Став руководителем любого уровня, менеджер, так или иначе, сталкивается с задачами, которые можно описать, поставив несколько вопросов. На чем сконцентрировать свое внимание в первую очередь? Какие усилия позволят объединить сотрудников в решении проблем и вызовов? Что в большей степени укрепит дух в компании? Что сэкономит драгоценное время, сократив до минимума споры и выяснения отношений внутри коллектива? А что исключит предательство и банальное воровство активов организации.
Врагов у руководителя действительно много, а вот союзник только один. Его зовут Авторитет. С одной стороны, он в одиночку способен справиться с любыми из перечисленных врагов и не только. С другой стороны, справедливо утверждение, что именно те, кто недооценивает роль авторитета в успехе руководителя, всегда ищут оправдания своим провалам и неудачам в никудышных сотрудниках, плохой конъюнктуре на рынке, в жадных банках или даже в несчастливом гороскопе. Занимающихся подобным самообманом, взявшихся руководить другими, к сожалению, целые армии. Им даже невдомек, что, лишь озвучивая подобные версии своих неудач, они прямым ходом движутся к еще более глубокой пропасти в своей карьере, нанося разрушительные удары по своему единственному союзнику.
Пять распространенных ударов по авторитету руководителя
- Управление в стиле чайки. Чайка прилетает и неприятно кричит. Руководитель-чайка внезапно обрушивается на головы своих сотрудников с очередной своей «гениальной идеей», ломает согласованный ранее порядок работы, наводит хаос и улетает до появления очередной «божественной искры».
- Высокомерие. Пренебрежительное, надменное поведение любого человека вызывает отторжение, особенно, если этот человек вылез на вершину и подсветил себя прожекторами власти. Яркий свет только подчеркивает уродство и недостатки того, кто ставит себя выше других. Невнимательность, пренебрежительное отношение к другим людям делает глубочайшие пробоины в авторитете руководителя. Если клиенты жалуются на ваших сотрудников, что те не внимательны, грубы или безразличны, наверняка, в вашей компании себя прекрасно чувствует вирус высокомерия.
- Слабость. Авторитет не сможет снискать себе и тот руководитель, который позволяет сотрудникам самостоятельно переформулировать его распоряжения. Другой пример слабости, когда, взявшись за дело, человек не доводит его до конца и берется за новое. Как правило, сотрудники и клиенты в таких компаниях чувствуют себя брошенными, когда на первом этапе знакомства или этапе продаж к ним было повышенное внимание, а через некоторое время внимание пропало без видимых на то причин.
- Неспособность слышать и понимать. Нет, со слухом у такого руководителя все в порядке. У него не развиты те части мозга, которые отвечают за понимание состояния другого человека. Обычно, данный тип руководителей прикрывает свою слабость в понимании других такими словами: «Я ориентирован на результат». Трагедия в том, что устойчивый результат невозможно получить без выстраивания уважительных отношений с окружающими нас людьми. Если руководитель, который бравирует тем, что он ориентирован на результат, не ипэшник, то он должен согласиться с тем, что не он сам создает этот результат, а в его создании задействовано огромное количество сотрудников. Именно от них зависит, каким будет этот итог работы, и как ее оценит клиент. Руководитель с плохим «слухом» никогда не узнает, что такое уважение и авторитет, и чем отличается руководство от работы надзирателя, которой он, на самом деле, сейчас занимается.
- Несправедливость. Эта черта имеет бесчисленное количество проявлений. От двойных, тройных стандартов в компании до отсутствия элементарного внимания к сотрудникам. От необъективной системы поощрения, до не так брошенного слова или взгляда. В нашей культуре люди очень остро и болезненно относятся к несправедливости. Руководитель, не уделяющий этому вопросу значительную часть своего времени и душевных сил, никогда не будет считаться своими сотрудниками справедливым, что намертво замурует ему дверь в зал славы, признания и авторитета.
В действительности, руководитель управляет с максимальным КПД только за счет высокого уровня авторитета. Чем он ниже, тем больше потерь в качестве исполнения распоряжений испытывает компания. Измерить свой КПД авторитета (КПДА) очень просто. Если вы замечали, что не все ваши распоряжения выполняются с оговоренным качеством и сроком, то вы имеете в распоряжении прибор измерения. Чем больше вам надо контролировать, проверять, давать «волшебных пинков», тем ниже ваш КПДА. Только не дайте себя искусить тем, что вы решите, что причина низкого КПДА в никудышных, глупых и жадных сотрудниках. Мысль эта может и согреет вас ненадолго, как алкоголь на морозе, только конечный эффект будет все равно отрицательный. Когда действие спирта пройдет, а лишенное тепла тело останется один на один с морозом, оно замерзнет. Если подобная судьба вашего бизнеса вас не греет, то самое время узнать, как закачивать энергию в столь драгоценного для руководителя союзника.
Авторитет – феномен весьма капризный. Его можно сравнить с плазмой в термоядерном реакторе. Энергией обладает безграничной, но удержать ее очень сложно. Тем не менее, это не повод, чтобы не бороться за него. Именно в этой борьбе и создается человек, личность, которая имеет право называться руководителем.
Пять условий создания сильного авторитета руководителя
- Целостность. Самый важный фактор, влияющий на рост авторитета. Одновременно с этим и самый сложный в реализации, потому что требует повышенной требовательности к самому себе. Целостность – это соответствие внутреннего содержания внешнему образу. Мы воспринимаем человека целостным тогда, когда он делает ровно то, что говорит, что обещает, к чему призывает. Для многих непреодолимым препятствием на пути к целостности встает желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле, прямо сейчас. Неспособность терпеть и продолжительно работать над совершенствованием самого себя беспощадно рушит основу авторитета. Именно потому, что целостным невозможно стать случайно или от рождения, а только благодаря титанической работе над своими слабостями, этот параметр вызывает огромное уважение. Например, если вы жалуетесь на то, что ваши сотрудники не могут работать самостоятельно и за ними нужен глаз да глаз, то начинайте заниматься своей целостностью. Дело в ней, а точнее в ее отсутствии.
- Результативность. Руководитель должен уметь добиваться поставленного результата, в чем бы он не заключался, но для высокого уровня авторитета только этого недостаточно. Сам факт достижения результата должен вызывать удивление и восхищение. Я называю это магией. Такое ощущение у сотрудников рождается тогда, когда руководитель творит чудеса, получая результат там, где, казалось бы, его получить уже невозможно. Конечно, для этого нельзя себя жалеть, нельзя бояться проигрывать. В противном случае не научиться совершать чудеса, а для роста авторитета они нужны. Впрочем, результативность руководителя складывается не только из «чудес». Например, такое качество, как пунктуальность, является обязательным условием для роста авторитета.
- Жизнестойкость. Руководитель, на каком бы уровне в структуре организации не находился, испытывает колоссальные физические и психологические нагрузки. Только показывать это кому-либо он не имеет права. Способность выдерживать удары и вставать после падений с улыбкой – это и есть жизнестойкость. Суровое выражение лица, а тем более скорбное, не требует усилий. Хотите, чтобы вас уважали, улыбайтесь. Ваши сотрудники прекрасно понимают текущую ситуацию и знают, когда вам тошно. Когда же вы «держите» позитив, несмотря на тяготы, ваш авторитет растет, потому что в глазах ваших коллег вы необычный и сильный, несгибаемый и несокрушимый. Вы отвечаете за настроение и боевой дух своей команды. Наплевать, как вам плохо. Ваш авторитет там, где вы улыбаетесь, когда ни у кого на это не осталось сил.
- Щедрость. «Что ты спрятал – то потеряно, что ты отдал – то твое», – сказал Шота Руставели. Воодушевляйте, объединяйте, вселяйте уверенность в своих коллег. В этом подлинная роль руководителя. Делайте это, и высокие результаты и прибыль придут. Прибыль – это следствие качественного инвестирования души, сил, энергии, страсти в людей. Выкиньте мелочное беспокойство о своем кармане. Руководитель не может быть ничтожеством, он обязан развивать других каждый день, каждый час, каждую минуту, тогда с каждой секундой размер вашего авторитета будет прирастать, а вместе с ним и ваша сила.
- Идеализм. Да, мелочный руководитель значительный авторитет себе не создаст. За большим авторитетом всегда стоит большая идеология. Именно она помогает руководителю принимать решения на основе чего-то большего, чем его личная выгода. Это очень важный момент. Хотите, чтобы ваши распоряжения выполнялись мгновенно и с высочайшей точностью? Тогда перестаньте исходить из интересов, ограниченных вашим кожным покровом. Вам надо выйти за пределы себя и предложить идею, которая будет вызывать восхищение, кураж и азарт у ваших сотрудников. Однако, у вас получится это сделать лишь тогда, когда вы забудете про свои шкурные интересы.
Как и в случае с низким КПДА, оценить высокий авторитет просто. Это видно по работе команды руководителя и по составу сотрудников, которые в нее входят. По настоящему авторитетный лидер, не боится собирать вокруг себя людей, превосходящих его интеллектуально и профессионально. Они добиваются высоких результатов, работая, как одно целое, легко и с удовольствием.
Да, управлять можно по-разному. Можно за счет серости своих сотрудников, за счет их бедности, алчности, неуверенности в себе и прочих слабостей, и считать себя гениальным и ловким руководителем. Да, вы ловкий, но есть одна плохая новость: это временно. Конкуренция, открытые рынки, доступная информация очень быстро разрушают иллюзии «всемогущих» руководителей-ловкачей.
Авторитет руководителя является его главным инструментом управления. В какой-то момент у вас может ничего не остаться, но если у вас есть авторитет, вы будете продолжать успешно достигать результатов, удерживая штурвал и вытаскивая свою компанию из любого шторма. Когда же в итоге солнце выйдет из облаков, а именно так всегда и происходит, у вас не останется никаких сомнений в том, что тяжелейшая работа на свой авторитет стоила тех усилий до последней капли пота, что вы ей отдали.
Авторитет – драгоценный союзник руководителя. Любите его и берегите, как зеницу ока.
Чтобы разрушить авторитет - его нужно сначала заработать... А руководитель, способный заработать авторитет, вряд ли способен самостоятельно его разрушить - кроме случаев умопомрачения (что тоже не редкость).
Тезис о том, что авторитет - главный инструмент руководителя, по крайней мере спорный... Руководителями ведь СТАНОВЯТСЯ, а не рождаются! И чтобы способного управленца заметили, его руководящие усилия должны быть эффективными, а при отсутствии "главного инструмента" на начальном этапе это по крайней мере весьма затруднительно!
А с тем, что авторитет - союзник, могу согласиться! Кроме тех случаев, когда авторитет остался от "давно минувших дней", а профессионализм с годами просто исчез и компенсируется как раз авторитетом!
Так что, немного перефразировав классика, я бы сказал "в руководителе всё должно быть прекрасно - и..., и ..., и...."
Авторитет руководителя формируется постоянным развитием. Его нельзя заработать раз и навсегда или отбросив некоторые привычки...
хорошая статья.
Сергей, не соглашусь с Вами. Разрушение авторитета "своими руками" происходит и в бизнесе, и в политике сплошь и рядом. Примеров тому - сотни, если не тысячи!
Виталию Антощенко - спасибо за статью!
Виталий, хорошая статья! Если всё, что Вы написали назвать просто, то это будет выглядеть так: "Что бы за тобой шли люди, они должны тебя уважать!"
Если у людей есть выбор - идти за.. или нет - это одна ситуация, но в случае с руководителем - всё не так однозначно! Движение за кем-то может быть не только по убеждению, но и по принуждению, что не редкость!
Была такая популярная в СССР телепередача - "Кабачок 13 стульев", среди героев был "пан директор" и отношение к нему окружающих обыгрывалось с разных сторон и ракурсов!
В современных реалиях многие руководители считают (по молодости, неопытности или своим убеждениям), что им достаточно, чтобы их слушались и исполняли их волевые распоряжения, да и слово "авторитет" теперь имеет по крайней мере два значения - как заслуженное уважение и признание несомненных качеств руководителя, и как человека, сила которого подкреплена суровыми людьми со своими понятиями...
Виталий, конечно же, рассматривает первое значение слово "авторитет" в приложении к руководителю!
Сергей, по Вашей логике, все работают по принуждению... Нужны деньги, что бы кормить семью, купить квартиру, машину, съездить в отпуск (ненужное зачеркнуть:))). И человек идёт и работает, выполняя команды и приказы руководителя, что бы получить свою зарплату. Понимаете, Сергей, для одних, вообще работа - это принуждение (особенно для "авторитетов", они вообще не работают), а для других работа - это самореализация, если хотите... Всё зависит от того, как Вы смотрите на жизнь в целом:))) По этому получая одну и ту же зарплату и делая одну и ту же работу, два разных человека за своим руководителем буду идти от своих жизненных установок: один по убеждению, а второй по принуждению! А СССР вообще не в тему, так как "плановая" экономика, очень сильно отличается от "рыночной", как собственно и менеджмент!
А куда же делся СССР? Осмотритесь вокруг - его до сих пор 50 процентов как в основных фондах, так и в технологиях, идеологии, да и в менеджменте! Я поработал во времена, когда были парткомы и одна "руководящая и направляющая сила", и уже последних лет пять как наблюдаю влияние на бизнес, высший менеджмент и так называемый "рынок" ещё одной партии! А реализация указов, которые нельзя не выполнить? Было уже такое - только называлось по-другому...
Кнут, пряник и следование идее под лозунгом самореализации - не мы придумали, а уж их сочетание - вообще индивидуальный параметр, зависящий даже от температуры наружного воздуха!
Сергей, я понял о чём Вы! Вы правы, я спорить не буду!