«Стремитесь к великим целям, все остальное сложится само!»

Тот, кто мыслит не масштабно, успеха не добьется. Тот, кто нацелился на миллионную прибыль, – тоже, считает Боб Дорф – гуру в области стартапов, консультант, писатель и успешный предприниматель, под руководством которого восемь компаний успешно вышли на биржу.

Executive.ru: Как основатель стартапа может прогнозировать будущее: неопределенное, непредсказуемое, не измеримое?

Боб Дорф: Основатели стартапов живут в состоянии нестабильности – оно для них вполне естественно. Нет определенности в том, насколько продукт окажется успешным – какой будет реакция потребителей на него, что предпримут конкурентыи т.д. И все это – ключевые составляющие любого стратапа. Стартап – это хрупкое творение. И отчасти именно поэтому основатель стартапа должен быть смелым, настойчивым, целеустремленным, страстным в своем деле человеком. Людям без этих качеств будет гораздо комфортней работать в «Газпроме» или «Лукойле». Стартап – это для немногих отважных и готовых к риску людей. Экономическая нестабильность относительно нестрашна для стартапа, поскольку на такие проекты большее влияние оказывают другие микроэкономические факторы.

Executive.ru: Как часто автор стартапа должен пересматривать бизнес-план?

Б.Д.: Очень и очень часто. Основателю стартапа просто необходимо постоянно реагировать на реакцию клиента, вносить существенные изменения в процесс. Это необходимо делать как только вы понимаете, что в соответствии с отзывом клиента продукт или какие-то его особенности не совсем отвечают потребностям аудитории.

Executive.ru: В вашей книге «Стартап. Настольная книга основателя» вы употребляете термин «разворот стартапа». Что вы понимаете под разворотом?

Стартапы

Б.Д.: Если считать «разворот стартапа» неудачей или отступлением на несколько шагов назад, то могу сказать, что это происходит довольно часто. Особенно в первое время после запуска стартапа. Стартап сам по себе, это не чисто бизнес, это представление, мечта, предположение, идея, взятая его основателем из воздуха. Стив Бланк, мой коллега по книге, описывает стартап, как «временную организацию, созданную, чтобы быть над бизнесом». Каким образом это возможно? За счет достижения стабильности продукта, операционной деятельности, связанной с ним, стабильного роста и прибыльности. Именно достижение этих стабильных показателей и делает стартап бизнесом. Наш метод предполагает, что постоянные исследования и периодическое отступление назад должны быть неотъемлемой частью процесса запуска стартапа. Почти ни один стартап, даже если это Facebook, Groupon или Amazon, не шел сразу по проторенной дорожке прямо к звездам. Это никогда не происходит сразу. И, чем более чувствительно команда стратапа реагирует на потребности и пожелания клиентов, тем грамотнее у нее получается делать «развороты». Чем выше уровень ответственности команды, тем больше шансов на успех. Я не располагаю статистикой по России, но что касается США, то практика показывает, что более 95% стартапов, создававшихся с размахом и скорой надеждой на десятки миллионов долларов оборота, терпят неудачу. Полагаю, что подобное правило применимо и к российским условиям. Многие забывают об этом факте, охваченные «эйфорией стартапов», наблюдающейся последние годы. Необходимы удача, сила духа и настойчивость, чтобы построить великую компанию. Честно говоря, по сравнению с количество попыток, подобные примеры достижений очень редки.

Executive.ru: Если автор стартапа слышит с разных сторон противоречивые советы, кому он должен доверять?

Б.Д.: Любой основатель стартапа, должен советоваться только с теми людьми, кто заботится непосредственно о его успехе, как создателя стартапа. Это не инвесторы и не члены семьи. Только люди, кто знает эту отрасль, этот бизнес, кто может быть честным и непредвзятым по отношению к владельцу стартапа. Это очень хороший вопрос, ведь стартаперам регулярно приходится сталкиваться с кучей неопределенных вопросов и они часто испытывают потребность в советах. Это трудная, но необходимая задача – среди массы противоречивых советов «услышать» именно ту мудрую рекомендацию, которая поможет ему сориентироваться в неразберихе рынка и в отношениях с клиентами.

Executive.ru: Дэн Сенор, Сол Сингер в книге «Нация умных людей. История израильского экономического чуда» пишут, что израильская армия является средой для венчурного предпринимательства, для создания новых технологий. Это единственный пример такого рода на планете?

Б.Д.: Израиль – неординарный пример государства, которое изо всех сил боролось за свое существование весь ХХ век. И почти каждый его гражданин, будь то мужчина или женщина, вовлечен в эту борьбу. В замечательной книге Сенора и Сингера как раз говорится, что «после того, как тебя подстрелили несколько раз, принимать амбициозные и находчивые решения уже гораздо легче». Многие страны пытаются повторить опыт Силиконовой Долины, но только Израиль достиг успеха. Не забывайте, что это – иссохшая пустыня с незначительной местной индустрией и сельским хозяйством. Чтобы не слыть только продавцом мацы, израильскому государству пришлось сделать выбор – «вводить и принимать новшества или умереть». И они сделали свой выбор. Поэтому сейчас они на втором месте после Силиконовой долины по показателям экономического роста на душу населения.

Executive.ru: Что должно делать государство, если оно действительно заинтересовано в развитии стартапов?

Б.Д.: Во-первых, упростить для стартапов достаточно бюрократичный процесс оформления документов и налогообложение. Некоторые страны ввели практику оформления стратапа по упрощенной схеме. Процесс оформления занимает всего один день. Во многих странах действует льготная схема налогообложения по налогам на прибыль, на фонд оплаты труда и т.п. Некоторые страны, такие как США и Колумбия, предоставляют для запуска стартапа кредиты со сниженными процентными ставками.

Во-вторых, правительство должно разрабатывать и поддерживать программы по обучению молодых талантливых стартаперов. Обучать их, как придумать и построить бизнес, а не создавать роботов, думающих по заданной схеме. В России есть эти задатки. Причем, что радует – не только в Москве, но и в регионах. В этом плане хочу отметить «Сбербанк» – благодаря ему мою лекцию, в том числе и о стартапах, бесплатно увидели предприниматели 77 городов России.

В-третьих, правительство должно разрабатывать соответствующие налоговые механизмы, чтобы стимулировать инвесторов вкладывать скромные деньги (порядка $100 тыс.) в стартапы, и получать за это налоговые вычеты или иные выгоды, как «налог на реализованный прирост капитала», действующий в США. Это очень важно. Это влияет на поведение инвесторов. В США, например, прибыль от инвестиций в стартапы (и другие доходы от прироста капитала) облагаются налогом в 15%, в отличие от 40% на «обычные» доходы.

Executive.ru: Что должны делать российские университеты, чтобы поддержать стартапы?

Б.Д.: Они должны приглашать больше опытных предпринимателей, инструкторов бизнес-школ и экспертов в области стартапов, способных преобразовать учебную систему в этом направлении. Насколько я понимаю, сегодня подобные дисциплины почти не преподаются в российской высшей школе. Должны быть курсы предпринимательского мастерства, поддержки клиентов, многое другое.

Executive.ru: А какова роль бизнес-школ в индустрии стартапов?

Б.Д.: Программы MBA формируют структурированность мышления в отношении всех компонентов бизнеса, и по сути своей, должны быть отправной точкой в обучении запуску стартапов. Здесь должны учить бережливости, развитию клиентов, формировать уникальные навыки, которые отличают великих предпринимателей.

Executive.ru: Как последствия украинского кризиса скажутся на отношении западных инвесторов к российским стартапам?

Б.Д.: Я думаю, что этот кризис едва ли ухудшит и без того трудную задачу получения финансирования, с которой сталкиваются российские стартапы на начальной стадии. Инвестирование на ранних этапах, как правило, производится в локальные компании, так сказать «недалеко от дома». Чтобы была возможность постоянного контроля над процессом развития компании, над тем, как она использует вложенные инвестором деньги. Это создает трудности для российских инвесторов. Венчурные инвесторы как правило не будут инвестировать, если у них нет офиса или старшего партнера непосредственно в стране стартапа. Думаю, пройдет немало времени, прежде чем правительство России предпримет шаги для привлечения иностранных инвесторов и защиты их инвестиций.

Executive.ru: Как скажется рецессия на финансировании стартапов?

Б.Д.: Конечно, когда меньше «свободных» денег, то меньше и инвестиций. Однако я не думаю, что это само по себе является важным фактором. Великие стартапы находят своих инвесторов, это только вопрос времени. У «обыденных» стартапов это получается редко. Поэтому я всегда призываю стартапы стремиться к большему – к «великим» продуктам, «великим» продажам, «великим» клиентам. Если у вас это есть, то все остальное сложится само по себе – уж поверьте.

Источник изображения: napratica.org.br

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Почти половина россиян сталкивалась с синдромом самозванца при повышении

Они сомневались, что заслуживают новой должности, и были не уверены в своих компетенциях.

Премия E+ Awards открыла набор в жюри юбилейного сезона

Заявки принимаются до 31 декабря 2024 года.

Четверть россиян на удаленке испытывают больше стресса, чем в офисе

Многие удаленные сотрудники отмечают, что в домашней обстановке даже больше раздражителей, чем в офисе.

Россияне оценили пользу программ онбординга

Большинство работающих россиян признались, что программы адаптации положительно сказались на их продуктивности.