Обычно роботы служат для выполнения однообразной и повторяемой работы с максимально возможной скоростью, которая намного выше возможностей человека. На слуху программы-трейдеры, программы-поисковики и прочие. Первые проблески роботизации в промышленном производстве тоже заметны на фоне серых пейзажей. В Китае функционирует фабрика по производству мобильников Changying Precision Technology Company, где 90% рабочих заменили роботизированными линиями. Было 650 человек, осталось 60, и собираются сократить до 20. Производительность выросла на 250%, брак уменьшился на 80%.
А возможна ли роботизация управленческих процессов, которые поддерживаются с помощью так называемых ERP-систем?
ERP (Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия) — организационная стратегия интеграции производства, операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами, ориентированная на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия посредством специализированного интегрированного прикладного программного обеспечения.
Программные продукты ERP внедряются на отечественных предприятиях как на базе зарубежного кода, так и собственных разработок. Причем после недавней девальвации российские программные продукты становятся все более привлекательными в силу более низкой цены. Я не буду вдаваться в обзор рынка. Но хотел бы отметить, что флагманы российского бизнеса уже с середины нулевых имеют практический опыт в автоматизации бизнес-процессов, как успешный, так и не очень.
Одни ценою невероятных усилий и политической воли добиваются поставленных результатов, двигаясь маленькими, но последовательными шажками. Другие мимикрируют или искренне пытаются найти успех в автоматизации, но у них не получается. Таких большинство – до 85%, по моим оценкам. Хотя есть примеры, когда проекты по автоматизации пробуксовывали и у западных успешных компаний – только эти неудачи были тщательно скрыты. Этот путь достаточно тернист, многие идут по нему вслепую. Мало кто знает, как все должно быть. Поэтому ошибок в сфере автоматизации больше, чем в других. Но это другой и долгий разговор.
Очевидно, что пока не будет общей наработанной практики обкатки ERP-систем на российских промышленных предприятиях, а только фрагментарные успехи – нельзя говорить о сформировавшемся технологическом укладе. Два-три года – тот необходимый срок, чтобы с уверенностью сказать: ERP-автоматизация достигла поставленных целей. Однако уже сегодня мы можем оценить горизонты ERP-роботизации на основе тенденции в мировой практике управления и на лучших практиках отечественного бизнеса.
Если рассматривать предприятие как пучок функций, можно проанализировать, насколько реально заменить техническим интеллектом (программным кодом) человека (должностное лицо). Так, производственная функция, говоря о конвейере, сборочных линиях и прочем серийном производстве, достаточно органично подвергается автоматизации. За рубежом внедрение промышленных машин-роботов достаточно успешно. Соответственно, автоматизация (цифровизация) данных процессов с помощью программного кода не является трудной задачей. Исключение могут составлять нестандартизированные и неповторяющиеся процессы, например, в сфере услуг, проектных бизнесах, мелкосерийных производствах и некоторых других. Большинство производственных процессов вполне себе вшиваются в программный код.
Для непрерывного производственного процесса необходимо поддерживать основное, да и вспомогательное оборудование в исправном состоянии. Функция ремонта и технического обслуживания обычно лежит на инженерно-технических специалистах предприятий. Они работают в двух режимах:
- Составляют графики плановых воздействий на активы, которые затем преобразуются в стоимостные планы и бюджеты соответствующих функций. Здесь очевидно, что ведомости работ должны формироваться на основе запрограммированных правил, либо правила должны вносить в ERP-программу все те же люди.
- Реагируют на неполадки оборудования и дают оценку необходимому внеплановому ремонту, а затем дают команду начать работы.
Да, современные средства диагностики позволяют выявлять отклонения в режимах работы оборудования. Таким образом, нужно решить только проблему ввода данных для планирования ремонтно-сервисных программ на оборудовании.
Следующая обязательная функция – это функция продаж-закупок. В результате развития разнообразных торговых интернет-площадок, имеющих встроенные арбитражные функции, торговля плавно переходит в онлайн. Также институциональная среда регулирует все глубже правила закупок товаров и услуг, что отражается как на продавцах, так и на покупателях. Электронные сервисы распространены в госзакупках и секторе b2b. Свобода в принятии решений специалистов снабженческих служб и служб сбыта практически сводится к нулю. Даже от решения менеджеров этот бизнес-процесс не зависит. Проникновение в маркетинг аналитики Big Data также снижает возможности для принятия самостоятельных решений внутри фирмы.
Таким образом, если бизнес-процессы закупок и продаж полностью определяются внешней конъюнктурой и институциональной средой, то ERP-роботизация данной функции – это вопрос гармоничной интеграции компании с внешними интернет-платформами и ресурсами.
Остаются две важные функции: учетная и экономическая. Учетная функция любого предприятия в основном сводится к регламентированному финансовому учету. Если правила такого учета заранее прозрачны и известны, то зашить их в программный код не является трудновыполнимой задачей. Это касается и других видов учета, будь-то международный или управленческий учет.
Так мы можем средствами программирования заменить всех учетчиков, так как все процессы, связанные с производством, закупками, продажами и ремонтно-сервисными операциями, отражаются в программной оболочке, а главный бухгалтер нам нужен только для проверки методологической правильности разнесения данных по регистрам. Более того, если мы решим пользоваться услугами внешнего аудита, то можно абстрагироваться и от главного бухгалтера как такового. Выводы: роботизировать учет и отчетность предприятия практически возможно.
Вторая, и пожалуй, самая важная в нашем перечне функция – экономическая, управление эффективностью операций. Данная функция определяет последовательность действий, которые приводят к решениям о принятии на себя тех или иных обязательств, которые затем превращаются в затраты, а далее – в расходы. Денежные оттоки и притоки – это производные процессы. Когда руководство приняло решение о проведении какого-либо мероприятия, тогда с большой долей уверенности можно говорить о заключении оформленных юридически соглашений (договоров), в которых обязательно присутствуют графики и условия оплат.
Как мы уже отметили выше, в условиях предсказуемости алгоритмов бизнес-процессов в предыдущих модулях функций (производство, ремонт и ТО, закупки-продажи) мы не можем значимо влиять на натуральные (количественные) показатели и планы, так как программно все жестко отнормировано и увязано в единый бизнес-процесс. А в силу жесткой рыночной инфраструктуры, в том числе на рынке труда, нам почти не остается свободы управлять ценовыми и тарифными составляющими затрат и доходов.
В итоге, если дальше двигаться в оптимизации бизнес-процессов и совершенствовании ERP-программ – то можно придти к разработке ERP-робота. А для управления предприятием будет нужен только один менеджер, вооруженный такой программой.
Очевидно, что отечественным разработчикам и бизнес-технологам пока не до этого. Но будущее уже на горизонте. На мой взгляд, через три-пять лет ведущие мировые IT-компании начнут разработки в этом направлении. И в нашей стране есть реальный шанс занять достойное место на мировом рынке программного кода в сфере управления промышленностью.
Интересно, сколько людей существует, которые считают, что не может?
Понятное дело, что роботизация заменит очень многие человеческие профессии. И, не исключено, что однажды искусственный интеллект посчитает само существование человека ненужным. То самое "восстание машин", которое еще в старом добром "Терминаторе" описывается. Вполне реальный сценарий развития событий.
>>> если дальше двигаться в оптимизации бизнес-процессов и совершенствовании ERP-программ – то можно придти к разработке ERP-робота. А для управления предприятием будет нужен только один менеджер, вооруженный такой программой
"Страшнэ пэро не в гусака!".
Уже есть смарт контракты. По сути это роботы управленцы, работающие в заданном алгоритме.
Совокупность смарт контрактов в цепочках блокчейн создает экосистему заменяющую управленческую иерархию. Подобная система способна не только решать организационные задачи, но и генерировать свою валюту. В этой среде появляется прозрачность и у смарт контрактов отсутствуют слепые зоны . Процесс принятия решения становится естественным.
Системная инженерия заменяет топ менеджмент. В общем то это шаг в сторону меритократии.
"В итоге, если дальше двигаться в оптимизации бизнес-процессов и совершенствовании ERP-программ – то можно придти к разработке ERP-робота. А для управления предприятием будет нужен только один менеджер, вооруженный такой программой." - главное при этом не вводить должность CDO и будет все ОК.
Ответ на этот вопрос зависит от того, какой смысл вкладывать в слово Управление. Если управление - это перевод системы из одного состояния в другое, то скорее всего, что можно.
Всегда ли используется только этот смысл? Мы легко говорим об управлении автомобилем или самолетом. Однако язык "застревает", когда мы пробуем сказать "менеджмент автомобиля".
При этом, когда говорим об организации, то часто заменяем слово менеджмент на слово управление (управление организацией и менеджмент организации) Об этом много писалось в обсуждении статьи о Тейлоре и Минцберге.
Получается, что в слова "менеджмент и управление" - могут вкладываться разные смыслы. Поэтому, на мой взгляд, там где говоря управление подразумевается, заменить роботом не получится!
Что касается процессов закупки и продажи, о которых пишется в статье, то на электронных площадках это уже не продажа, а скорее обмен товара на деньги:)
При обмене робот хорошо справляется, а при продажах вряд ли
Вопрос поставлен правильно, будет светлое будущее, или нет. Жалко только что управление (менеджмент) перепутали с контролем и распределением ресурсов. И если вместо ERP написать по русски планирование в организации и контроль за ресурсами (а это часть процесса управления), всё будет очень понятно. Что касается автоматизации этого процесса, то по крайней мере часть такой автоматизации реализована в современных холодильниках. Кончается неснижаемый запас, он через интернет делает заказ с доставкой. Решение готовое, бери и пользуйся. Большой массив данных?, возьмите несколько холодильников. Только не путайте управление или менеджмент с контролем и распределением, хотя это часть менеджмента.
Управлять - нет, слишком много нюансов
А вот экспертная система - вполне
Благодарю автора за статью. Есть интересные мысли и идеи. Вплотную крупные холдинги уже начали заниматься роботизацией управления: посмотрите свежие назначения в системообразующих. Правда готовых внедренцев с высшими в ИТ, экономике и психологии на рынке немного. Поэтому и берут то что есть. Слегка замедляясь. Техзадания пишут уже 3 компании (то , что мне известно). Удачной недели, друзья.
от некомпетентного управленца ни одна программа не спасёт....
Не так уж и легко говорить об управлении автомобилем или самолетом. Скорее можно говорить об управлении направлением и скоростью движения. Во всяком случае, именно их мы задаем, контролируем и обеспечиваем обратную связь. Мы автомобилем не управляем, а управляемся с ним, используя как средство достижения своей цели, в данном случае перемещение.
Управление атомобилем, требует постановки перед ним цели. Вот если удастся (возможно не за горами) поставить цель перед автомобилем, то это и будет "менеджмент автомобиля".
Сейчас (наверное уже не везде) цели ставят люди, поэтому они управляют. Вот когда цели начнет ставить ИИ, то тогда управлять начнет он, и возможно, производительность производства вырастет в разы, но, что будет если ИИ начнет ставить цели в социальных вопросах Общества?