и психологические нагрузки. Только показывать это кому-либо он не имеет права. Способность выдерживать удары и вставать после падений с улыбкой – это и есть жизнестойкость. Суровое выражение лица, а тем более скорбное, не требует усилий. Хотите, чтобы вас уважали, улыбайтесь. Ваши сотрудники прекрасно понимают текущую ситуацию и знают, когда вам тошно. Когда же вы «держите» позитив, несмотря на тяготы, ваш авторитет растет, потому что в глазах ваших коллег вы необычный и сильный, несгибаемый и несокрушимый. Вы отвечаете за настроение и боевой дух своей команды. Наплевать, как вам плохо. Ваш авторитет там, где вы улыбаетесь, когда ни у кого на это не осталось сил.
  4. Щедрость. «Что ты спрятал – то потеряно, что ты отдал – то твое», – сказал Шота Руставели. Воодушевляйте, объединяйте, вселяйте уверенность в своих коллег. В этом подлинная роль руководителя. Делайте это, и высокие результаты и прибыль придут. Прибыль – это следствие качественного инвестирования души, сил, энергии, страсти в людей. Выкиньте мелочное беспокойство о своем кармане. Руководитель не может быть ничтожеством, он обязан развивать других каждый день, каждый час, каждую минуту, тогда с каждой секундой размер вашего авторитета будет прирастать, а вместе с ним и ваша сила.
  5. Идеализм. Да, мелочный руководитель значительный авторитет себе не создаст. За большим авторитетом всегда стоит большая идеология. Именно она помогает руководителю принимать решения на основе чего-то большего, чем его личная выгода. Это очень важный момент. Хотите, чтобы ваши распоряжения выполнялись мгновенно и с высочайшей точностью? Тогда перестаньте исходить из интересов, ограниченных вашим кожным покровом. Вам надо выйти за пределы себя и предложить идею, которая будет вызывать восхищение, кураж и азарт у ваших сотрудников. Однако, у вас получится это сделать лишь тогда, когда вы забудете про свои шкурные интересы.

Как и в случае с низким КПДА, оценить высокий авторитет просто. Это видно по работе команды руководителя и по составу сотрудников, которые в нее входят. По настоящему авторитетный лидер, не боится собирать вокруг себя людей, превосходящих его интеллектуально и профессионально. Они добиваются высоких результатов, работая, как одно целое, легко и с удовольствием.

Да, управлять можно по-разному. Можно за счет серости своих сотрудников, за счет их бедности, алчности, неуверенности в себе и прочих слабостей, и считать себя гениальным и ловким руководителем. Да, вы ловкий, но есть одна плохая новость: это временно. Конкуренция, открытые рынки, доступная информация очень быстро разрушают иллюзии «всемогущих» руководителей-ловкачей.

Авторитет руководителя является его главным инструментом управления. В какой-то момент у вас может ничего не остаться, но если у вас есть авторитет, вы будете продолжать успешно достигать результатов, удерживая штурвал и вытаскивая свою компанию из любого шторма. Когда же в итоге солнце выйдет из облаков, а именно так всегда и происходит, у вас не останется никаких сомнений в том, что тяжелейшая работа на свой авторитет стоила тех усилий до последней капли пота, что вы ей отдали.

Авторитет – драгоценный союзник руководителя. Любите его и берегите, как зеницу ока.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

Чтобы разрушить авторитет - его нужно сначала заработать... А руководитель, способный заработать авторитет, вряд ли способен самостоятельно его разрушить - кроме случаев умопомрачения (что тоже не редкость).

Тезис о том, что авторитет - главный инструмент руководителя, по крайней мере спорный... Руководителями ведь СТАНОВЯТСЯ, а не рождаются! И чтобы способного управленца заметили, его руководящие усилия должны быть эффективными, а при отсутствии "главного инструмента" на начальном этапе это по крайней мере весьма затруднительно!

А с тем, что авторитет - союзник, могу согласиться! Кроме тех случаев, когда авторитет остался от "давно минувших дней", а профессионализм с годами просто исчез и компенсируется как раз авторитетом!

Так что, немного перефразировав классика, я бы сказал "в руководителе всё должно быть прекрасно - и..., и ..., и...."

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Авторитет руководителя формируется постоянным развитием. Его нельзя заработать раз и навсегда или отбросив некоторые привычки...

Исполнительный директор, США
Сергей Алейников пишет:
...А руководитель, способный заработать авторитет, вряд ли способен самостоятельно его разрушить - кроме случаев умопомрачения (что тоже не редкость).

Сергей, не соглашусь с Вами. Разрушение авторитета "своими руками" происходит и в бизнесе, и в политике сплошь и рядом. Примеров тому - сотни, если не тысячи!

Виталию Антощенко - спасибо за статью!

Максим Бакушкин +475 Максим Бакушкин Нач. отдела, зам. руководителя, Улан-Удэ

Виталий, хорошая статья! Если всё, что Вы написали назвать просто, то это будет выглядеть так: "Что бы за тобой шли люди, они должны тебя уважать!"

Адм. директор, Санкт-Петербург
Максим Бакушкин пишет:
Что бы за тобой шли люди, они...

Если у людей есть выбор - идти за.. или нет - это одна ситуация, но в случае с руководителем - всё не так однозначно! Движение за кем-то может быть не только по убеждению, но и по принуждению, что не редкость!

Была такая популярная в СССР телепередача - "Кабачок 13 стульев", среди героев был "пан директор" и отношение к нему окружающих обыгрывалось с разных сторон и ракурсов!

В современных реалиях многие руководители считают (по молодости, неопытности или своим убеждениям), что им достаточно, чтобы их слушались и исполняли их волевые распоряжения, да и слово "авторитет" теперь имеет по крайней мере два значения - как заслуженное уважение и признание несомненных качеств руководителя, и как человека, сила которого подкреплена суровыми людьми со своими понятиями...

Виталий, конечно же, рассматривает первое значение слово "авторитет" в приложении к руководителю!

Максим Бакушкин +475 Максим Бакушкин Нач. отдела, зам. руководителя, Улан-Удэ
Сергей Алейников пишет:
Максим Бакушкин пишет:
Что бы за тобой шли люди, они...
Если у людей есть выбор - идти за.. или нет - это одна ситуация, но в случае с руководителем - всё не так однозначно! Движение за кем-то может быть не только по убеждению, но и по принуждению, что не редкость!

Сергей, по Вашей логике, все работают по принуждению... Нужны деньги, что бы кормить семью, купить квартиру, машину, съездить в отпуск (ненужное зачеркнуть:))). И человек идёт и работает, выполняя команды и приказы руководителя, что бы получить свою зарплату. Понимаете, Сергей, для одних, вообще работа - это принуждение (особенно для "авторитетов", они вообще не работают), а для других работа - это самореализация, если хотите... Всё зависит от того, как Вы смотрите на жизнь в целом:))) По этому получая одну и ту же зарплату и делая одну и ту же работу, два разных человека за своим руководителем буду идти от своих жизненных установок: один по убеждению, а второй по принуждению! А СССР вообще не в тему, так как "плановая" экономика, очень сильно отличается от "рыночной", как собственно и менеджмент!

Адм. директор, Санкт-Петербург
Максим Бакушкин пишет:
А СССР вообще не в тему

А куда же делся СССР? Осмотритесь вокруг - его до сих пор 50 процентов как в основных фондах, так и в технологиях, идеологии, да и в менеджменте! Я поработал во времена, когда были парткомы и одна "руководящая и направляющая сила", и уже последних лет пять как наблюдаю влияние на бизнес, высший менеджмент и так называемый "рынок" ещё одной партии! А реализация указов, которые нельзя не выполнить? Было уже такое - только называлось по-другому...

Кнут, пряник и следование идее под лозунгом самореализации - не мы придумали, а уж их сочетание - вообще индивидуальный параметр, зависящий даже от температуры наружного воздуха!


Максим Бакушкин +475 Максим Бакушкин Нач. отдела, зам. руководителя, Улан-Удэ
Сергей Алейников пишет:
А куда же делся СССР? Осмотритесь вокруг - его до сих пор 50 процентов как в основных фондах, так и в технологиях, идеологии, да и в менеджменте! Я поработал во времена, когда были парткомы и одна "руководящая и направляющая сила", и уже последних лет пять как наблюдаю влияние на бизнес, высший менеджмент и так называемый "рынок" ещё одной партии! А реализация указов, которые нельзя не выполнить? Было уже такое - только называлось по-другому...
Кнут, пряник и следование идее под лозунгом самореализации - не мы придумали, а уж их сочетание - вообще индивидуальный параметр, зависящий даже от температуры наружного воздуха!


Сергей, я понял о чём Вы! Вы правы, я спорить не буду!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Почти половина россиян сталкивалась с синдромом самозванца при повышении

Они сомневались, что заслуживают новой должности, и были не уверены в своих компетенциях.

Премия E+ Awards открыла набор в жюри юбилейного сезона

Заявки принимаются до 31 декабря 2024 года.

Четверть россиян на удаленке испытывают больше стресса, чем в офисе

Многие удаленные сотрудники отмечают, что в домашней обстановке даже больше раздражителей, чем в офисе.

Россияне оценили пользу программ онбординга

Большинство работающих россиян признались, что программы адаптации положительно сказались на их продуктивности.